главная

Биография

Служения

Проповеди Труды Послания Интервью

СОЦИАЛЬНОЕ СЛУЖЕНИЕ – НРАВСТВЕННЫЙ ДОЛГ ГОСУДАРСТВА

 

— Взаимополезное и столь необходимое обществу сотрудничество государства и Русской Православной Церкви в деле социального служения сегодня достаточно успешно развивается, чему способствовало, в частности, подписание ряда соглашений между Московской Патриархией и федеральными министерствами и ведомствами. Какими видятся Вам, Ваше Высокопреосвященство, ближайшие и отдаленные перспективы совместной работы?

— В ближайшей перспективе это сотрудничество должно распространиться на все уровни социальной работы в соответствии с духом подписанных соглашений и, что особенно важно, с лучшими национальными традициями и международным опытом. Если говорить о так называемом микроуровне, то это и есть самая главная, хотя зачастую и незаметная со стороны повседневная работа — социальная поддержка конкретных людей и семей, адресная помощь социально уязвимым группам, защита качества жизни и достоинства каждого человека независимо от его этнокультурной принадлежности, вероисповедания или гражданства. Позитивный опыт такого сотрудничества набирается по всей российской земле.
Если же речь идет о макроуровне, включая совместное участие в выработке государственной социальной политики, в частности, социальной политики в отношении соотечественников за рубежом, которые нуждаются в постоянной поддержке со стороны России и защите своих экономических и политических прав, социальных и культурных интересов, то эта деятельность только начинается.

— Продолжая Вашу мысль, можно, вероятно, говорить и об участии Церкви в определении стратегии долгосрочного социального развития России и ее отдельных регионов, а также государственной политики в области международного гуманитарного сотрудничества?

— И можно, и нужно. Именно эта работа воистину вернет России ее органическую целостность, будет способствовать единению всех российских земель в великом деле социального служения. Исторически Россия собирала людей и земли не ради завоеваний, а во имя высоких целей. И сегодня социальная политика — основа основ всей политической жизни в субъектах Федерации. На этой ниве, если ею заняться всерьез, не будет места для межэтнической или межконфессиональной вражды, для разжигания политических страстей — здесь непочатый край совместной работы.
Если же говорить о международном гуманитарном сотрудничестве, то оно являет собой не что иное, как продолжение этого богоугодного дела с привлечением сил международного сообщества. Вместе с тем международное сотрудничество призвано усиливать позиции России во всех направлениях, в том числе и на международном рынке труда, вернуть ей международный престиж. Более того, грамотная и продуманная совместная деятельность государства и Церкви в области международного сотрудничества позволит нам решить одну из главных задач — восстановить на рубеже тысячелетий в сознании всех народов мира образ России, который складывался столетиями и который пытались стереть из памяти самих россиян, образ православной страны, способной сохранить культурное многообразие ее земель и народов, защитить социальные права ее граждан и всех соотечественников.

— Чем должен определяться выбор стратегии?

— Центральной установкой новой социальной стратегии должна стать эффективная защита наиболее уязвимых групп населения, борьба с наступающей нищетой, отработка концепции коллективной социальной безопасности. Социальные бедствия и потрясения — расплата за слепую веру в безграничные возможности государства, за недооценку той социальной роли, которую призвано играть гражданское общество, выступающее посредником между государством и конкретным человеком.
Государственная социальная стратегия в России станет действительно общенациональной только в том случае, если она будет соответствовать ценностным ориентирам, которые составляют нравственный генотип нашего народа. И не следует думать, что особое уважение к духовному наследию своего народа при определении курса — нечто чуждое подлинной свободе, демократическому строю.
Роль социального государства заключается прежде всего в том, чтобы постепенно, шаг за шагом, не ослаблять, а укреплять социальные гарантии, которые предоставляет гражданам государство, но, разумеется, не ценою политических и гражданских свобод. Именно по этой причине не следует забывать о роли гражданского общества в строительстве новых отношений между государством и гражданами. Речь идет о необходимости не только значительно усилить контроль общественных и религиозных организаций за реализацией этих прав, но и передать институтам гражданского общества — органам местного самоуправления, общинам — реальное управление социальной инфраструктурой, грамотно разделив функции центра и территорий, государственных органов и возрождаемого земства.

— Таким образом, во главу угла ставится социальная работа в церковных общинах. Каким видится Вам это направление совместной деятельности?

— Весь колоссальный мировой опыт такого рода сотрудничества и дореволюционная практика в России свидетельствуют об эффективности тесного взаимодействия государственных органов социальной защиты и добровольцев из церковных приходов как в оказании адресной помощи, так и в осуществлении социального мониторинга — контроля за положением дел. Не менее важное направление работы — обеспечить доступность для всех людей информации об их социальных гарантиях и правах. Это необходимо прежде всего для тех слоев населения, которые в силу низкого имущественного положения, недостаточно высокого образовательного ценза и неблагоприятного территориального расположения лишены полноценного доступа к ресурсам и информации.
Социальная работа в общинах на этом наиважнейшем уровне взаимодействия позволит максимально сократить время, необходимое для восстановления навыков социальной взаимопомощи и взаимоподдержки в приходах, навыков, утраченных в результате тотального огосударствления всей социальной жизни и искусственного сужения социальных функций Церкви. Это будет способствовать также гуманизации методов и форм работы государственных органов социальной защиты.

— Что могло бы максимально сблизить позиции Церкви и государства на всех этапах и во всех сферах совместной деятельности на ниве социального служения?

— Прежде всего — признание двух основополагающих принципов — принципа соборности, без которого невозможно представить себе ни тысячелетнюю историю России, ни поиск национального пути к подлинному народовластию и принципа глобальной солидарности поколений.

— Как, на Ваш взгляд, Владыка, следует понимать принцип солидарности?

— Его признание предполагает, во-первых, целенаправленную работу по восстановлению некогда единого социального, культурного и образовательного пространства на всей территории исторической России, бывшего СССР, а во-вторых, реализацию того уникального потенциала, которым обладает великая русская культура, открытая не только для межнационального взаимодействия и внешних влияний, но и для осознания глобальных социальных процессов, происходящих в мире. Под культурой я понимаю, разумеется, не только искусство и литературу, а весь духовный уклад народной жизни, который лучше писаных законов защищал слабых и помогал сильным мира сего уяснить свой долг перед Господом и Отечеством.
Народ, имеющий такую культуру, способен создать подлинно открытое общество, главная особенность которого — социальная устойчивость, защищенность социальной сферы и национальных культур от политических потрясений.

— Ваше Высокопреосвященство, как Вы определите важнейшие аспекты сотрудничества между государством и Церковью?

— Первый аспект такого сотрудничества — социально-экономический, то есть улучшение условий и повышение уровня жизни за счет слаженной работы государственных и негосударственных организаций социальной направленности; обеспечение права граждан на доступ к системе социального обслуживания, ресурсам и информации.
Второй аспект — социально-культурный. Здесь имеется в виду поддержка национальных и семейных укладов, здорового образа жизни всех основных социальных групп.
Третий аспект — собственно духовный, связанный с сохранением и развитием системы ценностей, которая обеспечивает преемственность поколений, социальный мир, полноценное развитие человека и укрепление семейных отношений.
К приоритетным направлениям совместной работы целесообразно отнести развитие социально-медицинской, психологической, социально-бытовой и иной социальной поддержки, а также духовной помощи безнадзорным детям, престарелым гражданам России (в том числе проживающим за рубежом Российской Федерации), жертвам тоталитарных сект и других деструктивных культов, инвалидам, беженцам и всем иным наименее защищенным социальным группам.
Особое внимание следует уделить развитию научно-образовательных центров, которые готовят специалистов для социальной сферы, опираясь при этом на духовный и интеллектуальный потенциал научных и учебных заведений Русской Православной Церкви. А наиболее перспективное направление сотрудничества — координация отраслевых государственных программ и проектов, разрабатываемых и осуществляемых церковными общинами, фондами и формирующимися ныне социальными службами Русской Православной Церкви.

— Из Ваших слов, Владыка, следует, что необходимо, обобщив все уже имеющиеся начинания и предложения, организовать на федеральном уровне и в субъектах Российской Федерации поддержку местных инициатив по укреплению социального партнерства между Церковью и государственными органами социального блока...

— Конечно. И одним из важных звеньев, связывающих устремления государства, Церкви и неправительственных организаций социальной направленности, может стать осуществляемая по благословению Святейшего Патриарха, при поддержке Президента России, Председателя Правительства и Председателя Совета Федерации общенациональная программа «Духовные основы государственной политики и гражданства». Программа разрабатывается и осуществляется по инициативе Комиссии по вопросам гражданства при Президенте России и Общественного совета по социальному служению Московского Патриархата.
Полной поддержки заслуживают многие уже работающие проекты. Так, именно в рамках программы начато доброе и перспективное дело — издание информационного вестника «Церковь и общество». В этом же плане следует рассматривать и создание Центра МГИМО МИД РФ «Церковь и международные отношения», проводимые им международные конференции. Уже первая из этих конференций «Духовные основы политики и принципы международного сотрудничества» вызвала огромный интерес.
Такая работа — верный путь к восстановлению духовных основ социальной жизни, к возвращению из тьмы неверия и невежества к нравственно оправданному укладу жизни.
 

Беседа с корреспондентом журнала "Церковь и общество"