главная

ДВАДЦАТИЛЕТНИЙ ЮБИЛЕЙ

5 августа, в день празднования Почаевской иконы Божией Матери, митрополит Воронежский и Липецкий Мефодий в сослужении духовенства совершил праздничное богослужение в Покровском кафедральном соборе г. Воронежа.

Был отслужен благодарственный молебен по случаю 20-летия возглавления Воронежско-Липецкой епархии митрополитом Мефодием.

Правящего архиерея поздравили глава администрации Воронежской области В.Г. Кулаков, епископ Задонский Никон, от лица духовенства епархии протоиерей Игнатий Кондратюк, директор Государственного архива Российской Федерации С.В. Мироненко, представители воинских структур. В своих словах выступавшие с признательностью отмечали многочисленные труды и церковные заслуги митрополита Мефодия. Затем к собравшимся обратился Высокопреосвященнейший Мефодий:

- Сегодня - день Почаевской иконы Богоматери, и в этот день 20 лет назад я как раз приехал сюда, и в это время я вошел в этот собор и совершил первую молитву…

Я сегодня особенно за литургией вспоминал поименно священнослужителей, которые меня встречали, которые были здесь, но их уже нет среди нас, как и нет многих из прихожан, которых я знал и за которых возношу свою недостойную молитву - я всегда их поминаю.

Когда я приехал в Воронежскую епархию - место, где, по благословению Церкви, несу послушание, во время первой встречи в этот же день с уполномоченным Совета по делам религий он мне сказал: «Кафедральный собор в Воронеже, уважаемый Владыко, закрывается, и там будет музей. Поэтому я прошу Вас этот вопрос больше не поднимать, он решен и обсуждению не подлежит». И когда я, епископ, назначенный на эту авторитетную кафедру, впервые услышал такие слова, вы можете представить мое состояние, что я мог ощутить.

И в это время рядом с собором, для того чтобы подтвердить твердость принятого решения, закладывается огромный фундамент драматического театра, второго в городе, который по сей день представляет некую строительную абракадабру. Конечно, я не мог смириться с этим. Я представлял Церковь и понимал, что если бы вопрос касался устройства каких-то моих личных дел, если бы, например, сказали, что мне жить негде, - я бы с этим смирился. Но когда речь шла о том, что кафедральный собор будет закрыт (а он был освящен сразу после войны, в это трудное, сложное время для нашей страны, и теперь, в благополучные 80-е гг. его не будет!), я, естественно, прилагал все усилия к тому, чтобы приостановить это безумие. Я обратился в Совет по делам религий, но по возвращении из Москвы услышал от того же уполномоченного: «Это они пусть там решают, в Москве, а у нас, в Воронеже, будет вот так». Для чего я привел этот малый пример? Чтобы еще раз подчеркнуть, что Церковь несет свое служение в обществе вне зависимости от того, расположено это общество к ней или нет.

Другой пример: когда я приехал и увидел иконостас в Покровском соборе, он был из тряпочек сделан. Но как его заменить? Власть против, уполномоченный против, все против. Тогда я тайно заказал вот эти все иконы, по размеру их написали, и привезли мне. Но как их сюда поставить? Тогда я взял одну икону и поставил ее наверху, чтобы невидно было. Через 15 минут староста позвонила уполномоченному. Он звонит мне и говорит: «Что Вы там нарушаете законодательство? Что вы там в иконостас икону поставили?» А я говорю: «Вы знаете, это люди пожертвовали…». «Ну как же пожертвовали по размеру прямо туда?» - сообразил… Тогда я через неделю вот здесь маленькую ставлю икону - опять звонок от уполномоченного: «Что это вы там самоуправством занимаетесь?»

Проходит три дня - я вот там маленькую икону ставлю - и вот таким образом был заменен этот иконостас.

Когда приехал уполномоченный, зашел в храм и увидел, что мы половину уже поменяли, он сказал: «Что вы нарушаете законодательство?”. Почему у вас так много свечей на подсвечниках? А тут выходит батюшка навстречу: «Ты посмотри, и облачения вы новые купили. Зачем вы деньги на это тратите? Надо все отдавать в Фонд мира. Не надо тут ничего покупать».

Но я никогда вам этого не рассказывал. Я понимал, что если меня сюда поставили и Господь благословил, то я должен все это нести на себе и должен управлять таким образом, чтобы люди даже не знали об этом. И духовенство тоже.

Я мог бы привести вам десяток, если не сотни примеров тому, с чем приходилось сталкиваться, но все это сегодня оказалось таким никчемным противостоянием, потому что сила Божия и помощь Божия оказались сильнее, мощнее, чем всякие укоризны и коварства человеческие.

Только помощь Божия, и помощь Богоматери, святителей Митрофана и Тихона, которые были на этой кафедре, которые также сталкивались с несправедливостью людской, и они вместе помогали и мне, недостойному их преемнику, в этом непростом деле в течение этих 20 лет. Вот итог, который я хотел бы озвучить сегодня. Потому что Божественная помощь сильна и всемогуща, и каждый из нас, если он прибегает к этому заступлению, может быть уверен: Господь не оставит его, и никакие силы, какими бы изощренными и коварными они не были, не устоят перед мощью и силой Божественной благодати.

Я хотел бы в этот день сказать «Слава Богу!» - милосердному и долготерпеливому, Матери Божией - заступнице и покровительнице нашего собора, нашего града и святителям нашим - Митрофану и Тихону. Это они эти 20 лет сохраняли Церковь, это они направляли ее, может быть, только моими немощными усилиями, потому что были такие случаи, когда я вечером не знал, что будет утром, была такая ситуация, выйти из которой у меня не хватало никакого решения. Я был в совершеннейшем тупике - я не знал, как построить ту или иную комбинацию, чтобы выйти из этой ситуации. И только мое обращение к Богу и святым решало эти дела. Поэтому еще раз повторю, как итог этого 20-летия - милость Божия и милосердие Божие руководит Церковью Христовой и всеми нами, кто прибегает к Богу и к Его милосердному заступлению.

От имени архивной службы митрополита Мефодия поздравил С.В. Мироненко, директор Государственного архива Российской Федерации:

- Когда мы готовились к этому торжеству, мы решили: «Ну что могут архивисты? Архивисты могут только сохранить память». Вот в этой маленькой папке - начало Вашего пути здесь, в Воронеже.

Мы дарим Вам копию журнала заседания Священного Синода Русской Православной Церкви, который решил поставить Вас владыкой сюда, в Воронеж, и что знаменательно, что этот журнал скреплен подписью нашего Патриарха АЛЕКСИЯ II, который тогда управлял делами Московской Патриархии.

И здесь же - начало Ваших усилий по восстановлению храмов и глагола просвещения церковного на воронежской земле. Здесь ваши первые обращения, просьбы восстановить этот монастырь с отрицательным, кстати, отзывом уполномоченного по делам религии - то есть то документальное подтверждение того трудного пути, который Вам пришлось пройти за эти 20 лет. И мы только можем радоваться вместе с Вами плодами этого огромного труда, который сейчас можем мы все осязать, видеть. Желаем Вам и Вашей епархии процветания и счастья.

Митрополит Воронежский и Липецкий Мефодий поблагодарил всех за приветствие, за выраженные теплые чувства и добрые благопожелания, поблагодарил всех тех, кто почтил его в знаменательный день его юбилея своим присутствием.