главная

ВОРОНЕЖСКОМУ ЦЕРКОВНОМУ ИСТОРИКО-АРХЕОЛОГИЧЕСКОМУ КОМИТЕТУ - 100 ЛЕТ

Совсем недавно, в октябре минувшего года отмечалось двухсотлетие местного исторического краеведения, в середине декабря - столетие Ученой архивной комиссии. Теперь подошла круглая дата со времени создания Церковного историко-археологического комитета - первый краеведческий юбилей нового века и нового тысячелетия.

Историко-археологический комитет был открыт на публичном заседании в Митрофановском монастыре 31 января 1901 года. В зале присутствовали более ста человек, в числе которых находились глава епархии епископ Анастасий (Добрадин), викарный епископ Владимир (Шимкович), губернатор П.А. Слепцов, вице-губернатор А.А. Хвостов, губернский предводитель дворянства Н.И. Шидловский, ректор семинарии протоиерей Василий Борисоглебский, наместник Митрофановского монастыря архимандрит Василий, другие должностные лица и энтузиасты познания местной старины.

Попытки создания общества по изучению церковной старины предпринимались в Воронеже начиная с 1886 года и только через полтора десятилетия увенчались успехом. 13 ноября 1900 года Святейший Синод удовлетворил ходатайство епископа Анастасия и разрешил создать в Воронеже “церковный историко-археологический комитет, с древлехранилищем, библиотекою и архивом при оном”. Подобные комитеты уже существовали в шестнадцати епархиях, самый ранний из них, Киевский, был учрежден в 1872 году.

Традиции изучения церковной истории в Воронеже насчитывали к тому времени уже целый век - именно столько времени прошло после выхода в свет книги префекта духовной семинарии протоиерея Е.А. Болховитинова “Историческое, географическое и экономическое описание Воронежской губернии”, в котором имелся особый раздел по истории епархии.

Следующей важной вехой стали 1880-е годы, когда газету “Воронежские епархиальные ведомости” редактировал ректор семинарии архимандрит Димитрий (Самбикин, 1839-1908), впоследствии видный церковный иерарх и историк. Помимо публикации в газете многочисленных статей с историко-этнографическими описаниями приходов, он подготовил подлинный свод сведений по истории всех церквей епархии. В 1884-1886 годах в четырех выпусках вышел составленный Д.И. Самбикиным “Указатель храмовых празднеств Воронежской епархии”. Осуществить издание подобной книги на современном уровне мы пока не в силах.

Церковный комитет в разные годы насчитывал от 100 до 150 членов. Он собирался по нескольку раз в год на общие собрания, где зачитывались доклады на юбилейные или интересующие всех темы. Повседневной работой комитета руководил совет, избиравший председателя, казначея, библиотекаря, хранителя музея и делопроизводителя. Непременным попечителем совета являлся глава епархии, до 1913 года это архиепископ Анастасий (1828-1913), затем архиепископ Тихон (Никаноров, 1855-1920). За семнадцать лет существования комитета его председателями были секретарь духовной консистории А.М. Правдин (1846-1907), епархиальный наблюдатель церковных школ П.В. Никольский (1870 - после 1917) и преподаватель духовной семинарии Т.М. Олейников (1883 - после 1941). Почетными членами комитета в разные годы состояли архиепископ Казанский и Свияжский Димитрий (Самбикин), директор Археологического института Н.В. Покровский, известный историк В.О. Ключевский и архивист С.А. Белокуров.

Основные итоги работы Церковного комитета отражены в четырнадцати томах ежегодника под названием “Воронежская старина” (1902-1916). Помимо хроники деятельности самого комитета, здесь опубликованы многочисленные документы по истории епархии, воспоминания, статьи и справочные материалы. В минувшую войну архивный фонд духовной консистории очень сильно пострадал, погибло множество бумаг, поэтому источником стали публикации “Воронежской старины”. Здесь можно назвать обширные исследования П.В. Никольского о донских монастырях, Т.М. Олейникова о хозяйственной жизни воронежского архиерейского дома в ХVIII веке, биографический справочник В.В. Литвинова о выпускниках воронежской семинарии, избравших себе светский род занятий. Отчеты о заседаниях комитета, рецензии на очередные тома “Воронежской старины” постоянно появлялись на страницах воронежских газет.

Целый ряд материалов был посвящен двухсотлетию со дня кончины святителя Митрофана (1703) и пятидесятилетию канонизации святителя Тихона Задонского (1911), в праздновании этот юбилейных дат Комитет принял самое деятельное участие. Несколько статей были посвящены архиепископу Антонию (Смирницкому), канонизация которого готовилась в канун Первой мировой войны. Наиболее интересным следует признать дневник учителя гимназии Н.М. Севастьянова, хранившийся тогда в архиве духовной семинарии и не дошедший до наших дней. Отметили члены комитета публикациями и воспоминаниями кончину в 1913 году своего первого покровителя архиепископа Анастасия.

Комитет лелеял обширные планы по написанию биографий всех преемников святителя Митрофана на воронежской епископской кафедре, по составлению детальных описаний монастырей и храмов, разработке истории епархии в целом. Немало было сделано, но многое в повседневных делах и заботах откладывалось на будущее. Так, в “Воронежской старине” напечатаны только описания городских монастырей и примерно половины храмов губернского центра (Троицкого собора, Покровской, Никольской, Введенской, Успенской, Спасской, Тихвино-Онуфриевской, Всесвятской и Петропавловской церквей), остальные материалы оставались в рукописи. Уездам повезло и того меньше: Федор Поликарпов обследовал все храмы Нижнедевицкого уезда, Димитрий Склобовский изложил историю семи острогожских церквей, а Тихон Олейников – историю Крестовоздвиженской церкви слободы Россоши. Ни единой бумаги из архива самого Комитета до нас не дошло.

К сотрудничеству в “Воронежской старине” и в Комитете в целом привлекались не только известные краеведы, публиковались и начинающие авторы, и сельские священники. Интересен материал священника И.Г. Ферронского о населенных пунктах по реке Хворостани. В примечании к статье указано: “извлечено из летописи села Данкова”. Это тот редкий для современного исследователя случай, когда можно обратиться и к первоисточнику. Составленная Иваном Григорьевичем Ферронским (1874 - после 1929) рукопись по истории села Данкова и его церкви сохранилась в архиве. Члены комитета были озабочены судьбой летописей, которые должны были вести священники всех приходов (уцелело только пять летописей).

По-разному складывались судьбы членов Церковного историко-археологического комитета. Переведенные по службе из Воронежа не порывали связей с коллегами по увлечению и продолжали присылать рефераты и статьи (П.В. Никольский, М.И. Успенский). Многие умерли в предреволюционные годы или сразу после революции (А.М. Правдин, Ф.М. Ильинский, М.В. Аполлосов, С.Е. Зверев, А.М. Спасский, Д.Я. Склобовский). Вступивших же в новую жизнь в 1920-1930-е годы ждала иная участь. По “делу краеведов” или самостоятельно были репрессированы С.Н. Введенский, В.В. Литвинов, Т.М. Олейников, Н.И. Поликарпов, Ф.И. Поликарпов, А.М. Путинцев, И.Г. Ферронский. Тихон Митрофанович Олейников возвратился из лагеря и перед войной преподавал русский язык и литературу в Семилукской средней школе, среди выпускников которой он и запечатлен.

Комитет прекратил свою деятельность в конце 1917 года. Для новой власти сама тематика его работы стала неприемлемой. Церковное краеведение как отрасль исторического знания возрождается на наших глазах, с конца 1980-х годов. Уже несколько лет обсуждается вопрос о восстановлении Церковного историко-археологического комитета при Воронежско-Липецкой епархии, в ряде епархий такие комитеты уже действуют. Хочется надеяться, что в ближайшее время с благословения митрополита Мефодия произойдет организационное оформление этого общества. Первым мероприятием, которое бы связало два комитета, давний и сегодняшний, может стать издание подготовленной в 1907 году рукописной книги И.Г. Ферронского по истории села Данкова.

А. Акиньшин