главная

покаяние требует подвига


Мы с вами приблизились к великим и спасительным дням Великого поста, который предваряет светлый и радостный праздник Пасхи Христовой. Те, кто ходил в храм на вечерние субботние богослужения, слышали особые покаянные песнопения, приуготовляющие нас к этому великому подвигу – подвигу любви, подвигу веры. Предстоящие дни Святой Четыредесятницы мы должны пройти в мире, чтобы ничто не омрачало радостную весть Ангелов, которые возвестили о Воскресении Христа Спасителя женам мироносицам. И Церковь Божия предлагает нам начать поприще поста с прощения друг друга. Это первое условие для того, чтобы вступить в грядущий пост.

В этот вечер мы должны вспомнить весь прожитый нами год, а тот, кто еще никогда не просил прощения, – то всю жизнь, и постараться от всего сердца простить огорчившего нас человека. Если мы вдумаемся в то, что произошло между нами, то очень часто окажется, что причиной бед, раздоров являлся не наш обидчик, а мы сами. Это мы побудили его к такой реакции на наше поведение. И часто мы сами вызываем огонь злобы и ненависти на себя, но при этом никогда не считаем себя виновными. В этом –наше великое заблуждение.

Во время святого Великого поста мы будем каяться, приступать к Таинству покаяния. Необходимо понимать разницу между раскаянием и покаянием: раскаяться может каждый, но покаяние требует подвига. Самый красноречивый пример раскаяния без покаяния – это поступок Иуды, который предал Христа Спасителя, раскаялся, но не нашел в себе силы для покаяния. Это состояние раскаяния – горькое, отравляющее ему жизнь, – повергло ученика Христова в уныние, в отчаяние, и по свидетельству Евангелия, он, «раскаявшись и бросив сребреники в храме, вышел, пошел покончил жизнь самоубийством – и удавился» (Мф. 27, 5). И мы с вами должны на этом примере (очень часто они повторяются в жизни, а мы, возможно, просто сделать вывод, что кроме раскаяния в соделанном, чтобы найти в себе силы жить дальше, жить со спокойной совестью и примеренным с человеком и Богом, нам нужна благодатная и животворящая помощь Святого Духа, которая подается в Таинстве покаяния.

Мы с вами живем в непростое время – время лукавства, время лжи, время, когда нас учат не добрым делам и поступкам, а обнажают грех и убеждают, что он сладок, что он принесет нам счастье. Но не стоит забывать, что в злохудошную душу не входит премудрость, и если душа больная – ничего светлого и святого в ней не обретется, она обречена на погибель. И мы должны не только сами активно этому противостоять, но и постараться разъяснить – особенно молодым людям, которые только начинают жить и не имеют жизненного опыта – как опасно вступать на путь греха. Как бы ни был мал грех, он влечет за собой довольно опасные последствия, которые сказываются на здоровье человека – духовном и физическом – и приводят его к смерти.

Мы с вами, стоя на пороге Великого поста, должны воспринимать это время как особый праздник. Праздник, когда очищается душа, очищается сердце, когда мы будем совершать добрые дела и стараться отступать от злых навыков и привычек. Мы должны воздерживаться и от чтения соблазняющих книг, и от просмотра развращающих фильмов и передач, и стараться в эти дни переделать себя. И в этом смысле гораздо важнее для нас пост души, то есть воздержание от злых помыслов, разговоров и поступков. А пост физический – это дополнение к посту духовному, который освобождает дополнительно духовную энергию. И как в случае раскаяния и покаяния, также и здесь, пост физический без поста духовного может привлечь темные силы и причинить человеку гораздо больше зла. Следует знать этот закон духовной жизни и стараться не только исполнять то, что Церковь определяет нам не вкушать скоромной пищи, но, прежде всего, работать над собой, исправлять свои грехи, не возвращаться к ним и превратить свою душу в жилище Святого Духа. Наступающий пост – это время исцеления, это весна, обновляющая душу человека, и мы должны любить это время. Тому, кто страшится Великого поста, нужно сказать, что страх этот ложный, он не имеет под собой никаких оснований. Безбоязненно, надеясь на помощь Божию, вступим, дорогие братья и сестры, в это великое время очищения и святости…

И прежде чем вступить на поприще великопостное, по обычаю Православной Церкви испросим друг у друга прощения. Не формально, но простим из глубины сердца, из глубины души и возликуем, обретя своего брата, свою сестру, на которых мы сердились, злобились, которые были удалены от нас грехами, разделяющими нас. И сегодня, в этот вечер, попросим прощения у родственников, у коллег по работе; попросим по телефону, в строках письма и примиримся со всеми, ощутив реально великую радость взаимного прощения.

Я прошу у всех вас, дорогие отцы, братья и сестры, простить мое недостоинство. Я – ваш епископ, и, возможно, кого-то огорчил, не оказав внимания должного, кого-то ввел в искушение словом или делом. Ради великого подвига поста я прошу у вас прощения.

Простите меня, Христа ради.
 

5 марта, Покровский кафедральный собор (г. Воронеж)