главная

СКАЗКА-ЛОЖЬ, ДА В НЕЙ НАМЕК...

Какой урок извлекут для себя добры молодцы из современных телесказок?

Массовая культура западного «розлива» вторгается в нашу жизнь, меняет ее, перекраивает под себя, навязывает ценности, потребности, желания, диктует модели поведения.

Мы обратились к безобидным с виду игровым телешоу, которые «освобождают» участника от обязанности быть человеком, разрешают забыть о чести и достоинстве и утверждают одну лишь «вечную» ценность - быстрые и легкие деньги. Сегодня мы снова обращаемся к деятель­ности наших ультралиберальных СМИ, ведь именно они играют лидирующую роль в разрушении той культуры, которая носила имя христианской. Переоценка «устаревших» норм и перетолковывание неугодных понятий происходят по­всеместно, но самое страшное, что главный удар наносится по тем, кто еще не в состоянии сделать полноценный нравственный выбор между добром и злом, чье сознание еще только формируется, - по нашим детям.

Изменение духовных и нравственных ориентиров легче всего происходит в детском возра­сте. Первый шаг - уничтоже­ние традиционной символи­ки добра и зла совершается, когда нравственные понятия, сто­ящие за символами, посте­пенно утрачивают однознач­ность, становятся относи­тельными.

Так, дракон в христианс­кой культуре - символ абсо­лютного зла: «И низвержен был великий дракон, древний змий, называемый диаволом и сатаною, обольщающий всю вселенную, низвержен на землю, и ангелы его низвержены с ним» (Откр. 12, 9). В средневековой литературной традиции христианского Во­стока и Запада символ ду­ховного зла воплощается в образе злобного чудовища - огнедышащего дракона (ска­зание о Георгии Победонос­це «Чудо святого Георгия о змии»; чудовищный дракон Грендель в древнеанглийском сказании о Беовульфе; в русских сказках - Змей Горыныч). Но вот появляется «милый дракоша». Он, конеч­но, изрыгает, как водится, пламя, но подружиться с ним можно, и в нужный момент дракоша поддер­жит друга сво­им огнен­ным ды­хани­ем.

Вампиры и безобразные привидения - персонажи са­танинского мира. Но в «по­стхристианском обществе» кардинально меняются ду­ховные и эстетические пред­ставления: инфернальный мир условен, не так страшен и не являет собой абсолют­ного зла. Не все вампиры - исчадия ада, в чем убеждает маленького зрителя мультсе­риал о приключениях вампиреныша, а подросткам аме­риканские режиссеры пред­лагают «Баффи» - лиричес­кую повесть о том, что и вам­пирам «ничто человеческое не чуждо»: влюбленный вам­пир готов вступить в борьбу со своими сородичами за любимую девушку и неотъемлемое право челове­ка питаться гамбургерами и пить кокаколу, а не человеческую кровь.

Что касается привидений, то и они поддаются перевос­питанию, главное - найти в древних манускриптах необ­ходимые педагогические тех­нологии. В сущности, нет бездны, отделяющей нечис­тых духов от «полезных» че­ловеку, надо лишь знать, как нечистых подчинить себе и направить их деятельность в нужное русло.

Допускаю возражение: «Ведь это сказ­ки, разве в класси­ческих сказках не присутствуют персонажи, заимство­ванные из вре­мен древнего язычества? Здесь и гномы, и феи, и колдуны, и Баба Яга, и Кащей Бессмертный». Да, присутствуют, но здесь сказочный сюжет раз­вивается по строго заданным нравственным координатам: мифические персонажи - это образы либо зла, либо добра. Кащей Бессмертный не может стать великодушным, Баба Яга - красивой, феи бы­вают либо добрыми, либо злыми, перевоспитать их не­возможно, ибо такова приро­да духовного зла.

«Сказка - ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок». В традиции класси­ческой литературы сказка преподавала ребенку первый урок «испытания духов» - от Бога ли они. Зло безобраз­но и пагубно, заигрывать с силами зла смертельно опасно для человека.

Какой же намек содер­жится в сегодняшних теле­сказках и какой урок извле­кут для себя наши добры молодцы? Намек весьма прозрачен: бабушкины сказ­ки - анахронизм, поскольку они отражают «догматичес­кие» понятия о добре и зле. Урок же для добрых молодцев один: любой союзник пригоден для достижения желанной цели. Естественно, что в маскультуре этого мира должны быть переосмысле­ны символы и образы, восхо­дящие к христианскому ми­ровоззрению, отражены но­вые представления о жиз­ненных ценностях, целевых установках и поведении че­ловека «новой формации».

Таким образом готовит­ся почва для внедрения идей Нью-Эйжда. Черная мисти­ка, оккультизм, эзотерика, ко­торые обрушиваются на де­тей и подростков с экранов ТВ, размывают научно-пози­тивное знание о мире види­мом (материальном), и это отнюдь не жанр фантасти­ки. Ньюэйджевская режиcсура стремится к эффекту достоверности, соединяя обыденную реальность с мистицизмом и псевдонаучны­ми теориями. После такой промывки мозгов интерес к естествознанию, к физике (при наличии природных способностей) легко переме­щается в область ньюэйджевской «метафизики». Ас­трономия исчезла из школь­ной программы, зато астрология, широко рекламируе­мая СМИ, в обыденном со­знании обретает статус «новой науки», которая возро­дила и «научно» интерпре­тировала «древнюю мудрость Востока». Эта «древ­няя муд­рость» (ок­культная эзотерика) проникла и в систему народного образова­ния. Откройте учебное пособие к кур­су «Валеология» для уча­щихся 5-7 классов. Инфор­мация к серьезному раз­мышлению: чем занимается государственный универси­тет педагогического мастер­ства Санкт-Петербурга, со­здавший специальный фа­культет экологического и валеологического образова­ния, где подвизается доцент Л. Г. Татарникова, успевшая защитить докторскую диссертацию, выпустить моно­графию и успешно присту­пить к изданию школьных учебников по новому пред­мету, который официально переводится с латыни как «наука о здоровье». Читаем текст учебного пособия: «Вот чему учит нас древняя мудрость востока. Наша планета, как и всякая дру­гая, состоит из трех миров. Первый из них - это физи­ческая часть планеты: наш земной шар. Он называется миром плотным, или физи­ческим. Второй мир - это «тонкая часть» планеты: мир чувств, желаний, эмоций. Этот мир называется ми­ром тонким, или астраль­ным. И третий мир - это мир мысли: он называется миром огненным. Все три мира совмещаются концен­трически один в другом, об­разуя сложное тело плане­ты. Такое строение напоминает русскую матрешку... Все три сферы планеты, все три мира ее - населены.

Живущие в одном мире не видят других миров и не ощущают их. Но они пере­ходят из одного мира в дру­гой, - умирая в одном, они нарождаются в другом. В каждом из этих миров че­ловек имеет свое тело. Во время сна тонкое тело отде­ляется от физического и уходит в тонкий мир. То же самое происходит и в мо­мент смерти человека». Этот эзотерический пассаж завер­шается вопросом к ученику: «А ты что думаешь по этому поводу?» Не знаю, что дол­жен думать ученик после сего откровения «Агни Йоги», но я лично думаю, что если просвещение и дальше так пойдет, то Российская земля определенно не сможет рождать «быстрых разумом Невтонов». Место Нью­тонов займут теософы и ант­ропософы с учеными степенями.

Ю.В. УШАКОВА