главная

ОТВЕТ "АРГУМЕНТАМ И ФАКТАМ"


В воронежском выпуске “АиФ” (№ 22/2000) появилось очередное выступление известных ратоборцев “за свободу совести”: журналистки Анны Абрамовой и кандидата философских наук Михаила Жеребятьева, которого нам представили как религиоведа. Статья оформлена венчиком из предваряющих ключевых посылов: сверху – “Вере в Бога насильно не научишься”, слева наискосок – “Общество”.

С первым постулатом я совершенно согласна. Еще священномученик Петр Дамаскин говорил: “Вера есть свободное убеждение души в том, что говорит Бог”. Для верующего христианина Библия – Слово Божие, для неверующего – религиозно-литературный памятник. Для марксиста-атеиста советских времен православное христианство – это “воспитание рабской покорности”, как утверждает кандидат философских наук Жеребятьев, для серьезного культуролога – истоки великой восточно-христианской культуры, к которой относится и русская культура. Не случайно, отец Павел Флоренский генезис понятия “культура” возводит к культу. Даже тогда, когда происходит секуляризация культуры, эта связь не обрывается, она обнаруживается в мироощущении, в нравственной ориентации творческой личности, в том, какие “проклятые вопросы” (выражение Ф.М. Достоевского) волнуют ум и сердце автора. Если духовные истоки иссякнут, то культурно-исторический тип уходит в прошлое.

Что касается замечания кандидата философских наук о русской песне, “которая не стала церковной”, то очевидно, он не вполне уяснил себе общеизвестный и общепринятый в исторической науке тезис о иерархичности культуры. Большое недоумение вызывает вторая преамбула к статье “Основы православия с черного хода”, а именно: “Общество”. Очевидно, Анна Абрамова и Михаил Жеребятьев считают себя выразителями общественного мнения. Но вот незадача, в московском выпуске “АиФ” от 10 мая приведены данные социологического опроса, данные эти таковы: 52% россиян заявили себя православными (7% мусульманами). Разумеется, степень воцерковления тех, кто назвал себя православными, различна. Но таково их самосознание, такова их духовно-нравственная ориентация. Так что же вычесть их из общества? Не маловато ли будет в остатке?

Однако обратимся к предмету полемики. Авторы статьи решительно протестуют против введения в школах факультатива “Основы православной культуры и нравственности”. Протестуют на том основании, что это ущемляет право других религиозных организаций.

Принять этот аргумент никак нельзя. Во-первых, речь не идет о религиозном воспитании и образовании. К письму Министерства образования РФ № 14-53-281 от 4.06.99 г. вопрос о названном факультативе прямого отношения не имеет. Православная Церковь “обучает детей религии” по желанию родителей и самих детей в церковно-приходских воскресных школах. Этим занимаются и другие религиозные организации в своих общинах.

Речь идет о факультативе, который может компенсировать пробел в гуманитарном образовании. Программа факультатива позволит ученикам понять духовные истоки родной культуры, осмыслить духовно-нравственные ценности, на которые веками ориентировалось сознание русского человека. Кому-то эти ценности не по душе. Но факультативный курс не обязательный предмет, как скажем русский язык и математика. Прихожанка церкви адвентистов седьмого дня В. Долгих, чье письмо явилось как бы сигналом к выступлению наших правозащитников, вольна своего ребенка не записывать на факультатив. В чем проблема? В чем ущемление прав “религиозных меньшинств”? 
Во-вторых, что касается курса по религиоведению, то существующие программы и учебные пособия представляют собой ни что иное, как завуалированную форму атеистического воспитания, а это уже явное нарушение прав верующих родителей. По этой причине религиоведение не может быть обязательным школьным предметом.

О тоталитарных сектах. Наши оппоненты очевидно полагают, что “Белое братство”, Муниты, Виссарион, “Церковь Сатаны” – это те организации, которые не представляют угрозы для психического и физического здоровья человека? Лучше спросить родителей, станут ли они возражать против того, чтобы их дети были предупреждены об опасности быть втянутыми в деструктивные культы.

Думается, что выступление Абрамовой и Жеребятьева идет не от разума, а от чувства. Ну не любят они Русскую Православную Церковь, а за одно ту большую половину своих сограждан, которая себя причислила к православной традиции. Что поделаешь, как говорит русская пословица “плетью обуха не перешибешь”. Россия не Америка, не тот культурно-исторический тип. Свободу совести должно уважать, но так называемые “религиозные меньшинства” обречены в России на внеисторическое, внекультурное существование. И это тоже свобода личного выбора.

УШАКОВА Ю.В., канд. филологических наук, преподаватель Воронежской православной духовной семинарии