СЕГОДНЯ

ИСТОРИЯ

ОТДЕЛЫ СЕМИНАРИЯ СПРАВОЧНИК

Образовательный уровень священнослужителей в XIX веке в Воронежской губернии


В последние годы в жизни страны произошли значительные перемены в духовной сфере, что привело к большей открытости общества, отказу от односторонней идеологизации светского образования и ориентации российской школы на ценности традиционной духовной культуры в обучении и воспитании. В свою очередь возникла необходимость актуализации вопросов духовно-нравственного воспитания, введению специальных предметов и курсов православной культурологической направленности. Изучение православной культуры в государственных и муниципальных образовательных учреждениях обусловлено насущной социально-педагогической потребностью обновления содержания социально-гуманитарного образования, развития воспитательных функций светской школы в новых социокультурных условиях1.

Эта потребность находит выражение в педагогической практике интеграции знаний о православной культуре в учебно-воспитательную деятельность образовательных учреждений, которая получила широкое распространение во многих регионах России и свидетельствует о тенденции восстановления культуросообразности российского образования, духовно-нравственных основ обучения и воспитания детей и молодежи в нашей стране2.

Все эти обстоятельства обусловливают возможность выделения православной культуры в качестве самостоятельной образовательной области в содержании образования в государственных и муниципальных общеобразовательных учреждениях Российской Федерации. Поэтому задачу воспитания духовно и нравственно здорового человека можно осуществить только в союзе образования с Православной Церковью, культурно-просветительская миссия которой насчитывает 2000 лет3.

Воронежская губерния в XIX веке являлась одной из ведущих по образовательному уровню иерархов Православной Церкви. Надо заметить, что особая роль в истории развития духовной школы в Воронеже принадлежит таким выдающимся воронежским архипастырям, как святитель Тихон Задонский, епископ Воронежский и Елецкий, который лично руководил Воронежской Духовной школой, и святитель Антоний (Смирницкий), архиепископ Воронежский и Задонский, который уделял особое внимание развитию Духовных школ и просвещению духовенства.

Тимофей Случевский, регент Благовещенского собора Митрофановского монастыря принадлежал к белому духовенству и был широко известен в музыкальной культуре Воронежской губернии. Получив специальное образование в Придворной певческой капелле в Петербурге, он был наделен особой способностью и внутренним чутьем на воспитание певцов и определение их способностей. Хор под его управлением пел исключительно хорошо, достигая оркестровых нюансов в исполнении, солисты были подобраны им с поразительным умением и чутьем по красоте голосов и способностям. Вместе с архипастырем он объезжал епархию, прослушивая певцов по селам, городам, и хорошие голоса привлекал в архиерейский хор. Таким путем ему удалось собрать изумительный по качеству голосов хор – тут были тенора, которые после обработки под его руководством попадали из деревни солистами в оперу на императорскую сцену.

Также можно отметить священномученика митрополита Крутицкого и Коломенского Петра (Полянского), который окончил по первому разряду Воронежскую духовную семинарию в 1885 году4. Петр (в миру Петр Федорович Полянский) родился 28 июня 1862 года в селе Сторожевое Коротоякского уезда Воронежской епархии в семье приходского священника5. В 1892-м он окончил Московскую духовную академию со степенью кандидата богословия, полученной за работу «Объяснение первого послания святого апостола Павла к Тимофею». В студенческие годы он, по воспоминаниям его сокурсника митрополита Евлогия, отличался благодушием, покладистостью, доброжелательностью. Со времен учебы в академии был дружен с будущим Патриархом Сергием (Страгородским). В 1885-1887 годах являлся псаломщиком церкви села Девицы в Коротоякском уезде Воронежской епархии6. С 1892-го года он – помощник инспектора Московской духовной академии, преподавал Закон Божий в частном женском училище Сергиева Посада, был секретарем общества спасения на водах. В 1895 был церковной старостой у себя на родине, в селе Сторожевое Воронежской губернии. За особое усердие в благоукрашении приходского храма Богоявления он был удостоен архиерейской награды. За время службы был награжден орденами святого Станислава 3-й и 2-й степеней. В этот период познакомился с епископом Тихоном (Белавиным), будущим Святейшим Патриархом всея Руси.

Предпосылки образовательного уровня иерархов подтверждены данными Воронежского архива. Это «дело по прошению прихожан церкви слободы Евсюг Старобельского уезда Воронежской губернии от 3 апреля 1812 года об определении на должность священника Матвея Велихова»7. В данном документе сказано, что по болезни в слободе Евсюг Старобельского уезда отстранен от епархиальных дел один из священников и на его место назначен Матвей Велихов. Так же сюда можно отнести «дело об определении ученика Воронежской духовной семинарии Николая Зеленова в церковь слободы Варваровки Воронежской губернии на должность дьячка»8. В документе сказано, что Николай Зеленов просит об увольнении его из семинарии и определении на должность дьячка в слободе Варваровка. При этом сказано, что при одной церкви положено быть священнику, диакону.

С 1745 года и в течение всего Синодального периода программа Воронежской семинарии помимо основных специальных дисциплин для подготовки священнослужителей включала широкий круг общеобразовательных предметов – древние языки, риторика, философия, математика, аграрное дело, медицина. Таким образом, Воронежская семинария в то время была единственной в губернии учебным заведением по подготовке образованных кадров для нужд как Церкви, так и государственной службы9.

1 Православное образование в России // Отечественные записки. М., 2001. № 1. С. 194-205.
2 Козлова Ю.Б. Проблемы влияния Православия на духовно-нравственные процессы в российском обществе. Дис… канд. филос. наук. – Уфа, 2000 г.
3 Глубоковский Н.Н. Русская богословская наука в ее историческом развитии и новейшем состоянии. Варшава, 1928 г.
4 Лебедев А. «Собрание церковно-исторических сочинений».
5 Никольский П.В. Указ. соч. С. 162.
6 Мазырин А. Вопрос о взаимоотношениях священномученика митрополита Петра (Полянского) с «правой» церковной оппозицией и митрополитом Сергием (Страгородским) // Богословский сборник. № 10 М.: Православный Свято-Тихоновский богословский институт, 2002. С. 386-431.
7 ГАВО, ф. И-84, оп. 3, д. 1197, л. 1 об.
8 ГАВО, ф. И-84, оп. 3, д. 1068, л. 1 об.3.
9 Конференция «Вклад Воронежской православной духовной семинарии в развитие образования и культуры Воронежского края и России», посвященной 260-летию учреждения Воронежской духовной семинарии.


Б.А. Ершов закончил исторический факультет Воронежского государственного педагогического университета (ВГПУ). С 2004 года он соискатель в аспирантуре на кафедре отечественной истории нового и новейшего времени ВГПУ. Тема его диссертации: «Церковь русской провинции в XIX веке». Вышеизложенное - отрывок из его научной работы.

Б.А. Ершов