Епископ Воронежский и Елецкий Тихон III (СТУПИШИН-Малинин) (1775-1788)

Епископ Тихон III (Ступишин-Малинин Тимофей Стефанович) родился в 1745 году.

В 1767 году, во время учебы в Московской Духовной академии принимает монашеский постриг. В 1771 году определен архимандритом в Отрочь монастырь Тверской епархии.

В 1775 году рукоположен во епископа Воронежского. Весной 1779 года по благословению преосвященного Тихона, начато строительство Троицкого Смоленского собора на городской торговой площади.

В правление епископа Тихона III в Задонске подвизался святитель Тихон. При жизни святителя Тихона епископ Тихон III неодно-кратно приезжал к нему и принимал от него советы и наставления.

20 августа 1783 года епископ Тихон совершил чин погребения святителя Тихона Задонского.

В 1788 году переведен на Тверскую епархию. В 1792 году стал архиепископом Астраханским. Умер архиепископ Астраханский Тихон 14 ноября 1793 года.

 

Епископ Тихон III (Ступишин-Малинин Тимофей Стефанович) родился в 1745 году. Подробно его биографию привел Е.А. Болховитинов, который воспользовался составленной епископом Тихоном автобиографией.

“Тихон Епископ (сего имени третий) родился <…>, Алексинского уезда в селе Князь Иванове, кото­рое тогда принадлежало госпоже Грековой с детьми (ныне досталось заводчику Демидову и переименова­но) при реке Дугне, неподалеку от реки Оки; от роди­телей благочестивых священнодиакона Стефана Кли­ментова и Евдокии Каллинниковой, при крещении наи­менован Тимофеем. После кончины своего родителя остался сиротою, имея от роду с небольшим три года. Мать его, ставши вдовицею и не надеясь в селе доста­вить детям своим (которых было двое, и именно стар­ший Андрей двенадцатилетний и Тимофей, о котором пишется) подлежащего воспитания, поехала в Москву с ними, и сперва трудами своими и добродетелью доста­вила Тимофею покровительство нынешнего священника московского, находящегося при церкви Живоначальной Троицы, что в Больших Лужниках за Москвою рекою, Георгия Никитича (тогда бывшего диаконом в той же Москве при Успенской церкви, что в Казачьем) и его супруги Марии Матвеевны, своей родной племянницы; а потом теми же средствами старалась обучать порядочному чтению и пению старшего своего сына, что и исполнила. Тимофея означенный священник и его суп­руга, не имея детей, приняли, и потом воспитывали, яко своего сына, с тою только отменою, что большее тща­ние прилагали о пользе воспитанника, нежели природ­ные родители, у которых горячность страстная почти всегда великую часть попечения о порядочном воспи­тании детей отъемлет. На таковом основании обучали его всему тому, чему дома обучать было можно и долж­но, до 1755 года, а оного года сентября 1 дня воспита­тели, будучи понуждены видимым недоброхотством не­которых тогда людей (ибо до того намерения не име­ли), а в самом деле промыслом Всевышнего, просили об определении отрока в Московскую академию, почему он и определен. И потому Тимофей (прозываясь Мали­нин по прозванию своего воспитателя, ибо родовое про­звание его было Ступишин) нашел тогда ключ к позна­нию того, что необходимо знать человеку, и к восходу на степени, с которых можно благотворить ближнему. До сентября 1-го 1763 года обучался он, чему тогда обучали в академии; с того времени определен учите­лем аналогии в той же академии. В 1764 того ж месяца и числа определен на синтаксический класс; а последо­вавшего 1765 года в такое ж время на пиитический, и оный преподавал до сентября месяца 1767 года. В сей год, неиспытанными судьбами Божиими руководствуем, доведен до того, что принял на себя в Московской ака­демии проповедническую должность; проповедовал он слово Божие до октября 25 бельцом, надевая стихарь; с того же времени по своему желанию пострижен в мо­нашество покойным Преосвященным Димитрием Митрополитом Новгородским в Москве и наречен Тихон.

Ноября 8 дня произведен он во иеродиакона в Московском Богоявленском монастыре, а 13–во иеромонаха в Златоустове, тем же покойным Митрополитом. В сем состоянии проходил он проповедническую должность до сентября 1-го 1770 года, в которое время угодно стало Святейшему Правительствующему Синоду облегчить его от трудов проповеднических, и определить в Святотро­ицкую Сергиеву Лавру. Там был он вице-ректором се­минарии; но недолго. Ибо в октябре получил указ паки быть в Московской академии префектом и преподавать философию. Сей труд кончился годом обыкновенного академического курса одним.

Во время приезда в Свя­тотроицкую Сергиеву Лавру 1771 года Преосвященней­шего Платона Архиепископа Тверского (что ныне Мит­рополит Московский) из академии Московской по дол­гу своему ректор и префект были в Лавре. Там Преосвя­щеннейший Архиепископ Платон избрал префекта Тихона во архимандрита Тверской Епархии в Отрочь мо­настырь, что и указом Святейшего Синода подтвержде­но. И потому того ж года сентября 22 дня сей чин получил чрез Преосвященного Силвестра, бывшего тог­да Крутицкого Епископа и Святейшего Синода конторы члена, а по приезде в Тверь определен, кроме монас­тырского управления, присутствующим в консистории и учителем философии в семинарии.

В самом начале 1774 года переведен он в Калязинский монастырь архимандритом же, и определен семи­нарии Тверской ректором. Быв по июнь месяц 1775 года в Твери и исправляя должности, возложенные по конси­стории, семинарии и монастырю, позван от Бога, от великой монархини Екатерины Второй и от Святейшего Правительствующего Синода на Епископство в Воронеж. Хиротонисан в Москве июня 21 дня означенного года, при высочайшем присутствии Ее императорского Величества в Николаевском монастыре, что на Перерве, от Москвы в 7 верстах. В Елец вступил августа 2; а в Воронеж августа ж 15 дня”.

Здесь заканчивается автобиография епископа Тихона, два последующих абзаца принадлежат перу Е.А. Болховитинова.
“При сем Преосвященном в Воронеже семинарские учреждены классы философский в начале 1777-го и богословский 1779 года.

В 1788 году июня 6 дня, по указу Святейшего Пра­вительствующего Синода, выехал он из Воронежа в Санкт-петербург на Тверскую Епархию, и был присут­ствующим членом в Правительствующем Синоде, откуда в 1792 году по прошению его переведен в Астрахань Архиепископом, где и скончался 1793 года ноября 14 дня”.

Добавим, что в 1791 году архиепископ Тихон произносил проповеди в Петербурге, в присутствии императрицы Екатерины II, за что она пожаловала ему бриллиантовую панагию стоимостью 5 тысяч рублей.

По воспоминаниям современников, Тихон “был кроток, незлобив, правосуден, обходителен, гостеприимен, не доверял никакому лицу, чего сам не увидит; вход к нему всегда и всякому был открыт”. Он не терпел ябедников, клеветников.

Имея опыт постановки учебно-воспитательного дела в академии и двух духовных семинариях, преосвященный Тихон явился необыкновенно деятельным и опытным начальником для Воронежской духовной семинарии. Он ввел в ней преподавание немецкого и французского языков. В 1777 году добился выделения на содержание семинарии 653 рублей 55 копеек в год, в 1780 году сумма была увеличена до 2000 рублей. При нем, как уже отмечалось, были открыты философский и богословский классы и, таким образом, семинария получила законченный курс. По мнению Н.С. Чехова, “Тихон III поставил семинарию в то состояние, в каком она оставалась впоследствии около 40 лет, до первого ее преобразования в 1817 году”. В 1784 году Екатерина II повелела ввести в семинариях греческий язык. Не имея внушающих доверия учителей по этому предмету, епископ Тихон, отправляя в 1785 году студентов философии Е.А. Болховитинова и И. Богомолова в Москву для высшего образования в Славяно-греко-латинской академии и Московском университете, приказал им особенно заниматься греческим языком, предполагая по возвращении определить кого-то из них учителем греческого языка в семинарию.

В 1775 году епископ Тихон учредил почетную должность “надзирателя” семинарии (позже, с 1793 года, этот титул заменен на титул “ректора”).

При епископе Тихоне III в 1779 году закрылась Черкасская семинария за неимением средств, так как донское духовенство перестало делать взносы на ее содержание.

Для обучения детей донского духовенства епископ Тихон решил завести духовные училища (низшие классы семинарии) при монастырях. Такие школы были устроены при Предтечевом Донском и Успенском Донецком монастырях. Просуществовали они недолго, но, как и Черкасская семинария, сыграли свою роль в подготовке донского населения к пониманию необходимости учения.

В 1780 году в Воронежской семинарии состоялся первый выпуск окончивших полный курс семинарского образования. И епархиальное начальство начинает предъявлять требования к священникам, чтобы они были не только отправителями богослужений, но и обязательно проповедниками.

В 1786 году при Воронежской семинарии была открыта “контора с наименованием Правления”, в круг обязанностей которой входило наблюдение за проповедованием епархиального духовенства. С этого времени и до реформы семинарии в 1817 году правление уделяет этому делу очень большое внимание.

П.В. Никольский отмечает, что значительная часть семинарного архива за эти годы состояла “из распоряжений, прошений и дознаний, касающихся проповедничества”.

Сам епископ Тихон был очень хорошим проповедником, говорил “красиво, свободно пред самою многочисленною публикой”. Свои проповеди и речи произносил обыкновенно на память, “без письменного предуготовления”. В Воронеже он проповедовал при каждом всенародном совершении литургии.

В 1776 году, при создании Словенской и Херсонской епархии, по указу Святейшего Синода туда была отчислена часть церквей из Воронежской епархии.

В 1779 году, при создании Воронежского наместничества, изменялись границы уездов, происходило новое уточнение и изменение границ епархии. В 1780–1782 годах из Белгородской в Воронежскую епархию перечислены селения Нижнедевицкого уезда, в которых насчитывалась 21 церковь. Указом Синода в 1779 году, при открытии наместничества, из Коллегии экономии епископу Тихону выдана тысяча рублей.

В 1777 году в ведение воронежского архиерея был передан Никольский загородный дом на правом берегу Дона. В том же году епископ Тихон освятил придел во имя Смоленской иконы Божией Матери при Спасской церкви.

Весной 1779 года, по благословению преосвященного Тихона, начато строительство Троицкого Смоленского собора на городской торговой площади, в 1783 году был освящен придел в честь Смоленской иконы Божией Матери. 4 июня 1780 года он освятил главный престол церкви во имя Введения Пресвятой Богородицы. Шедевр каменного зодчества в стиле барокко уцелел в Воронеже до сего дня (улица Введенская, 20).

Как и его предместникам, епископу Тихону пришлось реализовывать в своей епархии секуляризационные указы Екатерины II. В 1780 году Святейший Синод потребовал от него сведений о “малороссийских монастырях”. Описав их историю и современное состояние, Тихон 19 сентября 1780 года отправил запрошенную реляцию. 28 апреля 1781 года преосвященный Тихон ходатайствовал о закрытии Семилуцкого Спасо-Преображенского монастыря, как не имеющего источников существования и достойного строения (прежнее сгорело в пожаре). 19 мая 1781 года Синод удовлетворил его просьбу.

16 мая 1788 года Святейший Синод прислал на имя епископа Тихона именной Указ “об обращении не бывших в штате монастырей в приходские церкви и о помещении в оные малых народных школ и богаделен”.

Указом Синода от 25 апреля 1786 году женский Острогожский Пятницкий, мужские Успенский Дивногорский, Вознесенский Кременской, Троицкий Мигулинский и Преображенский Усть-Медведицкий монастыри были обращены в приходские церкви, а монахи и монахини – их числилось 58 человек – размещены по другим штатным и заштатным обителям.

Епископ проявлял неустанную заботу о благолепии храмов. В 1784 году была завершена переделка иконостаса Благовещенского собора “по новому фасаду”, осуществленная под руководством губернского механика Михелиуса, новые иконы были написаны живописцем из Бирюча И.М. Вейделевым. В 1785–1786 годах внутренние стены собора были расписаны “наилучшей итальянской живописью”. За роспись интерьеров епископ заплатил 7000 рублей. 18 октября 1786 года епископ Тихон III вновь освятил собор, остававшийся после этого без переделок до начала 1830-х годов.

В 1784–1787 годах по проекту выдающегося зодчего Джакомо Кваренги перестроены архиерейский дом и семинария. По указу Екатерины II от 1 июня 1783 года “велено воронежской казенной палате отпустить на построение казенных архиерейского дома, семинарии и прочих надобностей тридцать пять тысяч рублей в течение пяти лет”. Ремонт был предпринят в больших размерах и не завершен к моменту отъезда Тихона из Воронежа. Работы продолжались и при его преемниках.

В правление епископа Тихона III в Задонске подвизался святитель Тихон, который своей подвижнической жизнью, назиданиями, руководством к “истинно-христианской жизни” имел громадное влияние на состояние монашества в Воронежской епархии. Под его влиянием возникло старчество, традиции которого долго жили в монастырях епархии, оказывая благотворное действие на “хотящих иноческого жития”.

При жизни святителя Тихона епископ Тихон III неодно-кратно приезжал к нему из Воронежа в Задонск и принимал от него советы и наставления.

20 августа 1783 года епископ Тихон совершил чин погребения святителя Тихона Задонского. По окончании литургии, перед отпеванием, он сказал трогательное слово, в котором отразил добродетели и заслуги святителя. Обращаясь к присутствующим, он сказал: “Итак, вы не все потеряли в смерти своего Пастыря. Он для вас и подобных вам бессмертен будет в своих благочестивых и добродетельных писаниях…”

Епископ Тихон лично озаботился сохранением духовных сочинений святителя, о чем 22 и 30 августа 1783 года доносил Святейшему Синоду.

Перевод епископа Тихона в Астрахань и назначение его архиепископом Астраханским и Ставропольским последовали 18 мая 1792 года. Архиепископ Тихон (Ступишин-Малинин) скончался в Астрахани 14 ноября 1793 года, погребен в нижнем Успенском соборе Покровского монастыря, где была резиденция преосвященного.

Сочинения: Толкователь писания: толкование на первое соборное послание апостола Петра. М., 1794. Слово в день восшествия на престол императрицы Екатерины II. СПб., 1791. Слово при погребении св. Тихона, епископа Воронежского (входит в собрание сочинений Тихона Задонского).

Источники и литература

Сергий (Петров), архиепископ. История Воронежской епархии, от ее учреждения до наших дней (в четырех частях). Ч. III. Воронеж–Минск–Одесса, 1961–1968. Машинопись. С.444–458.

Архиереи Астраханской епархии за 300 лет ее существования, с 1602 до 1902 года / Сост. свящ. Михаил Благонравов. Астрахань, 1902. С. 71–72.
Архимандрит Амвросий. Тихон III епископ // Воронежские епархиальные ведомости. 1879. № 14. С. 628–629.
Болховитинов Е.А. Историческое, географическое и экономическое описание Воронежской губернии. Воронеж, 1800. С. 211–214.
Евгений (Болховитинов), митрополит. Словарь исторический о бывших в России писателях духовного чина греко-российской церкви. М., 1995. С. 312–313.
Епископ Воронежский и Елецкий Тихон (Ступишин-Малинин) // Воронеж православный. 1998. № 7. С. 3.
Из Синодика Святителя Митрофана: Жизнеописания воронежских архиереев // Воронежские епархиальные ведомости. 1896. № 18. С. 758–761.
Крашенинников А.Ф. Неизвестный проект Кваренги ансамбля архиерейского двора в Воронеже // Архитектурное наследство. М., 1985. Т. 33. С. 266–270.
Крашенинников А.Ф. Проекты архитектора Кваренги для Воронежа // Воронежский краеведческий сборник: Из истории культуры края. Воронеж, 1985. С. 163–191.
Митин В.А. Постройки Джакомо Кваренги в Воронеже // Из истории города Воронежа. Воронеж, 1984. С. 87–98.
Никольский П.В. История Воронежской духовной семинарии. Воронеж, 1898. Ч. 1. С. 62–64, 68–71.
Он же. Материалы по истории монашества на Дону // Воронежская старина. Воронеж, 1904. Вып. 5. С. 106–107.
Он же. Монашество на Дону // Воронежская старина. Воронеж, 1908. Вып. 7. С. 59–159.
Олейников Т.М. Воронежский архиерейский дом в ХVII и XVIII вв. // Воронежская старина. Воронеж, 1913. Вып. 12. С. 159–401.
Правдин А.М. Опись указам Свят. Синода, относящимся до Воронежской епархии, хранящимся в Воронежской духовной консистории, за 1743–1850 гг. // Воронежская старина. Воронеж, 1902. Вып. 1. С. 357, 359, 361, 365.
Русский биографический словарь: Суворова – Ткачев. СПб., 1912. С. 580–581.
Смирнов С. История славяно-греко-латинской академии. М., 1855. С. 211–212.
Чесноков Г.А. Архитектура Воронежа: история и современность. Воронеж, 1999. С. 63–70.
Чехов Н.С. Материалы для [истории] Воронежской семинарии // Воронежские епархиальные ведомости. 1872. № 1. С. 13–14.
 

© А.Н. Акиньшин