главная

Почем нынче духовность?

"В конце августа губернатор Владимир Кулаков подписал распоряжение о мероприятиях, посвященных 300-летию преставления Святителя Митрофана, первого епископа Воронежского.
Глядя на план торжеств, невозможно не обратить внимание на то, насколько тесно в нем смыкаются церковные и светские мероприятия. Подчас они так плотно увязаны, что отделить одно от другого не представляется возможным. Не хотелось бы пользоваться термином «политкорректность», но именно ее, на мой сугубо личный взгляд, в плане как-то не хватает.
Совершенно непонятно, например, почему на церковные торжества (а они все-таки церковные, сколько ни подчеркивай их общественную значимость) выделяются бюджетные деньги, они ведь достояние всех жителей области: и православных, и не православных. А церковь вроде как еще не объединена с государством, и в государственном бюджете нет статьи на финансирование ни одной конфессии." - такими вопросами задается журналист газеты "Воронежский курьер" Н. Лихоздиевская в статье от 04.11.03 "Почем нынче духовность?"


Комментарий православного священника

Если бы сообщаемое автором заметки соответствовало действительному положению дел, было бы замечательно. Однако, никаких перечислений бюджетных средств на сегодняшний день на проведение празднеств в честь святителя Митрофана, первого епископа Воронежского, не поступало.

Конечно же, можно было бы оставить данную заметку без внимания: очередная PR компания против Церкви, в частности, против Воронежско-Борисоглебской епархии, не привыкать… Но, предположим на секунду, что светская власть пошла навстречу интересам своих православных избирателей и решила помочь им, как указывает автор заметки, в праздновании исключительно «церковного торжества».

Наша страна сейчас переживает сложный и тернистый путь своего возрождения и становления в новой исторической действительности – становления демократического капиталистического государства. Людям в возрасте, которые всю свою жизнь строили коммунизм, рухнувший в мгновение ока, трудно, а порой и невозможно перейти на новый жизненный уклад; молодому поколению, в свою очередь, не понятен тот энтузиазм и самоотверженность, с которым старшие поколения смело шли в «светлое будущее».

Могучая и великая Россия, по сути, оказалась у разбитого корыта: одни все потеряли, другие еще ничего не приобрели. Нужно все начинать сначала, как говорится «с нуля». И разумно, на мой взгляд, было бы начать с осмысления нашей истории, с изучения ошибок наших предков, чтобы больше не повторять их. Однако изучать и анализировать историю, признавать свои ошибки очень сложно и неприятно, проще перекроить историю на свой лад. Привычка – вторая натура. Как прежде, в советские годы, учебники по истории писались в соответствии с коммунистической идеологией, так теперь они переписываются, как кому вздумается.

Обратимся к страницам истории.

Русь разграбленная, страдавшая от непосильной дани, разобщенная и униженная не была способна сбросить татарское иго не объединившись. Кто же выступает в качестве объединяющего начала? – Русская Православная Церковь в лице преподобного Сергия Радонежского. Не он идет к светской власти, а великий князь святой Димитрий Донской приходит к Преподобному за благословением!

Не святитель Митрофан, будучи первым епископом Воронежским, обращается к императору Петру I, а глава государства просит Святителя благословить и создание русского флота, и строительство северной столицы - Санкт-Петербурга.

Вспомним так же, как на исключительно церковные средства в годы Второй Мировой войны была построена целая танковая колонна подаренная Церковью советской власти. Той власти, которая гнала ее, истребляла духовенство, но так и не сумела уничтожить патриотизм и любовь к своей Родине в сердцах верующих.

Можно приводить много примеров самоотверженности, любви к Родине и близким, полнейшей самоотдачи интересам своего народа, своей паствы православных архипастырей и пастырей, полагавших душу за словесных овец стада Христова. И сейчас, среди стоящих у руля власти, есть люди, помнящие и знающие историю, трезво и справедливо оценивающие вклад Русской Православной Церкви в становление нашего государства. И это не только должно радовать и вызывать чувство удовлетворения у каждого патриота России, но и давать надежду, что, по молитвам святителя Митрофана, святых земли Воронежской, всех святых в земле Российской просиявших, Господь возродит нашу многострадальную Родину и сохранит ее среди мирового разврата, безумия, неверия и отчаяния.

Тогда мифические сегодня, но вполне реальные в обозримом будущем бюджетные средства, о которых идет речь в анализируемой заметке – явились бы знаком уважения и данью памяти не одному святителю Митрофану, но в его лице всем истинным сыновьям России, поскольку пастыри идут впереди паствы, но не вместо ее. Конечно же, эти деньги можно использовать для того, чтобы отремонтировать дома, накормить и одеть неимущих, купить учебники, увеличить пенсию и зарплату, хоть не на много и не на долго, но здравомыслящий человек не может не сознавать, что сильное, как в политическом, так и в экономическом плане государство не может существовать без духовной основы – СССР это блестяще доказал. А, если уж на то пошло, сколько у нас храмов, являющихся историческими памятниками, находятся, к нашему великому стыду, в плачевном состоянии? А это достояние не только православных людей, но и всех граждан России.

Иерей Димитрий Бондаренко