главная

Духовные основы


Политика, партии, блоки - вещи в истории преходящие. Но были - и есть! - нетленные основы народного, державного бытия. Если сформулировать самым кратким образом, их было две: Революция и Традиция. Интересно при этом, что и революция наша не была отрицанием, а лишь обновлением Традиции. Империя, образно говоря, лишь сбрасывала с себя верхние, элитарные слои, как старая мудрая змея сбрасывает, обновляясь, кожу.
 
В реальном содержании 1917 год и Гражданская война выглядят так. Со всех сторон, как в древние времена, на Русь шли враги. Немцы до октября 1918 года оккупировали весь запад страны. В Одессе высадились французы, в Баку и Средней Азии - англичане, на Дальнем Востоке - японцы, в Архангельске - американцы. Под Петроградом - белоэстонцы, Киев захвачен белополяками. Не умыслом большевиков, а волей истории получилось так, что "красные" оказались единственными защитниками России. Красные, которые сидели тогда практически лишь в одной Москве, в границах Руси Ивана Калиты, сумели организовать оборону страны и выбить отовсюду Белую Армию и поддерживавших ее иноземцев. И, по существу, восстановили к 1922 году Империю.
Кто и что дал им на это силы? Жертвенное служение Армии и Церкви. Офицеры и генералы царской армии, пошедшие в Красную Армию, начиная с А.А.Брусилова, С.С.Каменева, П.П.Лебедева - все бывшие генштабисты. Несколько сотен генералов и 30 тысяч офицеров - именно они, а не партизаны Щорс и Кочубей, не бывшие унтеры Чапаев и Буденный, построили Красную Армию и выиграли войну.

Они не пошли за белыми, точно так же, как Русская Церковь не пошла за белыми. Те, кто пошел, ушли из России и из истории. Но Русская Церковь и Русская Армия остались с Россией.

Мы сказали: жертвенное служение. Да, они прекрасно знали, что сегодня ведут войска в бой, а завтра попадут под трибунал и будут расстреляны как военспецы. Так же и епископы и священники, оставшиеся со своей паствой, - уходили в тюрьмы, лагеря и на смерть, но не уходили из России. На их костях и на их крови строилась Новая Держава. Это жертвенное служение, которым всегда стояла Россия, оно и привело к восстановлению Империи в 1922 году и к Победе в 1945-м. Без выстрела "Авроры" не было бы красного знамени над поверженным Рейхстагом.

Итак, оказывается, что внутренний, религиозный, если угодно, смысл не только революции, но и всего советского периода, - битва за Россию?

..О нападении Германии глава Русской Церкви Митрополит Сергий Страгородский (1867 - 1944) узнал, вернувшись домой воскресным утром 22 июня 1941 года, после служения литургии в Елоховском Богоявленском соборе. Это было второе воскресение после Троицы - день, в который Церковь празднует память всех Русских Святых. Он тотчас ушел в кабинет, и оттуда послышался стук пишущей машинки. "Нам не приходилось даже задумываться, - скажет Сергий позже, - какую позицию должна занять наша Церковь во время войны". Руководство Московской Патриархии оказалось в тот день энергичнее многих светских инстанций. Послание к верующим не только было написано, но и разослано по всем приходам, по всем уголкам Союза. "Церковь благословляет всех православных на защиту священных границ нашей Родины. Господь нам дарует победу", - такими пророческими словами заканчивалось послание.

C первых дней Церковь вдохновляла народ на подвиг. Главным ее делом была молитва: молитва об одолении врага, о здравии живых и вечной памяти павших. Как это нужно было верующим - в осажденном Ленинграде, где все 900 дней блокады, среди ужаса и мрака, совершал литургию митрополит Алексий Симанский... В затемненной Москве, под немецкими бомбежками, когда враг рвался к столице, а в храмах надеждой и верой звучали слова Первосвятителя: "Над нами Покров Богородицы, всегдашней Заступницы Русской Земли".

Второе важнейшее направление церковной работы: сбор средств на нужды фронта и помощь жертвам войны. Так, всего за несколько месяцев верующие Троицкого храма города Горького внесли в фонд обороны более миллиона рублей. На извещении об этом - резолюция Митрополита Сергия: "Браво, Нижний Новгород, не посрамил мининскую память". В Саратове за один 1943 год (мы не всеми данными располагаем) внесено от приходов и духовенства два миллиона, в Орле, сразу после его освобождения, - два миллиона. Всего за годы войны пожертвования Церкви на нужды обороны составили несколько сотен миллионов рублей.
Наиболее яркий факт - сооружение танковой колонны имени Дмитрия Донского и эскадрильи Александра Невского. 30 декабря 1942 года Митрополит Сергий обратился с призывом собрать средства на танковую колонну. "Пусть наша церковная колонна понесет на себе благословение Православной Церкви и ее неумолкаемую молитву об успехе русского оружия", - писал он.

3 февраля 1943-го он телеграфирует Сталину, что средства собраны. Ответная телеграмма Верховного Главнокомандующего: "Прошу передать православному русскому духовенству и верующим, собравшим 6 миллионов рублей, золотые и серебряные вещи на строительство танковой колонны имени Дмитрия Донского, - мой искренний привет и благодарность Красной Армии".

В сентябре 1943 года Патриархия возвращается из эвакуации в Москву, 4 сентября три митрополита - Местоблюститель Сергий, Ленинградский Алексий и Николай Крутицкий были приняты в Кремле. Через четыре дня состоялся Архиерейский собор Русской Православной Церкви, епископы были доставлены в Москву военными самолетами. Совершилось важнейшее деяние: впервые после смерти Патриарха Тихона в 1925 году Церкви было разрешено вновь избрать Патриарха. Им стал Сергий Страгородский, уже 18 лет возглавлявший церковный корабль в звании Местоблюстителя.

...Он не дожил до Победы, умер 15 мая 1944 года. Его гробница - в Никольском приделе Патриаршего Богоявленского собора. Там же, в соборе, мощи еще одного великого русского Святителя - Митрополита Московского Алексия, возглавлявшего Русскую Церковь в канун Куликовской битвы, воспитателя Дмитрия Донского.

"Мощи" - от слова мощь

Огромное значение имела патриотическая позиция Церкви для людей, оставшихся на оккупированных территориях. Помимо участия в партизанском движении, духовенство способствовало сохранению у людей сознания единства со всей большой Родиной, веры во временный характер наших поражений и конечную неизбежность освобождения.

Используя националистические течения на Украине, в Белоруссии, в Прибалтике, немцы пытались насадить там "автокефальные церкви", то есть оторвать верующих от церковного единства, от Московского Патриарха. Но православный народ не шел на это. В пику "автокефалиям" были созданы Автономные Православные церкви, которые в условиях оккупации, трудно поверить, продолжали официально сохранять молитвенное и каноническое единство с Московским Патриаршим Центром. И немцы ничего не могли поделать.

Так в Великой Отечественной, как когда-то при монгольском иге и феодальной раздробленности, вновь Церковь стала основой национального единства и самосознания, залогом Победы.

Наступил 1945 год. 31 января в храме Воскресения Христова в Сокольниках открылся Поместный Собор. Новым Патриархом стал Алексий Симанский. 10 апреля Глава Церкви вновь встречался с Главой государства: патриарху Алексию предстояла важная не только в церковном, но в дипломатическом отношении миссия - поездка по странам Ближнего Востока. В том, что весь христианский мир, и прежде всего древние Православные Патриархаты Востока, были неизменно на нашей стороне в войне с Германией, - тоже заслуга Русской Церкви. Вскоре, в мае 1945 года, патриарх Алексий отправляется в паломничество в Святую Землю. Битву за Берлин логически продолжает церковно-дипломатическая битва за Иерусалим".

Сталину мало восстановить Россию. В 1945 году мы уже вышли за пределы Империи, речь идет о восстановлении русского православного присутствия в мире и в главном месте мира - у Гроба Господня. В 1946 году в отчете Совета по делам Русской Православной Церкви говорится о "новых мероприятиях, имеющих принципиальное политическое значение". Полковник Г.Г.Карпов (именно он возглавлял Совет), как заправский богослов, формулирует: "Как известно, РПЦ, получившая самостоятельность (автокефальность) в 1448 году, занимает среди всех Автокефальных Православных Церквей мира лишь пятое место. Между тем ее удельный вес в православном мире и возросший в последнее время (за годы войны. - Н.Л.) авторитет дают основания к тому, чтобы она заняла первое место. Разрешенное еще ранее Правительством и намечаемое Патриархом Алексием на сентябрь 1947 года Предсоборное Совещание в Москве глав или их представителей всех Автокефальных Православных Церквей и преследует, в качестве основной цели, подготовку созыва в 1948 году (500-летия самостоятельности РПЦ) не собиравшегося уже несколько веков Вселенского Собора для решения вопроса о присвоении Московской Патриархии титула Вселенской".

Не правда ли, круто? Россия вновь, может быть, в последний уже раз, пыталась собрать православный мир, "как птица собирает птенцов под крыло свое". Разумеется, с точки зрения церковно-исторической и канонической, это выглядит не более чем утопией. Начиналась холодная война - война, в том числе, за Восточные Патриархаты. И когда в 1948 году Всеправославное Совещание в Москве состоялось, американцы приняли уже меры, чтобы ни Константинопольский, ни Александрийский патриархи не приехали в Москву. От ведущих Церквей в Москву приехали только митрополиты. Правда, из Антиохийского Патриархата приехал знаменитый Илья Караме, который, по восточному преданию, всю войну молился о России и вымолил ей победу. На приеме в Кремле, подымая тост, он сказал: "Как говорит И.В.Сталин, нам нужно сильное Православие". Зал вздрогнул и смолк: все знали, что Сталин такого не говорил. Митрополит тоже секунду помолчал - и продолжил: "Может быть, Иосиф Виссарионович буквально так и не говорил, но я уверен, что он так думает".

Он так думал. России нужно было сильное Православие...
 

«Московская перспектива» №16 от 16.04.05