главная

О ВЗАИМОДЕЙСТВИИ СВЕТСКОГО И ДУХОВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ

Направление гуманитарного образования в высшей школы до настоящего времени основывается на искусственном разделении понятий светского и духовного просвещения, что снижает общекультурный уровень выпускников наших вузов, поскольку гуманитарная культура составляет единый национально-исторический пласт. Это убедительно раскрывается в таких фундаментальных исследованиях наших ученых как: "Категории средневековой культуры" Туревича; "Поэтика ранневизантийской литературы" академика С.С. Аверинцева; в литературоведческих работах Бахтина (наиболее яркий пример "Рабле").

Сегодня с удовлетворением можно отметить, что необходимость единства научного и духовно-нравственного аспектов в образовании признается многими руководителями высшей школы. И Воронежская Духовная Семинария (получившая статус Высшего учебного заведения) уже имеет некоторый положительный опыт взаимодействия с высшей школой. С одной стороны, ряд курсов в Семинарии ведут преподаватели ВГУ и Педагогического университета: История Русской Церкви, История Философии, вводится курс Истории России, предполагается ввести курс педагогики. Стало уже традицией совместное проведение учеными ВГУ и Педагогического Университета Кирилло-Мефодиевских чтений. Можно как положительный пример отметить выпуск Альманаха "Воронежская беседа".

С другой стороны Семинария разработала цикл курсов по духовному просвещению в рамках программы светских учебных заведений (лекции читают преподаватели Семинарии): Университет Экономики и Права, Воронежский Филиал Российской Академии Госслужащих при Президенте Российской Федерации. Институт Радиоэлектроники (Миноборона РФ), перспективным является сотрудничество Семинарии с Воронежским Институтом Повышения Квалификации Учителей. При центре духовно-нравственного воспитания Института действуют двухнедельные курсы для учителей, где преподаватели Семинарии читают лекции по библеистике, теологии, истории Церкви, Христианской Антропологии и этике. Для учителей, желающих получить более обширное духовное образование, существуют двухгодичные курсы при Отделе религиозного образования и катеизации Воронежско-Липецкой епархии. Программа разработана Семинарией, читают лекции преподаватели Семинарии, Педагогического Университета и ВГУ.

Думается, что сфера взаимодействия светского и духовного образования может быть расширена за счет введения новых специальностей в высших учебных заведениях. Конкретно: на историческом факультете Педагогического Университета можно ввести специализацию по истории Церкви (что уже имеет место в МГУ).

На философском факультете ВГУ возможна специализация - "Теология", дало бы возможность желающим специализироваться в этой области (по образу западных Университетов, где традиционно существуют теологические факультеты, которые не связаны непосредственно с Церковными структурами и не готовят священнослужителей). Следует также обратить внимание на тот факт, что многие молодые люди проявляют интерес к религиоведению и теологии. Мы не однократно сталкивались с такими случаями при приеме документов в Семинарию. Но духовные учебные заведения имеют свои определенные задачи. Просто Церковь не может обеспечить всем желающим получение религиозного образования. Духовные церковные школы призваны готовить церковно- и священнослужителей. Однако как самой Духовной школе, так и светским учебным заведениям безусловно нужны высокообразованные специалисты в области теологии, религиоведения, истории Церкви, истории Церковных искусств.

Было бы весьма полезно, если бы при Институте Искусств была введена специализация по русскому духовному пению (что имеет место в Московской Консерватории), в Строительной Академии - по Церковному зодчеству.

Это лишь возможные перспективы соединения светского и духовного просвещения в рамках единой системы высшего образования, раскрывающего все рамки великой русской культуры.

УШАКОВА Ю.В., канд. филологических наук, преподаватель Воронежской православной духовной семинарии