главная

ВЕЛИКИЙ ПОСТ


«В наступившие дни святого Поста приведи себя в порядок, примирись с людьми и с Богом. Сокрушайся и плачь о своем недостоинстве и гибели своей, тогда получишь прощение и обретешь надежду спасения. Сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит, а без этого никакие жертвы и милостыни не помогут тебе».
(Из писем игумена Никона (Воробьева))

Практически всем понятна польза поста. Правда, одни видят его благо лишь в медицинских свойствах – таких большинство, другие же прибавляют сюда и священную духовную составляющую. Но практически не многие понимают истинный смысл поста и соблюдают его.

Пост же, по учению одного из святых отцов Церкви святого Василия Великого, рождает пророков, укрепляет сильных, умудряет законодателей. Пост — добрая стража души, оружие доблестных людей. Он отражает искушения, спутник трезвости... Пост возносит молитву на небо, делаясь для нее, как бы крыльями. Святые отцы, объясняя важность воздержания в пище, настаивали и на том, что надо одновременно воздерживаться от пороков, ибо в нравственном исправлении человека состоит главная цель поста.
Неопытные в посте должны приступать к нему постепенно и благоразумно. Взрослые миряне могут облегчить себе пост, а больные и дети могут поститься еще более легким постом. Например, в русских школах дети постились только в первую неделю Великого поста и в Страстную седмицу. (Вспомним как поступают бегуны – они же не сразу пускаются в марафонский бег, а подготавливаются к нему постепенно и долго).

Согласно Уставу Православной Церкви во время поста нельзя есть мясо, рыбу, яйца, молоко, постное масло, вино. По субботам и воскресеньям дозволяется постное масло и вино.

По праздникам пост становится менее строгим. Например, в Лазареву субботу можно икру, а на Благовещение и на Вход Господень в Иерусалим – рыбу. Первая неделя Великого поста, а также вся Страстная седмица очень строгие. Самый строгий пост в Великую Пятницу, когда ничего нельзя вкушать до погребения Плащаницы.

Приготовление к спасительным дням Святой Четыредесятницы начинается вскоре после праздника Богоявления. Начало поста предваряют четыре подготовительные Недели (воскресенья): о мытаре и фарисее, о блудном сыне, мясопустная и сыропустная. В это время Церковь подготавливает верующих к посту постепенным привыканием к воздержанию: после сплошной седмицы восстанавливаются посты среды и пятницы; затем следует высшая степень приготовительного воздержания – запрещение вкушать мясную пищу. В приготовительных службах Церковь, напоминая о первых днях мира и человека, о блаженном состоянии прародителей и их падении, о пришествии на землю Сына Божия для спасения человека располагает верующих к посту, покаянию и духовному подвигу.

Такое приготовление к посту Четыредесятницы – древнее установление Церкви. Так, уже святые IV века Василий Великий, Иоанн Златоуст, Кирилл Александрийский говорили о воздержании в Недели, предшествующие Великому посту.
Приуготовляя к посту и призывая к покаянию, Церковь примером мытаря и фарисея напоминает о смирении, как истинном начале и основании покаяния и всякой добродетели, о гордыне, как главном источнике грехов, который оскверняет человека, отдаляет его от людей, делает богоотступником.

Смирение, как путь к духовному возвышению, показал Сам Господь Иисус Христос, смирившийся до немощнейшего состояния человеческой природы – «до зрака раба» (Флп. 2, 7).

Для пробуждения чувств покаяния и сокрушения о грехах Церковь в приготовительные Недели поет на воскресных службах умилительные стихиры (тропари) «Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче», «На спасения стези настави мя, Богородице», «Множество содеянных мною лютых помышляя, окаянный, трепещу». Сравнивая 70-дневный период предпостовых и великопостных богослужений с 70-летним пребыванием Израиля в плену Вавилонском, Церковь оплакивает духовный плен нового Израиля пением псалма «На реках Вавилонских».

В Неделю о блудном сыне евангельской притчей ( Лк. 15, 11–32), от которой получила название и сама Неделя, Церковь показывает пример неисчерпаемого милосердия Божия ко всем грешникам, которые с искренним раскаянием обращаются к Богу. Никакой грех не может поколебать человеколюбия Божия. Душе, раскаявшейся и обратившейся от греха, проникшейся надеждой на Бога, Господь прощает многие грехи.

Церковь наставляет, что полнота и радость жизни заключаются в союзе с Богом и в постоянном общении с Ним, а удаление от этого общения служит источником духовных бедствий. Митрополит Волоколамский и Юрьевский Питирим (Нечаев, † 2003) говорил, что «если бы за каждую трагедию, произошедшую в России, или как-то связанной с Россией, мы бы несли обет поста, как дань скорби, Господь, наверное, проявил бы Свою милость и люди умножали свои силы в созидании благочестия».

В субботу мясопустную, которая называется Вселенской родительской субботой, Церковь совершает поминает всех от века усопших православных христиан. Особенно мы молимся о тех умерших, которые не получили церковного отпевания.
Последняя подготовительная ко Святой Четыредесятнице седмица называется сырной. Песнопениями этой седмицы Церковь внушает нам, что мы уже стоим в преддверии покаяния, приглашая к сугубому покаянию, напоминая о грехопадении прародителей, происшедшего от непослушания.

Последнее воскресенье перед началом Великого поста именуется Прощеным. В этот день после вечернего богослужения в храмах совершается особый чин прощения, когда священослужители и прихожане взаимно испрашивают друг у друга прощение, чтобы вступить в Великий пост с чистой душой, примирившись со всеми ближними. В этот день мы должны сделать все возможное, чтобы со всеми примириться.

«Ты постишься? Напитай голодных, напои жаждущих, посети больных, не забудь заключенных. Утешь скорбящих и плачущих; будь милосерден, кроток, добр, тих, долготерпелив, незлопамятен, благоговеен, истинен, благочестив, чтобы Бог принял и пост твой и в изобилии даровал плоды покаяния», – говорит святитель Иоанн Златоуст.

В преддверии Великого поста хотелось бы напомнить, что все беды наши, все недоразумения, проблемы и искушения не имеют внешних по отношению к нам причин, потому что они заключены в нас самих. Мы периодически уделяем много внимания своему телу, заботясь о красоте его, но забывая о том, что в будущем нас ждет прах, а то, что Господь сотворил для жизни вечной – не чистим, не моем слезами покаяния, не соскребаем струпья грехов с душ наших. Сделаем это – и мир нам покажется другим, омоем покаянием свою душу и все наносное уберется, а истинное останется. Уйдут скандалы и недоразумения, родное останется родным, а близкое приблизится еще ближе…

Не будем забывать, что к чистому чистое прилепляется, а от грязного, кроме грязи еще и неприятности прибавляются, как духовные, так и телесные.

Пусть для каждого человека пост послужит уроком и будет полезным наставлением в духовной жизни

С Великим постом вас!