Пост и Покаяние

Верность Господу

Сегодня, спустя две тысячи лет, протекших с тех пор, как «Слово стало плотью и обитало с нами, полное Благодати и Истины» (Ин. 1, 14), Царство Божие приблизилось к нам, и это очень важно и значимо для каждого человека.

«Христос рождается — славьте, Христос с небес — встречайте, Христос на земле — возносите, пойте Господу, вся земля, и веселием воспойте, люди», — поет Святая Церковь в дни Рождества Христова. И с этими словами что-то изменяется в нашей жизни, в самом воздухе, которым мы дышим, во всем строе церковной жизни. Мы как будто чувствуем где-то вдали первый свет самой великой радости из всех возможных — пришествия Бога в Свой мир. И это радостное ликование, эта благая весть, не может оставить никого равнодушным и безучастным. Что-то загадочно-таинственное происходит в нашей душе, необъяснимое чувство радости охватывает сердце, мысли в эти минуты. Мысль о том, что с нами Бог, изменяет человеческую жизнь и саму нашу природу. Бог, который не где-то там, за пределами этого мира, не абстракция, не плод нашей фантазии, не часовщик, некогда создавший механизм и бесконечно удалившийся от него, нет! — Бог живой, любящий, знающий наши проблемы и нужды, тесно участвующий в нашей жизни, готовый помочь в любую минуту, Бог жертвующий, Который не погнушался человеческой плотью для спасения своего создания. Сегодня Он оставляет престол Своего Отца и в окружении Ангелов спешит на землю. Он преобразил ясли, в которых родился, в небо, а людские сердца — в храмы Святого Духа. Властелин вселенной станет слугой у людей. Невместимый вмещается во утробе Девы, неосязаемый станет осязаем и видим. Он Творец, судия живых и мертвых, будет несправедливо осужден и умрет от пыток и издевательств тех, кого сделал венцом Своего творения и поставил царем и хозяином зримого мира.

Мы более не рабы греху, но свободные, мы не страшимся бури стихий мира сего, ибо имеем надежную пристань в Царствии Небесном. Мы больше не одиноки в этом мире, ибо Сам Бог протягивает нам руку, чтобы помочь и спасти. Но распоряжается этим бесценным даром каждый по-своему. Мы можем скрыть этот дар, как евангельский талант, зарыть в землю, забыть о нем в суете обычной жизни с ее мелочными попечениями и заботами, а можем умножить его, освятив свои дни подвигом молитвенного труда, искренней любви к Богу и ближним. И тогда мы увидим, как вместе с нашей душой меняется сама жизнь вокруг нас, как просветляется и преображается окружающий нас мир.

Для большинства людей Рождество Христово — это праздник надежды. Только полностью отчаявшиеся люди не ждут его. Каждому хочется верить, что в его судьбе произойдет поворот к лучшему, появятся новые ощущения, надежды на что-то светлое и доброе. Как часто многие надеются, что жизнь улучшится сама собой, благодаря внешним причинам. Они не подозревают, что мрак повседневности только любовь может осветить в их душе. Но чтобы обрести ее, необходимо очистить свое сердце, понудить себя к исправлению, открыть свою душу и сердце навстречу Богу, Который способен преобразить нашу повседневность, наполнить ее смыслом и надеждой.

«Уединись, человек, — станет немного легче. Уединись — и душа успокоится; наконец, уйди в леса, к звездам, к утреннему солнцу, к живительной росе, проведи рукой по этой холодной росе на утренней заре или, поднявшись на пригорок, следи, как солнце садится в кроны деревьев, — и так сегодня, завтра, и душа очистится и станет прозрачной, как слезы росы на земле, без мути в себе, без пыли и грязи» — так выразил идею пустынножительства русский религиозный писатель XIX века В.В. Розанов в своем произведении «По тихим обителям».
Очищение сердца нужно каждому, но не каждый призван к монашескому служению. Тем не менее у мирян есть свои средства очищения, свои духовные инструменты и средства для того, чтобы вырваться на время из суеты будней, остановиться хоть на миг в житейском море, поднять свой взор к небу и наконец-то подумать о вечности и смысле жизни, о своем предназначении.

С сегодняшнего дня все верующие готовятся к приходу на землю Самого Бога Иисуса Христа — самого дорогого и любимого гостя в нашей жизни. И, чтобы эта встреча была радостной и счастливой, нам нужно немножко потрудиться, ограничить себя в малом, чтобы с чистым сердцем и светлым умом приблизиться к величайшей тайне Боговоплощения. Для этой цели служит Рождественский пост — как время, благоприятное для нашей души, время собирания сокровищ небесных, богатств духовных, время, когда мы можем богатеть в Боге и уподобляться Ему.
Пост — это Божественное установление. Сам Господь в начале Своего общественного служения удалился в пустыню, чтобы сорок дней и ночей пребывать в посте, предуготовляя Себя к жертвенному подвигу спасения человека. Евангельские чтения о мытаре и фарисее предостерегают верующего от ложного понимания поста и указывают ему путь к посту истинному и полезному для души (целью которого, однако, не является только лишь ограничение в пище).

В самые дни поста Церковь напоминает верующим о том, что истинный пост есть не простое воздержание от пищи, но «злых отчуждение, воздержание языка, ярости отложение, отлучение похотей и от всякия вещественныя страсти отчуждение». Цель поста заключается в создании такого внутреннего настроения души, при котором человек, смиряя себя пред Богом, делает усилия пресечь свою греховную волю, отрешиться от греховных навыков и решительно пойти навстречу милующей и спасающей благодати Божией.

Время поста — период серьезного духовного испытания себя, испытания, приводящего человека к благим внутренним переменам. Покаяние есть перемена, изменение состояния ума и сердца, обновление всего строя жизни.

Весьма важно то, что пост является также прекрасным средством воспитания воли. Опыт показывает, что не так просто, как кажется, отказаться от скоромной пищи, особенно когда условия жизни вовсе этому не способствуют. Требуются волевые усилия не только для того, чтобы выбрать между постным и скоромным, но еще и для того, чтобы обеспечить себе особое пропитание в дни поста, что не всегда просто сделать. И если человек не способен ограничить себя в малом, то есть во вкушении скоромной пищи, то трудно ожидать от него не только духовного подвига, но и вообще сколько-нибудь значительных свершений. Таким образом, пост является кроме прочего и средством воспитания внутренней самодисциплины и весьма показательным тестом, позволяющим определить состояние воли человека.

У каждой церкви есть свои обычаи. Разнообразными способами выражают они благоговение пред величием Божиим и возбуждают в душе молящихся чувства и настроения, приличные христианину. И в дни, предшествующие светлому празднику Рождества Христова, различным образом совершается подготовка к достойной его встрече. Но за этим многообразием форм скрывается одно и то же, для всех нас общее, святое и обязательное, — это желание проверить нашу верность своему Господу, испытать свою совесть, вспомнить, не нарушили ли мы в чем-либо обетов, данных при святом крещении. Это решимость отказаться от греховных пристрастий, от злых, порочных дел, от всякой вражды и неприязни. Это смиренная мольба о прощении наших падений и о новом очищении душ наших от всякой греховной скверны, удаляющей от Бога.

Пусть же эти святые чувства, желания, стремления и надежды наполняют сердца наши в наступающие рождественские дни. Пусть возгорится в нас огонь Божественной любви к нашему Искупителю, друг к другу и ко всем. Пусть приходящий в этот мир Христос принесет свои драгоценные плоды в нашей личной, семейной и общественной жизни, в наших церквах, во всем христианском братстве и во всем мире. Аминь.

Священник Евгений Кулешов

Воронеж Православный №11-12 (97-98) 2006