"Для тех, кто желает..."


 О влиянии "медицинских" стереотипов массового сознания на мотивацию паломников
 

Современное массовое сознание испытывает настоящий бум, если не сказать помешательство, на всевозможных «лечениях», «очищениях», «диагностиках», «оздоровительных сеансах» и «принципах здорового образа жизни». Причины этого явления в России различны. Во-первых, следует отметить значительную проницаемость наших культурных границ для инокультурных влияний. Например, такое слагаемое американского образа жизни, как фитнес (здоровый образ жизни), вполне прописалось в российской действительности. Во-вторых, отметим, что установление в России рыночных отношений способствовало формированию богатого рынка медицинских услуг различных направлений и качества. Оздоровительно-лечебный бум во многом спровоцирован грамотно спланированными рекламными кампаниями по распространению тех или иных фармацевтических препаратов, витаминов и биодобавок. Психологи отмечают распространенное в развитых странах явление «ритуального приема» биодобавок и витаминов. Суть его не в реальном оздоровительном эффекте, а в психологическом самоуспокоении. Каждодневный, зачастую многолетний прием оранжевой капсулки по утрам и синенького драже перед сном создает у человека ощущение жизненной стабильности и чувство удовлетворения от процесса якобы самосовершенствования.

Нас тревожит и деятельность частных предпринимателей, занимающихся религиозным туризмом. Не все из них выдерживают приемлемые для такой формы деятельности принципы культурологического рассказа. Как правило, в религиозно-туристических поездках распространяются нелепые байки на околодуховные темы, ведется торговля «чудесными» предметами, совершаются языческие практики, и в результате у туристов создаются карикатурные представления о Православии. Например, в автобусах Воронежа можно встретить рекламное объявление такого содержания: «Поездка в Муром к святым Петру и Февронии (для тех, кто хочет выйти замуж)», — далее следует список поездок «для лечения глазных болезней», «от бесплодия», «от беснования».

Тягу массового потребителя к «чудесам» и «исцелениям» умело подогревают всевозможные «доктора» и «народные целители», часто действующие юридически и финансово законно, а потому имеющие ничем не ограниченную духовно вредную практику, замешанную на магии. Многие из них развернули свою деятельность во всероссийских масштабах через телевидение, многотысячные тиражи изданий и выездные «лекции».

Не защищены от вредных религиозных влияний и духовно опасных философских систем современная академическая наука вообще и медицина в частности (алхимия, астрология, валеология ныне не только не рассматриваются как лженауки, но и процветают). Многие ученые с тревогой отмечают в качестве реакции на семидесятилетний атеизм появление в России «научной магии» и «магических наук».

В связи с обрисованной общественной ситуацией актуален вопрос о ее влиянии на церковную жизнь вообще и на паломническую активность людей в частности.

В практике церковной жизни это выражается в том, что зачастую в храмы люди приходят не для молитвы и участия в таинствах, не для знакомства с основами православного вероучения и беседы с духовником, а для совершения сложных, необычных, непонятных ритуальных действий, после которых якобы должно исполниться просимое. Так, например, одной онкологической больной врач посоветовал по 15 минут стоять в центральной части храма непосредственно под куполом. Другой врач-диагност заявил, что работает с детьми только от 7 лет, потому что до этого возраста ребенок безгрешен. Не будем размышлять, что медик имел в виду, — показательна сама дикая помесь естественнонаучных и духовных понятий и явное вторжение доктора в сферу не его компетенции. Среди даваемых в медицинских учреждениях «рецептов» часто встречаются:

- поставить столько-то свечей к таким-то иконам,
- умывать младенцев святой водой (а то и совершать другие гигиенические процедуры),
- поститься — в качестве некой оздоровительной диеты (или ни в коем случае не поститься, так как это вредно. Преимущественно пост почему-то связывается с туберкулезом),
- посетить исповедь в качестве сеанса психотерапии (не посещать исповедь, так как самоосуждение ведет к разрушению личности и раку),
- искупаться столько-то раз по столько в святом источнике/не купаться, так как… (список осложнений и инфекций прилагается),
- беременным слушать классическую музыку, церковное пение или джаз (нам, естественно, известны исследования благотворного влияния музыки указанных направлений на развитие плода. В данном случае постановка церковного пения в один ряд со светской музыкой обнаруживает не только культурную, но и, видимо, религиозную всеядность), и другие «советы».

В мотивации паломнической активности граждан мы встречаем аналогичные случаи. Большая часть паломников отправляется в дорогу именно «за исцелением». При этом имеется в виду далеко не православное понимание системности человеческого существа, природы болезни и, соответственно, путей исцеления. В обществе, страдающем крайним рационализмом с одной стороны, мистицизмом — с другой, а зачастую парадоксальным сочетанием того и другого, потенциальные паломники явно не защищены от неоязыческих комплексов.

Эти комплексы проявляются уже в тех вопросах, на которые постоянно приходится отвечать нашим путеводам. Вот некоторые из них:
- в каком святом месте можно вылечиться от такой-то болезни?
- какой источник от какой болезни?
- какой из источников самый сильный (самый полезный, самый эффективный и даже самый энергетичный)?
- как и от чего лечиться освященным мелом?
- в каких дозах и от каких болезней надо заваривать освященную травку? Можно ли ее тайком подсыпать алкоголику?
- в каких пропорциях можно разбавлять освященную воду, чтобы она не утратила своих свойств?

Взятые в отдельности подобные вопросы могут показаться безобидными, но наблюдения показывают, что при выборе маршрута примерно для 80% паломников ведущую роль играет возможность «исцеления» и «чуда». Следующим определяющим фактором является возможность «отчитки». Реже нам задают вопросы о выдающихся духовниках, причем в основном в связи с возможностью предсказаний. 30-50% паломников видят главную цель паломнической поездки в купании и даже уходят с богослужения на источники. Количество и объем посуды наводит на мысль об использовании воды из источников в бытовых целях, в качестве «продукта» особых экологических свойств. Паломники вообще любят порассуждать на темы химического состава и физических свойств воды из святых источников. В целовании мощей часто видят не исповеднический акт, а некий аналог физиопроцедуры. Поэтому некоторые стремятся задержаться у мощей подольше совсем не для молитвы, а для «дозы»; некоторые норовят приложиться к святыне больным местом.

Обобщая, можно заметить, что экспансия рационализма в духовной жизни паломников выражается в их стремлении измерить благодатные влияния физическими и алгебраическими характеристиками: пропорциями, дозами, интенсивностью. Стяжание благодати часто представляется не как дар Божий, а как вполне достижимый результат определенных действий. Мистицизм проявляется в том, что паломник надеется достичь ожидаемого результата одной силой своего желания с совершением какой-нибудь причудливой последовательности ритуальных действий. Заметно также, что паломникам очень важны материальные знаки пребывания в том или ином святом месте, «охота» за церковными сувенирами, стояние в длинных очередях в лавках, когда идет богослужение. Возможно, это имеет под собой все ту же древнюю основу, когда обладание тем или иным магическим предметом заменяло нашему предку-язычнику стяжание благодати.

В заключение выражаем надежду, что поднятая в этой статье проблема не возымеет для российского общества фатального характера, а определение путей ее решения послужит шагом во исцеление наших душ и телес.
 

Священник Виктор ПРАЗДНИЧНЫЙ, Ольга ПОДУСТ

Воронеж Православный №1 (99) 2007