главная

В РЕДАКЦИЮ ГАЗЕТЫ "БЕРЕГ"


В номере 45 "Берега" от 5 ноября 1999 года в рубрике "Православие" опубликована статья некоего Владимира Размышляева (явный псевдоним), которая у многих верующих вызвала большое недоумение. Недоуменные вопросы очевидно возникли и у постоянных читателей "Берега".

Автору статьи, склонному к размышлениям, следовало бы сначала обратиться к православному катехизису (изложению основ вероучения Православной Церкви), прежде чем рассуждать о "слепоте наших пастырей", которые не увидели глобальной угрозы для себя, Церкви, Православия и России, исходящей от "кочетковцев" (т.е. тех, кто посещал катехизаторские курсы, организованные о. Георгием Кочетковым).

Может быть, тогда автор уразумел бы, что оппоненты о. Георгия Кочеткова ( и среди них один из ученейших богословов нашего времени покойный о. Иоанн Мейендорф) подвергали справедливой критике не идею огласительной катехизации (катехизация изначально существовала в Церкви), а ложное понятие о двух формах устройства церковной жизни: "синагогальной" и "экклезиальной", попросту говоря, противопоставление прихода общине. Никто не ставит под сомнение законность церковного взыскания, наложенного на о. Георгия Кочеткова. Настоятель отвечает за благочестие своего прихода, а духовник должен вовремя заметить, что его чада впадают в "духовный блуд" (так на церковном языке обозначается недолжное увлечение личностью духовника, которое выливается в восторженное обожание). К сожалению, этим грешили не только чада о. Георгия Кочеткова. Однако не в обычае Православной Церкви клеймить и предавать астрокизму согрешающих. Добрый пастырь всегда стремиться обратить человека к правильному устроению духовной жизни; мудрый пастырь знает, как направить "самодеятельность" неофитов в русло общецерковной жизни. Размышлять, конечно, волен каждый, но зачем же агрессивно-невежественный выпад "размышляевых" против священноначалия Православной Церкви публиковать в рубрике "Православие"? Не для того ли, чтобы в глазах несведущего читателя Церковь выглядела неким идеологическим институтом, погрязшим в политической борьбе?

Именно для того, чтобы наши сограждане получали неискаженное представление о природе Православной Церкви, о ее вероучении, о нравственно-этических основах православной жизни Архиерейский Собор Русской Православной Церкви в 1994 году определил, что духовное просвещение и религиозное образование в настоящий момент являются одной из важнейших задач миссии Церкви в обществе. Уже несколько лет в Воронеже работают катехизаторские курсы, регулярно проводятся духовно-просветительские беседы в молодежном отделе Епархиального управления, при храмах созданы воскресные школы для детей и взрослых, проходят встречи преподавателей Семинарии со студенческой аудиторией.

Для того и существует церковное учительство, чтобы люди, именующие себя православными, не фантазировали по поводу абсурдных ситуаций: действительно ли крещение неверующего (!) человека, если правильно совершен обряд, и не сравнивали бы кощунника с младенцем. И чтобы в головах "независимых экспертов" причудливо не переплетались бы тревожные мысли о "создании новой "продвинутой" Церкви, благословляющей проамериканский "новый мировой порядок". Обратитесь к любой "традиционной" православной бабушке, ежесубботне и ежевоскресно стоящей в храме, или к подростку из воскресной школы (не говорю о наших священниках с академическим образованием), и все они единодушно скажут, что была, есть и пребудет до скончания века единая, святая, соборная и апостольская Церковь, которую, по словам Христа, не одолеют врата ада. Тем паче не под силу это человеческой злобе или глупости.
 

УШАКОВА Ю.В., канд. филологических наук, преподаватель Воронежской православной духовной семинарии