главная

Торжество Православия


Как бы ни хотел человек быть верным, сколько бы ни напрягал он свои силы, он бывает легко побеждаем, если не Сам Господь даст ему силу, если не благодать Божия будет сражаться за него. И, в конечном итоге, Торжество Православия, о котором ликует наше сердце, потому что оно и на будущее исполняет нас надежды, — это победа Божия в немощи человеческой, над нами и в нас, среди нас, в течение уже прошедших тысячелетий. Торжество Православия — это день, когда мы ликуем, что Бог остался непобежденным человеческим грехом, грехом ума, холодностью и неустойчивостью сердца, колебаниями воли, грехами плоти. Бог остался непобедим в Церкви Христовой, Бог остался непобедим в отдельных, конкретных личностях — в этом великая наша радость.
Митрополит Антоний Сурожский

Первое воскресенье поста – один из самых ярких праздников великопостного цикла: Торжество Православия. Совершение его установлено еще при царице Феодоре в память восстановления почитания святых икон. Православие было торжественно восстановлено на праздничной службе в Софийском соборе в Константинополе в первое воскресенье Великого поста. Тогда это было 19 февраля 843 г.

В конце Божественной литургии духовенство совершает молебное пение на середине храма перед иконами Спасителя и Божией Матери, молясь Господу об утверждении в вере Православных христиан и обращении на путь истины всех отступивших от Церкви. Клир и миряне поют Символ веры и протодиакон громко возглашает анафему, то есть объявляет об отделении от Церкви всех, кто осмеливается искажать истины православной веры, и "вечную память" всем скончавшимся защитникам веры православной, а "многая лета" - живущим.

Стояние в вере и правде

20 марта, в Неделю 1-ю Великого поста, Торжества Православия, митрополит Воронежский и Борисоглебский Сергий в сослужении старейших клириков епархии совершил Божественную литургию в Покровском кафедральном соборе города Воронежа, по окончании которой духовенство соборно совершило Чин Торжества Православия. Владыка митрополит обратился со словами архипастырского приветствия к воронежцам, во множестве собравшимся в этот день в храме.
– Сегодня мы с вами молились в нашем святом кафедральном соборе у мощей святителя Митрофана, первого епископа Воронежского, вместе со старейшими священниками города Воронежа. Я пригласил их специально в этот день на службу, чтобы разделить вместе с вами и с ними Евхаристическую трапезу – причаститься Тела и Крови Господней. Чтобы вы могли посмотреть на них, помолиться и поблагодарить их, пока они еще живы, за то стояние в вере и правде, которое довелось пережить им.
Сейчас новое поколение уже не представляет тех трудностей, которые испытывала Церковь во времена советской власти. Я не говорю уже о тех гонениях, расстрелах, – а некоторые из отцов и это застали, и это помнят, – но все из них прошли через испытания, бескровные мучения 1950–1960-х годов, которые были страшнее и изощреннее, чем мучения кровавые. Человек, может быть, физически не чувствовал той боли, но сколько замечательных епископов не дожили до 50 лет не оттого, что им нечего было есть, а оттого, что нервная система была настолько истощена и сердце так истосковалось по правде Божией, что организм человеческий не выдерживал этого.
И сегодня, пока мы видим наших отцов-протоиереев в здравии, и они могут отслужить эти великопостные службы на ногах – Господь дает им силы, мы на их примере должны учиться у них стойкости в вере православной, верности Христу.
Спаси Господи вас, дорогие отцы, за ваши труды во благо Церкви Христовой, во благо Православия. Вы – столпы наши и основание современного Православия, и дай Бог, чтобы великими молитвами и вашими жизненными подвигами Господь даровал бы и нам мудрость понимания знамения времени, в котором мы живем, дал бы нам силы и понимание жизни духовной, чтобы мы спасались о Господе и спасали бы этот мир.
Сейчас мы с вами, дорогие братья и сестры, совершим Чин Православия, и я прошу всех за этим Чином помолиться о нашей Святой Православной Церкви, о нашем исстрадавшемся российском народе, чтобы Господь дал бы Свое благословение народам, живущим на земле, и остановил бы то безумие, которое готовит мир к погибели.

Храни вас всех Господь!
20 марта 2005 года
Покровский кафедральный собор, г.Воронеж

За двадцать столетий существования Церкви ее много раз пытались разорвать и разрушить многочисленные ереси. Их столь много, что простое перечисление может занять немало времени.

Суть Православия состоит в том, что Бог стал человеком, чтобы через восприятие падшего человеческого естества, спасти его от власти греха и привести к обожению. Ради этого произошло подлинное, не мнимое, соединение полноты Божественного естества с полнотой человеческого естества в ипостаси Сына Божия. Все без исключения ереси пытались оспорить этот догмат. Смысл всех ересей в том, что, либо соединение Божественного и человеческого естества не было подлинным, но мнимым, либо с Божественным естеством соединилось не все человеческое естество, а лишь какая-то его часть, и потому другая его часть осталась вне спасения, потому что, по известному богословскому принципу, что из человеческого естества осталось не воспринятым Божественным естеством, то осталось неуврачеванным от греха.

Ереси "возникают" и сегодня - "возникают" в кавычках потому, что выдумать новую ересь практически невозможно, все уже было в истории. Причем те, древние ереси основывались людьми исключительно образованными и из самых лучших их побуждений. В полемике с ними сложилась великая святоотеческая литература, а люди в то время если уж стояли на чем-то, то стояли до смерти. Слова анафематизмов, которые стали потом читаться на литургии в Неделю Торжества Православия, не просто выстраданы, а вымучены и политы кровью.
Об этой службе немало написано в нашей литературе, в основном в негативных тонах, как о службе, на которой проклинали "борцов за правое дело", вроде Разина, Пугачева, Льва Толстого. Но в ней нет проклятий - только боль от того, что слишком разобщены по гордыне и тщеславию люди, именующие себя христианами.

Возглас диакона на ектении (в переводе): "Помолимся Господу... чтобы милостью Святого Духа обратил всех отступивших он нас к познанию истины и причислил к избранному Своему стаду, чтобы мысли помраченных неверием просветил светом Своего Боговедения, а верных Своих укрепил и сохранил непоколебимыми в православной вере. Анафему (отлучение) произносит на себя сам тот, кто отступает от Православия во все течения и секты, в учении которых присутствуют следующие положения: отрицающим бытие Божие и утверждающим, что мир самобытен, что нет Божия Промысла и что в мире господствует случай, - анафема. Говорящим, что Бог не Дух, а плоть, что Он не есть праведен, милосерд, премудр, всеведущ, и подобные хулы произносящим - анафема.

Дерзающим говорить, что Сын Божий, а также Дух Святый не единосущны и не равночестны Отцу, и исповедующим, что Отец, Сын и Святой Дух не есть Един Бог, - анафема.

Безумно говорящим, что для нашего спасения и очищения грехов не нужно было пришествие в мир Сына Божия во плоти и Его вольное страдание, смерть и воскресение, - анафема.

Не принимающим благодати искупления, взвешенного Евангелием, как единственного нашего к оправданию пред Богом средства, - анафема. Дерзающим говорить, что Пречистая Дева Мария не была до рождества, в рождестве и по рождестве Дева, - анафема.

Не верующим, что Дух Святый умудрил Апостолов и Пророков и чрез них возвестил нам истинный путь к вечному спасению и утвердил сие чудесами и теперь в сердцах верных и истинных христиан обитает и наставляет на всякую истину, - анафема.

Отвергающим бессмертие души, конец мира, суд Божий, воздаяние вечное за добродетели на небе, а за грехи осуждение - анафема. Отвергающим все таинства церковные - анафема.

Отвергающим соборы святых Отцов и их предания, согласные с Божественным откровением, и Православною Церковью с благоговением сохраняемые - анафема.

Помышляющим, что Православные Государи возводятся на престол не по особенному о них Божию благоволению и что при помазании дарования Святого Духа к прохождению великого царского служения на них не изливаются, и вследствие сего дерзающих на бунт и измену - анафема.

Ругающих и хулящих святые иконы, которые Святая Церковь в воспоминание дел Божиих и угодников Его, ради возбуждения во взирающих на них благочестия и подражания принимает, и называющим иконы идолами - анафема".

В таком виде этот чин состоял до революции 1917 года. В течение многих десятилетий чин анафематствования был запрещен - все-таки страшно было новым безбожным властям. В недавнее время чин стал восстанавливаться. Прислушаемся к его словам и будем твердо держаться заповеданного нам сокровища - православной веры: "Сия вера апостольская, сия вера отеческая, сия вера православная, сия вера вселенную утверди".