главная

ЧИН ПРОЩЕНИЯ



Ваше Высокопреподобие, Ваше преподобие, дорогая матушка игумения, дорогие отцы, братья и сестры! 

По милости Божией наступила та торжественная минута, когда мы входим во время Великого поста. Сегодня богослужение носило уже постовой характер: мы слышали специальные напевы, мы видели на священниках одежды покаяния, темные одежды, - все направлено к тому, чтобы наша душа воскорбела о своих согрешениях и возрадовалась о времени, которое Церковь предлагает всем нам, - о времени покаяния.
Мы с вами знаем правила церковные, знаем, что пост необходим, что он напоминает нам о сорокадневном посте Христа Спасителя в пустыне, и подобно тому, как Христос постился перед Своим великим делом служения человеку и перед началом Своего искупительного подвига, так и мы должны подражать Христу и перед праздником Пасхи Христовой - Светлого Христова Воскресения - принести плод, достойный покаяния.
Часто мы слышим, что поститься надо монахам, священнослужителям, а в миру соблюдать пост невозможно, тому есть свои препятствия. Но эти препятствия - кажущиеся. Мы должны полюбить Господа, Его Святую Церковь, полюбить добро всем своим сердцем, чтобы всякое послушание, которое налагает на нас Церковь, принималось нами с большой любовью, с доверием и чтобы ничто не смущало нас. Мы должны, начав поститься, сделать нашу жизнь евангельски-подобной, не грешить, не нарушать пост, и страх обидеть Творца и Его творение, в том числе и себя самого, у нас должен присутствовать всегда, потому что мы созданы по образу и подобию Божию. 
Многие думают, что пост - это воздержание от скоромной пищи. Трудно воздержаться от скоромной пищи, но еще труднее соблюдать пост духовный, а он-то и есть самый главный. Пост физический высвобождает дополнительные духовные силы, и эти силы мы должны направить на добро, на любовь, на доброделание, на то, чтобы быть сынами и дочерьми Божиими. Если не будет духовного поста, то этот пост будет даже во вред нам, потому что такие будут соблазны, как пребывание в прелести, самолюбование, как у фарисея. Он пришел в храм и, не имея поста духовного, то есть воздержания своей души, благодарил Бога за то, что имеет возможность исполнить все написанное и что он не такой, как мытарь, который стоял в притворе и даже очи свои боялся поднять к алтарю, потому что чувствовал себя великим грешником, и только повторял: "Боже, милостив буди ми грешному..."
Вот духовное состояние человека: или мы пребываем в гордыне, и гордыня умножается, или мы пребываем в Духе Святом, в смирении, и это самое важное условие для того, чтобы пост пошел нам на пользу.
И поэтому Церковь Святая предложила в последнее воскресенье перед началом поста такую практику замечательную и прекрасную - чтобы мы просили прощения друг у друга и чтобы это взаимное прощение было искренним. Если мы кого-то чем-нибудь обидели, то, произнеся слова: "Бог тебя простит, меня прости" и излив в этих словах душу, мы не должны никогда больше вспоминать старых обид. И это обоюдное условие - как бы союз, договор двух людей - должен стать началом исцеления больной души. 
Пятьдесят дней нам предстоит провести в посте и молитве: сорок дней Великого поста и отдельно - неделю Святых Страстей Господних.
Мы не должны бояться этого времени, но должны любить его, каждым днем поста дорожить и работать внутренне над собой без внутренней работы невозможно спасение.
Мы должны заниматься самоанализом - перед сном представить себе пройденный день и быть самому себе судьей. И когда мы научимся осуждать себя, то тогда это будет еще один шажок к нашему исправлению.
Я хотел бы вместе с вами порадоваться наступающим дням и поблагодарить Бога за Его великие милости, которые Он ниспосылает нам, грешным, чтобы мы могли воспользоваться постом и хотя бы дважды исповедаться и причаститься Святых Христовых Таин - в начале поста и в конце, перед Святой Пасхой. Очистить душу покаянием, излечить ее подвигом молитвенным и работой над собой, очистить свое сердце, чтобы оно стало жилищем Святого Духа и чтобы Христос обитал в нем.
А теперь, по нашей древней традиции, я хочу просить у вас прощения, дорогие отцы, братья и сестры, потому что как человек, может быть, я неправильно что-то понимаю, неправильно трактую, кого-то чем-то обидел - или резким словом, или поведением, и я у всех смиренно прошу простить меня.

Бог простит и вас всех.


22 февраля 2004 года, Покровский кафедральный собор