главная

Биография

Служения

Проповеди Труды Послания Интервью

ЦЕРКОВЬ В МИРЕ ЗЕМНОМ

 

— Ваше Высокопреосвященство, соответствует ли число епархий на канонической территории Русской Православной Церкви требованиям нашего времени?

— Еще недавно Церковь придерживалась принципа «одна область — одна епархия». За последнее время число епархий увеличилось и будет увеличиваться еще. В первую очередь за счет разделения некоторых больших епархий. В пределах одной области появится несколько епархий. Результаты этого не замедлят сказаться. Когда во вновь созданную епархию приезжает епископ, сразу появляются новые храмы, новые священники, новые диаконы, новые церковные причты, вообще оживляется православная церковная жизнь. Это касается и традиционных епархий. Например, в Якутии до революции было около 200 приходов, а в советское время действовал только один храм — в Якутске. Но вот назначен в Якутию епископ, и там уже около 20 приходов. Можно привести в пример Магаданскую, Сахалинскую, Амурскую области, где не существовало епархий до 1917 года. Случается, вопрос о создании епархии поднимает наша, церковная структура. Бывает, местная власть той или иной территории начинает разговор о том, что статус региона предполагает наличие епархии. Не исключен случай, когда о создании епархии ходатайствует общественность. Все предложения рассматриваются Священным Синодом.

— Владыка, что Вы можете сказать о статусе Эстонской Православной Церкви и требовании дарования самостоятельности ее приходам. Разъясните, пожалуйста, степень этой самостоятельности.

— Любая епархия — малая Церковь. Патриарх является старшим епископом и первым «по чести». Синод при Патриархе — малый Собор, решающий в целом вопросы Церкви. Но любая епархия управляется самостоятельно, и если какой-либо епископ принимает решение, то все остальные епископы с ним считаются. Разумеется, в том случае, если это решение не вступает в противоречие с канонами. Синод может вызвать епископа для разъяснения каких-либо его действий. С точки зрения юридической, каждый приход – юридически независимое лицо. В Эстонии приходы не имеют подобной самостоятельности в силу гражданского законодательства.

— Как организована финансовая и хозяйственная жизнь епархий?

— В Русской Православной Церкви финансовой основой для ее деятельности является деятельность приходов и общин. Приходы отчисляют средства в епархию, которая планирует в первую очередь решение собственных насущных задач: содержание епархиального управления, духовных школ, благотворительных учреждений. Вместе с тем епархия отчисляет средства на счет Московской Патриархии, где также решаются вопросы содержания общецерковных духовных школ (академий и семинарий), деятельности внешних структур Церкви, работы отделов по религиозному образованию, по связям с Вооруженными силами, по церковной благотворительности. Вообще у Церкви большие финансовые трудности, в частности потому, что ее доходы напрямую зависят от доходов населения. У нас нет обязательного обложения прихожан (десятины) в пользу Церкви. Только добровольные приношения, торговля свечами, исполнение треб... Церковные издательства, завод «Софрино» поставляют в храмы свою продукцию для продажи. Так финансируется деятельность Церкви.

— Как Вы оцениваете духовный и интеллектуальный уровень современных епископата и клира Русской Православной Церкви?

— Никогда ни одна Церковь не даст удовлетворительного ответа на этот вопрос. Но мы стараемся, чтобы и епископы, и священники были всесторонне образованными людьми. Однако не всегда блестяще образованный человек — тот, к кому идут люди. А случается человек, совсем не имеющий образования, становится духовным центром общества. Церковь и общество должны найти друг друга. Хотелось бы, чтобы человек видел в Церкви не что-то чужое, а то, что реально соответствует его поискам истины.

— В связи с этим нельзя не упомянуть о Поместном Соборе 1917 — 1918 годов… Как Вам кажется, его решения сохраняют силу и по сей день?

— Значение этого Собора не только в том, что он был свободным. Это был воистину Собор духовного и интеллектуального цвета Русской Православной Церкви. Его участники обладали богатым административным опытом, имели высочайшего уровня богословскую подготовку. Однако отметим, что Поместные Соборы не проходили в России более двух столетий подряд. Общество развивалось, а церковная жизнь шла своим чередом, будто в тени. Не это ли явилось одной из причин трагического взаимонепонимания Церкви и интеллигенции? Может быть, именно в этом кроется причина того, что многие соборные определения 1917 — 1918 годов так и остались невыполненными. Но в целом Церковь живет, руководствуясь определениями именно этого Собора, согласуя их с требованиями времени. Мы мечтаем созвать такой же представительный, такой же авторитетный Собор.
Политические условия имеются. Но уровень задач, которые необходимо решить, настолько высок, что мы пока к их решению не готовы.

— И еще один вопрос, связанный с Собором 1917 — 1918 годов. Это вопрос о выборности епископата. Насколько Русская Православная Церковь готова к проведению в жизнь этого соборного постановления?

— Выборность сохранялась и сохраняется, например, в Болгарской Православной Церкви. Но сегодня мне трудно представить, что во всех епархиях есть достаточное число достойных кандидатов для подобных выборов. В некоторых такая возможность налицо. Нельзя представлять отсутствие выборности как отклонение от первоначальной практики Церкви и стремление иерархии сконцентрировать всю власть в своих руках. До революции епископ назначался указом императора по представлению Святейшего Синода. Сегодня же с кандидатом в епископы первоначально беседует Патриарх, потом — все члены Синода, и только затем уже коллегиально решается вопрос о соответствии кандидата. Думаю, мы доживем и до того времени, когда духовная жизнь окрепнет настолько, что епархии смогут представлять Синоду кандидатов в епископы.
 

Интервью корреспонденту "Независимой газеты"