главная

ТОРЖЕСТВО ПРАВОСЛАВИЯ


Первое воскресенье Великого Поста Православная Церковь именует днем Торжества Православия. Днем, когда Церковь торжественно провозглашает свою победу над бесчисленными попытками сокрушения ее вероучения.

Этот праздник был установлен в 842 г. при Константинопольском патриархе святом Мефодии и благочестивой императрице Феодоре в ознаменование окончательной победы над иконоборческой ересью.

Более ста лет сотрясало Византию гонение на почитателей святых икон. Православных верующих ссылали, мучили, убивали при малейшем подозрении в иконопочитании, однако дух и верующего народа был несокрушим. Пришло время и Господь воздвиг людей, которые восстановили почитание святых икон, а вместе с этим и истинное православное Богопочитание. Ибо если мы исповедуем, что Бог действительно воплотился и стал реальным человеком, мы, тем самым, получаем право на изображение Его реального лика. Если же мы отвергаем возможность изображения Господа Иисуса Христа, мы, тем самым, отвергаем факт реальности земного существования нашего Спасителя. Святые отцы прекрасно понимали, за борьбой с иконами скрывается борьба с верой в реальность Боговоплощения, а значит и в реальность нашего спасения. Поэтому торжество иконопочитания стало Торжеством Православия.


Литургия Преждеосвященных Даров в Успенском Семинарском храме г. Воронеж


В Неделю первую Великого поста, Торжества Православия, митрополит Воронежский и Борисоглебский Сергий совершил Божественную литургию в Покровском кафедральном соборе г. Воронежа. По окончании Божественной литургии было совершено молебное пение Недели Торжества Православия после которого Владыка обратился с Архипастырским словом к многочисленным прихожанам, пришедшим ради молитвы в храм Божий.

Дорогие отцы, братья и сестры! Сердечно поздравляю вас всех с великим праздником, нашим праздником православных людей – днем Святого Православия!

В этот день, когда мы вспоминали тех людей, которые исповедовали право веру Христову, и независимо от того, что они причислены к лику святых за их подвиг веры, мы провозглашали «Вечную память». Мы молились о том, чтобы Господь укрепил бы в вере и Православии Святейших Патриархов православных, святителей нашей Церкви – митрополитов, архиепископов и епископов – весь клир, всех верующих Православной Церкви и желали им многая лета.

Но вместе с тем мы констатировали, что многие люди отрицают Бога, отрицают то, что Христос был истинный Бог и истинный Человек, отрицают приснодевство Божией Матери, отрицают многие правила Святой Церкви, и мы подтвердили, что они ничего общего не имеют с Православной Церковью, что их учения – ложные, что мы отвергаемся от истины их учений, их подтвердили и отступление от Церкви.

Что же такое праздник Торжества Православия? Для чего он установлен Церковью – для того лишь, чтобы мы гордились тем, что мы – православные, для того лишь, чтобы мы превозносились и кичились тем, что наша Церковь и мы, ее последователи, содержим Истину во всей ее полноте?

Нет, абсолютно нет. В дни Великого поста, когда от нас требуется смирение, послушание, покаяние, мы должны ко всему человечеству проявлять любовь, братолюбие, мы должны прощать друг друга, прощать все огорчения, нам нанесенные, и сами исправлять свой путь и просить у Бога прощения наших грехов.

В эти дни покаяния и смирения совершается этот праздник, чтобы утвердить нас в правоте Православия, чтобы мы со смирением продолжали нести эту ношу крестную в исповедании Православия, чтобы работать духовно над самосовершенствованием.

Работать до скончания своих дней, до последнего вздоха и не кичиться никогда, и не превозноситься.

Запад отошел от этой традиции; отошел давно и поставил на первое место превозношение над другими. И поэтому западному обществу очень трудно заниматься самоуглубленной духовной работой и оно напрочь отвергает этот путь и поэтому Православие не приемлет.

Те, которые не принимают православной культуры, стараются как-то переделать наших православных, чтобы мы изменили нашей вере. Да не будет этого никогда! Потому что нам есть что сказать другим – у нас есть то наследие, которое заставляет людей задуматься над тем, что есть Истина и признание Бога.

Сколько примеров, когда люди, приехав в Россию по каким-то делам светским, принимали монашество и становились нашими святыми. К примеру, св. Прокопий Великоустюжский, который был протестантом по своему воспитанию, а окончил свою жизнь православным монахом.

И даже знаменитый доктор Гааз – тоже протестант по своему вероисповеданию, но он так полюбил Россию, что и скончался здесь, служа простому народу, служа осужденным, неимущим…

И это чудо преображения действует на людей, которые приобщаются к духовности нашего народа и уже не могут без нее жить, – это пример очень красноречивый.

Итак, дорогие братья и сестры! Церковь утверждает нас в несении и крестного знамени поста, и креста нашей жизни и дает нам этот праздник Православия, чтобы мы почувствовали, что мы с Богом и Бог с нами. Дай нам Господь, чтобы все мы в радости духовной и в здравии душевном и телесном встретили великий и светлый праздник Пасхи Христовой.

С праздником, братья и сестры!
 

12 марта 2006 года, Покровский кафедральный собор, город Воронеж