СОВЕТ ВО ИМЯ ПОМОЩИ


Большинство современного духовенства, а именно около 90%, составляет молодежь. То есть священников в возрасте до тридцати лет сейчас большинство.

Многие из них, попадая по направлению в незнакомый район, не знают друг друга или знают, но не общаются. Соответственно, и их жены, целиком занятые собственным хозяйством и детьми, не поддерживают никаких отношений между собой. Совет матушек, существующий уже два года, направляет свои усилия как раз на организацию их общения. Матушки ежегодно устраивают благотворительную ярмарку, на которой продают собственную выпечку, вышивки, поделки, расписанные вручную иконы.
В Воронежской епархии шестнадцать благочиний, и каждое из них представляет на ярмарке свой стол. Лучший стол становится победителем. В прошлом году выручка составила восемь тысяч рублей, в этом — уже двадцать пять. Эти деньги направляются детям-сиротам, престарелым, вдовам, малоимущим семьям. В этом году в интернаты посылали и канцелярские товары, и фрукты, и белье. Нуждающимся помогали сделать ремонт. Главное — желание и душевное устремление помочь ближнему.
Благодаря существованию совета матушек его участницы теперь созваниваются, интересуются проблемами, поддерживают друг друга. Ведь жизненных трудностей и проблем у них немало. Сложившийся в современном обществе стереотип о том, что жизнь жены священника беззаботна и легка, что муж приносит домой немалые деньги, не соответствует действительности. Матушка Татьяна Володько рассказывает:
— К нам однажды пришла женщина и спрашивает: «А где у вас тут учат на матушек?». Дескать, выйти замуж за священника — значит жить, не зная материальных проблем, иметь большой дом, машину, а заодно и непьющего мужа. Но для того, чтобы все это было, нужно лет тридцать поработать, причем без выходных, праздников и отпусков.
За целый день матушка может даже не присесть. К священнику приходят и ночью. И матушка опять на ногах... Деревенский приход сулит еще меньше прибыли, ведь бабушки, которые ходят в церковь, мало что могут принести туда: у них нет ни денег, ни большого хозяйства.
— В советские времена бабушка в деревне могла и курицу принести в церковь — для нее это было не в убыток. Партийные работники летом разъезжали по родственникам в деревни и крестили там своих детей. Поэтому церкви в деревнях не бедствовали. А сейчас деревни вымирают, и деревенские приходы редеют на глазах, — вспоминает матушка Татьяна.
— Немногие матушки сейчас выдерживают жизнь в деревне: нужно печь самой растопить, приготовить, покормить мужа и детей, убрать дом, а в сарае — свинья с поросятами, кур и уток два десятка. А еще корова. И все ее, матушку, дожидаются, — говорит матушка Любовь Наумова.
Тем, кому собственный крест покажется слишком тяжелым, совет матушек помогает добрым, утешительным словом, а по необходимости и материально. Главной целью своего совета матушки считают объединение духовенства через поддержку друг друга, ведь суть «профессии» матушки — самопожертвование во благо семье, ближнему и во спасение души.

А.Ливень

  Воронеж Православный №9-10 (83-84) 2005 г.