Священномученик Тихон (Никаноров), архиепископ Воронежский и Задонский (1913-1920)

Архиепископ Тихон IV (Никаноров Василий Варсонофиевич) родился 30 января 1855 года в селе Кирюга Новгородской губернии в семье псаломщика.

В 1881 году он окончил Санкт-Петербургскую духовную академию.15 июня 1884 года принял монашество в Кирилло-Белозерском монастыре.

С 25 декабря 1890 года Тихон (Никаноров) – ректор Новгородской духовной семинарии с возведением в сан архимандрита.

2 февраля 1892 года Тихон назначен епископом Можайским, викарием Московской епархии 20 августа 1899 года - епископ Полоцкий и Витебский. 4 июня 1902 года - епископ Пензенский и Саранский. 23 июня 1912 года - епископом Калужским и Боровским.

13 мая 1913 года переведен в Воронеж. В 1920 года архиепископ Тихон принял мученическую кончину.На Архиерейском соборе РПЦ в августе 2000 года архиепископ Тихон (Никаноров) прославлен как священномученик.

См. Святые земли Воронежской.

Архиепископ Тихон IV (Никаноров Василий Варсонофиевич) родился 30 января 1855 года в селе Кирюга Новгородской губернии в семье псаломщика. Первоначальное религиозно-нравственное образование он получил дома и в Кирилловском духовном училище, затем до 1877 года учился в Новгородской духовной семинарии. В 1881 году он окончил Санкт-Петербургскую духовную академию. 1 августа 1881 года Василий Никаноров назначен помощником смотрителя Белозерского духовного училища, с 1884 года – инспектор Новгородской духовной семинарии. 15 июня 1884 года он принял монашество в Кирилло-Белозерском монастыре с именем Тихона. 10 июля 1884 года он рукоположен епископом Старорусским Анастасием (Добрадиным) во иеромонаха, 6 декабря 1888 году ему пожаловано игуменство. С 25 декабря 1890 года Тихон (Никаноров) – ректор Новгородской духовной семинарии с возведением в сан архимандрита и поручением настоятельства в Новгородском Антониевом монастыре.

2 февраля 1892 года Тихон Высочайшим указом назначен епископом Можайским, викарием Московской епархии, 20 августа 1899 года он переведен на самостоятельную кафедру епископа Полоцкого и Витебского, 4 июня 1902 года – на Пензенскую и Саранскую кафедру. В Пензе в годы его правления открыты Общество вспомоществования учащим и учившим в церковных школах епархии (1902), Церковно-певческое общество (1902), Комитет православного миссионерского общества (1904), братство во имя святого Тихона Задонского при Тихоновском духовном училище (1903). Во время беспорядков в Пензенской духовной семинарии был ранен один и убит другой ректор, власти вынуждены были закрыть семинарию, а епископ Тихон 25 июля 1907 года уволился на покой. По мнению А.И. Дворжанского, причиной увольнения епископа Тихона стало распоряжение П.А. Столыпина обер-прокурору Синода “уволить немедленно на покой самого архиерея...”, разрешившего служить панихиду по убитому черносотенцами члену I Думы М.Я. Герценштейну. С 31 июля 1907 года он – управляющий на правах настоятеля Московского Воскресенского Новоиерусалимского монастыря.

23 июня 1912 года Высочайше утвержден доклад Святейшего Синода о назначении Тихона епископом Калужским и Боровским. Калужскую епархию он возглавлял менее года, поскольку 13 мая 1913 года последовал перевод в Воронеж с награждением саном архиепископа. В город он прибыл 4 июня 1913 года. По воспоминаниям келейника архиепископа протоиерея Иоанна Житяева (они приведены в капитальном труде епископа Сергия (Петрова), посвященном истории Воронежской епархии), владыка “был тихим, кротким, смиренным архипастырем, отличался необыкновенной добротой и был большим молитвенником. Его часто можно было видеть в соборе на раннем правиле, которое начиналось в четыре часа утра. Владыка любил уставную службу, пел на клиросе. Владыкой Тихоном в сослужении с прибывшим из Москвы епископом Верейским Модестом (Никитиным) и сонмом городских священников в Лазареву субботу 27 (14 – по старому стилю) апреля 1918 года в Воронеже был освящен храм во имя равноапостольного князя Владимира, построенный в память 900-летия Крещения Руси и в том же месяце открыт Свято-Серафимовский домовый храм при Бринкмановских казармах. За семь лет своего архипастырства архиепископ Тихон был в полном смысле отцом своей паствы: к нему могли прийти люди со своими нуждами и душевной скорбью открыто и безбоязненно. Простота, ласковость и душевность в обращении были отличительными чертами его духовного облика. Никто никогда не видел владыку раздраженным или разгневанным, многим было ясно, что сугубая благодать Божия почивает на воронежском архипастыре”.

Архиепископ Тихон, по характеристике митрополита Мануила (Лемешевского), был “добрый человек, проповеди говорил просто и доступно”.

Преосвященному Тихону довелось последний раз в истории Воронежа встречать прибывшего в город 6 декабря 1914 года императора. Император Николай II, императрица Александра Федоровна с дочерьми Ольгой и Татьяной (впоследствии прославленные как страстотерпцы) побывали в Митрофановском Благовещенском монастыре, поклонились мощам святителя Митрофана, объехали госпитали для раненых воинов.

Среди почитателей архиепископа были многие известные современники, среди них – преподобномученица великая княгиня Елизавета Феодоровна.

С начала Первой мировой войны воронежским духовенством велась широкая церковно-благотворительная деятельность. Совершались общественные и частные молебные богослужения при проводах призывников, панихиды по убиенным на поле брани. При всех церквах были открыты попечительские советы для оказания материальной и моральной помощи нуждающимся, собирались по епархии и отсылались подарки в действующую армию. В октябре 1914 года по благословению архиепископа Тихона (Никанорова) в гостинице Митрофановского монастыря был устроен лазарет-госпиталь имени Воронежского епархиального духовенства на 100 кроватей для раненых. Согласно определению Святейшего Синода в августе 1916 года был открыт Воронежский епархиальный комитет по устройству беженцев. Беженцев размещали в монастырях епархии, организовывали сборы денег и вещей. Духовенство поддерживало патриотический дух населения и делило с ним все трудности военного времени.

На долю архиепископа Тихона (Никанорова) выпало одному из первых в Воронеже столкнуться с негативным отношением новой, советской власти к Церкви. Уже 8 июня 1917 года он был арестован и в сопровождении солдат отправлен в Петроград, где доставлен в Таврический дворец. В эти же дни в его архиерейских покоях в Воронеже был обыск. Тихон жаловался Святейшему Синоду, что Совет вмешивается “в дела епархиального управления и в грубой форме предписывал” ему увольнять с прихода одних священников и назначать других. 14 июня Синод заявил, что в действиях Тихона нет ничего противозаконного, “предшествующая деятельность преосвященного свидетельствует о его безукоризненной закономерности в делах епархиального управления”. Он вернулся в Воронеж и 6 июля вступил в управление епархией. Несмотря на новые протесты исполкома и губернского крестьянского съезда, он оставался на своем посту.

В 1917 году архиепископ Тихон участвовал в работе Поместного Собора Русской Православной Церкви и в избрании Патриарха Тихона (Белавина; †1925; впоследствии прославленный как святитель-исповедник). Архиепископ Тихон вернулся в Воронеж 23 ноября 1917 года, в день памяти святителя Митрофана.

В июне 1917 года вместо “Воронежских епархиальных ведомостей” в городе стала выходить новая газета “Вестник церковного единения” (издавалась до июля 1918 года), означенная как “орган духовенства и мирян Воронежской епархии”. Ее редактировали епархиальный миссионер отец Петр Сергеев (будущий обновленческий митрополит) и участник Поместного Собора служащий железной дороги В.Я. Бахметьев. Вместо духовной консистории был создан Церковно-епархиальный совет, с июня 1917 года существовал также Епархиальный исполнительный комитет во главе с протоиереем Тихоном Поповым, будущим обновленческим епископом и осведомителем ЧК. 22 июня 1917 года был созван чрезвычайный съезд духовенства и мирян Воронежской епархии, многие решения которого преосвященный Тихон не утвердил, так как они были направлены на разрушение сложившейся системы управления благочиниями и приходами.

26 января 1918 года большевиками был расстрелян крестный ход под стенами Митрофановского монастыря, погибло несколько человек.

25 апреля 1918 года преосвященный Тихон награжден правом ношения бриллиантового креста на клобуке.

3 февраля 1919 года большевики заставили его присутствовать при кощунственном вскрытии мощей святителя Митрофана, которые в тот момент еще были оставлены в монастыре. Владыка был бессилен предотвратить кровопролитие. В октябре 1919 года, когда Воронеж был занят белой армией, владыка служил многочисленные панихиды по жертвам большевистского террора как среди монашествующих (старцы Нектарий, Спиридон, Серафим и многие другие) и белого духовенства, так и среди мирян. Возможностью покинуть Воронеж вместе с армией А.Г. Шкуро и уйти на Юг, а оттуда за границу архиепископ не воспользовался, он остался в Митрофановском монастыре и решил разделить участь своей паствы.

В самом начале 1920 года архиепископ Тихон принял мученическую кончину. Согласно воспоминаниям очевидцев и сохранившемуся преданию, на третий день Рождества Христова, 9 января 1920 года (27 декабря 1919 года по старому стилю – отсюда расхождения в датах его смерти) он был повешен на Царских вратах Благовещенского собора во время совершения богослужения. (Епископ Сергий (Петров) на основании воспоминаний келейника преосвященного, протоиерея Ивана Житяева и сына священника Александра Александровича Палицына утверждал, что архиепископ Тихон заболел тифом и “тихо и спокойно почил о Господе” 27 февраля 1920 года). По данным епископа Сергия (Петрова), отпевание и погребение высокочтимого мученика было совершено епископом Острогожским Владимиром (Шимковичем), впоследствии митрополитом Воронежским, в сослужении с епископом Новохоперским Модестом (Никитиным). 2 марта 1920 года Тихон был погребен в склепе Благовещенского собора, в августе 1956 года, после разрушения собора и Митрофановского монастыря прах перезахоронен на городском Коминтерновском кладбище, в 1993 году останки перенесены во вновь созданный некрополь Алексеевского Акатова монастыря.

На Архиерейском соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 года архиепископ Тихон (Никаноров) прославлен как священномученик.

Источники и литература

Сергий (Петров), архиепископ. История Воронежской епархии от ее учреждения до наших дней (в четырех частях). Ч. IV. Воронеж–Минск–Одесса, 1961–1968. Машинопись. С. 709–711.

Акиньшин А.Н. Церковь и власть в Воронеже в 1920–1930-е годы: (Процессы Петра Зверева и Алексия Буя) // Церковь и ее деятели в истории России. Воронеж, 1993. С. 127–128.
Вестник Воронежского уездного земства. 1917. 30 июня. № 24. С. 19–21.
Вестник церковного единения. 1917. 26 нояб., № 37; 1918. 28 (15) апр., № 30; 16 (3) мая, № 32.
Воронежские епархиальные ведомости. 1913. № 22. С. 207; 1917. № 24.
Воронежский телеграф. 1918. 31 янв., № 24.
Воронежский телеграф. 1918. 28 (15) апр., № 84.
Дворжанский А.И. История Пензенской епархии. Кн. 1. Пенза, 1999. С. 207–220.
Крестный путь церкви в России. 1917–1987. Мюнхен, 1988. С.8.
Мануил (Лемешевский), митрополит. Русские православные архиереи периода с 1893 по 1965 годы. Куйбышев, 1966. Ч. 6. С. 302–303.
Новомученик Воронежский архиепископ Тихон (Никаноров) // Воронеж православный. 2000. № 6–7.
Ол[ейников] Т.М. Высокопреосвященный Тихон (4-й), архиепископ Воронежский и Задонский // Воронежские епархиальные ведомости. 1913. № 23. С. 675–679.
Пензенская энциклопедия. М., 2001. С. 616.
Польский М. Новые мученики российские. Джорданвилль, 1947. Ч. 1. С. 179.
Регельсон Л. Трагедия русской церкви. 1917–1945 / Послесл. прот. Иоанна Мейендорфа. Париж, 1977. С. 229, 524.
Русские православные иерархи. Исповедники и мученики: Фотоальбом. Париж, 1986. С. 74.
Тихон (Никаноров) // России Черноземный край. Воронеж, 2000. С. 845–846.
Фруменкова Т.Г. Высшее православное духовенство России в 1917 г. // Из глубины времен. 1995. Вып. 5. С. 90.
 

© А.Н. Акиньшин