главная

БОГАТЕТЬ ДУХОВНО

 
Мы с вами сегодня совершили Божественную литургию в этом прекрасном Воскресенском соборе и слышали за Божественной литургией евангельское чтение, о котором можно много говорить и которое имеет к нам непосредственное отношение.
Человек был одержим бесами. К нему привыкли, на него не обращали внимания: он жил своей жизнью, его все боялись, проходили мимо, но никто не задумывался о том, как ему, наверное, страшно находиться все время под действием злой силы. А Христос не мог мимо пройти. Он исцелил этого несчастного, и в нем оказался не один бес, но много, и эти духи злобы просили Христа, чтобы Он не посылал их в преисподнюю, но позволил войти в стадо свиное.
Вы знаете, что по закону Моисееву свинья считалась у евреев (и считается до сих пор) нечистым животным, и им нельзя было это мясо есть. Они, таким образом, нарушали закон Моисеев. Послав нечистых духов в стадо свиное, Христос исполнил правду – исцелил человека и показал людям, которые разводили свиней и, может быть, сами ели свинину или торговали ею, что для правоверных иудеев это недостойное занятие. И стадо уничтожилось.
Здесь нужно подчеркнуть еще одну важную мысль. Как бы ни был болен человек, одержимый бесами, и какое бы множество бесов ни было в нем, но он имел твердую волю к жизни. Очевидно, добро, живущее в его душе, не давало нечистым духам убить его или сделать что-то такое, что причинило бы ему непоправимый вред. И он мучился, страдал, но жил. Но как только бесы вошли в свиней, все стадо устремилось в озеро и погибло. 
Нечистый дух имеет намерение убить каждого человека и убивает, если человек отступает от Бога, если Бог оставляет его. Мы находим этому отступлению от Бога многие извинения. И правда, жизнь у нас очень тяжелая, мы с ней часто не справляемся, она нас давит, а к Богу обратиться – родители и общество нам не привили этого. И когда такой человек остается один на один с собой, он может повести себя неадекватно. Мы, священнослужители, очень часто с этим сталкиваемся. Родители или близкие самоубийцы приходят к нам, просят отпеть его, и говорят: «Вы знаете, он ненормальный был, неуравновешенное поведение имел». Вот это неуравновешенность возникает тогда, когда нет Бога в сердце. Человек всегда ищет что-то интересное, образец для совершенствования. В этом состоит смысл нашей жизни. Как бы мы ни были молоды или стары, но если у нас есть интерес к жизни, какое-то стремление – мы живем. Побеждаем болезни, невзгоды, всякие горести, которые на нас обрушиваются, и идем все время вперед, продолжаем жить. Но как только интерес к жизни пропадает, человек внутри ломается. Спросите любого врача, и он вам скажет, что если человек не борется за свою жизнь, врач бессилен чем-либо помочь ему.
Силы эти животворящие дает нам Бог – вечная Любовь, вечная Правда, вечное Добро. Но если мы направляем наши интересы в греховную сторону, начинаем или пьянствовать, или наркоманией заниматься, или плотские утехи искать, тогда все нам не то, все нас не устраивает, мы не знаем, что делать. Мы не находим себе места. У нас — абсолютное отсутствие мира в душе, в сердце, там живет сатана, там живет тревога, там живет озлобленность на всех и на вся.
Это — состояние Богооставленности. Вместо Святого Духа в нас входит сатана и подводит к черте, чтобы мы убили себя, как вот эти свиньи. Они не имели возможности сопротивляться бесам, они неразумные существа и под действием разумного злого начала погибли.
Мы же до тех пор остаемся людьми, пока осознаем, что необходимы другим людям, что наша жизнь должна быть полезной, пока ходим в Церковь, причащаемся Святых Христовых Таин и получаем благодатную силу, помогающую вести нравственный образ жизни. Мир входит в наше сердце, мы начинаем чувствовать счастье, независимо от того, богаты мы или бедны. Великие святые, которые жили в абсолютной бедности, имели, может быть, кусочек хлеба и глоток воды, были счастливы. И счастье их было так велико, что они помогали другим людям стать счастливыми.
Скоро мы будем праздновать 100-летие со времени прославления преподобного Серафима Саровского. Вот он-то и был таким человеком – не имеющим никаких материальных благ, но богатым духовно. Вся Россия к нему шла во главе с императором. То же самое – последние Оптинские старцы, которые подвизались перед революцией 1917 года. Вся интеллигенция окормлялась у них. И великий скептик Лев Николаевич Толстой, который не мог примириться с Богом в течение всей своей жизни, перед своим концом поехал в Оптину, где была у него в Шамординской обители родная сестра монахиня, поехал, чтобы простые, неграмотные старцы подсказали ему путь выхода из тупика. Он не однажды бывал у старцев, и старцы говорили, что это очень умный, но страшно гордый человек. Но на этот раз окружение Льва Николаевича Толстого сделало все, чтобы задержать его на станции Астапово, не пустить в Оптину пустынь. И он так и умер – злой и непримиренный.
Это страшная трагедия человеческая. И мы должны цепляться, как утопающий цепляется за любую соломинку, лишь бы глотнуть еще воздуха, лишь бы пожить еще, — так и мы должны цепляться за истину Божию, за евангельскую истину, учение Христово, за Церковь Христову. И не дай Бог нам уподобиться жителям страны Гадаринской: услышав от пастухов, что бесноватый человек исцелился, что нечистая сила из него вышла, но вошла в свиней и стадо свиное погибло, эти люди не пошли ко Христу, чтобы признать в Нем Сына Божия, не поблагодарили Его за исцеление человека. Их обеспокоил материальный урон от гибели свиного стада, и они стали просить Христа, чтобы Он отошел от пределов их. И Христос выполнил их просьбу: сел в лодку и переправился на другой берег озера.
Как часто к нам Господь тоже подходит, стучит в сердце, в душу, и наше дело – пустить Его или не пустить. Часто мы Его не пускаем, а потом спрашиваем: «Ну почему такие несчастья с нами? Почему мы такие к жизни неприспособленные?». Потому, что отвергли Бога и понадеялись на свои силы. Не приняли Его десницы, которая была протянута к нам, но пошли своим путем и сказали: «Ты нам не нужен». В 17-м году прошлого века вся верующая святая Россия вдруг в один момент стала рушить храмы, старый уклад жизни, и после расстрела императорской семьи в Екатеринбурге началась гражданская война, начались чистки, и гибли миллионы. И никто-то другой, а сами – друг друга. Одни сажали других, третьи расстреливали и убивали, четвертые дрожали: как бы меня не взяли. Оставили Бога – потеряли лицо человеческое. Потом наладилась немного жизнь, вторая мировая война вроде бы вразумила, а теперь — опять искания, ожидания, что придет какой-то умный правитель, скажет нам, как жить, возьмет наши несметные богатства в свои руки и накормит нас, напоит. И забываем, что сами мы – творцы счастья земного, и что строить его надо начиная с внутренней работы — над сердцем, над душой.
Прежде всего, нам надо не поддаваться соблазну, который так активно внедряется в каждую семью через книги, и разлагает остатки нравственности, оставшиеся в нас генетически, по наследству, превращая человека в скотоподобное существо, потерявшее человеческую личность.
Церковь зовет нас к Богоподобию, чтобы мы были похожи на своего Творца. Он всех нас создал свободными. Каждый из нас – царь природы, каждый это чувствует, но надо уважать это чувство и в другом человеке, видеть в нем не только брата, но и человека, за которого Христос тоже пролил, как и за нас, Свою кровь. И только тогда, только при таком отношении к людям мы будем счастливы, все у нас будет в порядке.
И еще я хотел бы сказать вам, что мы должны помогать руководству – как местного уровня, так и федерального, чтобы оно слышало наш голос, знало, как мы хотим жить, какой желаем видеть Россию, – именно мы, коренные жители и хозяева этой земли, а не те случайные люди, которые творят беды с нашей Родиной.
Мы хотим одного — чтобы наша жизнь была построена на российских традициях, которые основаны на Православии, как на краеугольном камне. Какую бы сферу жизни мы ни взяли, везде виден православный след – и в искусстве, и в музыке, и в экономике. Не будет Православной Церкви – не будет России, могучей, великой и единой. 
Дай Бог, чтобы мы были наследниками этой духовной мощи, на основе которой созидалось Русское государство. Под его высокую руку добровольно приходили другие народы, и сохраняли свои традиции, религию, культуру, и развивались, и процветали. Все эти возможности давала им наша православная Родина.
В наше ответственное время будем уподобляться мудрым людям, которые знают, что Христос – это Свет, Истина и Жизнь, что мы все призваны осолять жизнь, быть ее нравственными столпами. Мало ходить в храм Божий и слушать священника – нужно еще образовывать себя и воспитывать, чтобы каждый мог донести до соседа, до знакомого человека великую ценность, которую мы с вами имеем, – православную веру, чтобы еще раз не вышел народ ко Христу и не сказал Ему: «Мы боимся Тебя, уходи от нас!», чтобы мы не были богооставленными, но могли бы наслаждаться общением с Христом через молитву, через причастие Святых Тела и Крови Христовых и жизнь по заповедям Божиим. На этом стояла, и стоит, и будет стоять Россия.

Храни вас Господь! С праздником!

20 июля 2003 года, Воскресенский храм, г.Новохоперск