главная

 В ПОМОЩЬ ВСТУПАЮЩИМ В БРАК


ВОЛЬНОЕ ОБРАЩЕНИЕ МЕЖДУ СОБОЙ ЖЕНИХА И НЕВЕСТЫ И СУПРУЖЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ ПРЕЖДЕ ВЕНЦА

     "Ревекка лишь только увидела пред собой жениха своего, вземши ризу летнюю облечеся" (закрылась покрывалом) (Быт. 24, 66). Так и у каждого жениха  и невесты взаимные отношения  должны быть прикрыты целомудренною стыдливостью. До венчания они все же меньше близкие между собой лица, чем, например, брат и сестра. Притом, не бывают ли случаи, что свадебный сговор совсем расстраивается после продолжительного времени, после обменов жениха и невесты подарками и взаимной откровенности? Поэтому до венца, и по существу дела и для благородной формы его, необходима сдержанность как в уединенных прогулках, в пожатиях рук, в свиданиях безвременных (например, в глубокий вечер), в разговорах и в переписке о взаимной преданности, так и в гневе друг на друга, в требовании излишних услуг или в оскорблении родителей с той или другой стороны, т.е. или жениховых, или невестиных. В случае расторжения брачного сговора эта вольность обращения будет новым стыдом. Новым наказанием, особенно невесте. Но и с благополучным завершением брака она будет отзываться неприятным воспоминанием для совести. (Удивляется иной вольный жених, что невеста его, как только он прямо и пристально взглянет на нее, вся краснеет; эту красноту ее он готов назвать забитостью ее в семье. Но эта краснота прекраснейший цвет  девства, великое достоинство нареченной его невесты). Вина также жениха и невесты, если они тотчас же после сговора надевают на себя и носят кольца. Допускать это прежде церковного обручения - значит быть виновным в грехе самовольного обручения. Что же до преждевременного сожития желающих венчаться, то такое сожитие "не есть брак и даже не начало брака", но только блудная связь. Даже лучше этим людям совсем разойтись, т.е. лучше им соединиться браком с другими лицами; потому что до законного супружества легко между ними возникнут попреки, холодность и презрение. Но если уже им не с кем более соединиться браком, и если они примут законный брак: все же "венцом (как, между тем, они думают) не прикрывается их грех". Со дня лишь церковного брака законно их сожитие: а за прежнюю связь они должны понести эпитимию, которая полагается 4-летняя, понести или оба, жених и невеста, или один тот, который насилием или обольщением растлил невинное лицо. Но если сожития или связи не было, а только пред самым браком вследствие вольного обхождения допущен грех, в таком случае виновные подлежат однолетней эпитимии (запрещено приступить в Святым Таинам). Наконец, кто падет прежде брака не с самою невестою, а с матерью ее или с другим кровным для нее лицом, тому и брак с этою невестою воспрещается. Нареченные женихи и невесты! Не в последней короткости обхождения должно состоять ваше предварительное ознакомление, и не в том, чтоб вам ни на час не отставать друг от друга, везде выходить  и выезжать вместе, нет, не в том! Но чтоб увериться во взаимных добрых качествах и на основании-то взаимной любви и взаимного уважения утвердиться в решимости сочетаться браком. Который из вас будет держаться скромнее и степеннее, тот в глазах другого и заслужит большее уважение. А вам нужно позаботиться не об одной сердечной любви, но и о взаимном уважении; потому что первое без последнего не совсем прочно.

Из книги "Нравственное богословие для мирян"
(Издание Свято-Успенского Псково- Печерского монастыря, 1994 г.)