главная

«ЦЕРКОВЬ И МЕДИЦИНА: ОТ ДИАЛОГА К ПАРТНЕРСТВУ»

Москва, 1 февраля 2007 г.

1 февраля под председательством митрополита Воронежского и Борисоглебского Сергия, председателя Отдела по церковной благотворительности и социальному служению в Москве, в рамках XV международных Рождественских образовательных чтений, прошла конференция «Церковь и медицина: от диалога к партнерству».

С приветственным словом к участникам конференции обратился митрополит Воронежский и Борисоглебский Сергий, сообщает сайт Отдела Церковной Благотворительности.

Дорогие отцы, братья и сестры – участники настоящей конференции!

Прежде всего, позвольте мне сказать, что мы очень рады видеть и принимать вас здесь, в Синодальном отделе по церковной благотворительности, в качестве участников конференции, которая проводится по благословению Святейшего Патриарха АЛЕКСИЯ в рамках V направления XV Рождественских образовательных чтений.

Сама тема конференции «ЦЕРКОВЬ И МЕДИЦИНА: ОТ ДИАЛОГА К ПАРТНЕРСТВУ» уже настраивает всех нас на обсуждение тех вопросов, которые связаны с историей развития и современным состоянием церковно-государственных отношений в сфере здравоохранения. Эта тема была выбрана не случайно: минуло 10 лет с тех пор, как было подписано первое Соглашение о сотрудничестве Русской Православной Церкви и Министерства здравоохранения Российской Федерации. За истекшие годы, как это принято говорить, много воды утекло. На фоне динамично развивающихся двусторонних отношений происходили и такие события, которые возвращали нас в прошлое.

В течение семи десятилетий все религиозные организации, представленные на территории бывшего Союза, были насильственно лишены возможности и права осуществлять благотворительную деятельность, хотя и в годы советской власти при Господнем содействии (Мк., 16,20) в лоне Церкви совершались дела милосердия, которые носили, как правило, частный характер.

Первые социальные инициативы, первые диаконические проекты, возникшие после празднования 1000-летия Крещения Руси, выявили потребность в грамотно и административно организованной благотворительной работе на общецерковном уровне: так в 1991 году возник по решению Священного Синода нашей Церкви Отдел по церковной благотворительности и социальному служению Московского Патриархата.

Но даже тогда, когда мы начинали работу с нуля, когда благотворительную работу связывали исключительно с распределением гуманитарной помощи, мы в качестве приоритетного направления наметили взаимодействие с лечебными учреждениями. Началась кропотливая ежедневная работа по выявлению православных врачей, по налаживанию контактов с зарубежными организациями, имеющими многолетний опыт работы в данной области. Тогда в России при нашем участии и поддержке партнеров появились семейные клубы трезвости, были организованы поставки медицинской гуманитарной помощи, стали открываться первые молитвенные комнаты, а позднее – часовни и храмы при больницах, на постоянной основе осуществлялось взаимодействие с московским Обществом православных врачей, в Италии было организовано обследование и лечение детей из регионов, подвергшихся радиоактивному заражению. В ведение Церкви была передана 5-я городская больница, которая в течение 13 лет находилась на попечении Отдела.

Определенным итогом первых пяти лет работы Отдела явилось подписание в 1996 г. Святейшим Патриархом Алексием и Министром здравоохранения Царегородцевым Соглашения о сотрудничестве Церкви и Министерства. Дальнейшая работа осуществлялась в рамках двусторонней Комиссии по реализации данного Соглашения. На регулярно проводившихся заседаниях рассматривался широкий спектр вопросов, в том числе о взаимодействии лечебного учреждения и прихода, о статусе больничного храма, о сотрудничестве региональных органов управления здравоохранением и епархий. Особое внимание было уделено такой проблеме, как поздние аборты по социальным показаниям: совместными усилиями было подготовлено Постановление Правительства Российской Федерации «О перечне социальных показаний для искусственного прерывания беременности». Данным Постановлением от 11 августа 2003 г. был значительно сокращен список социальных показаний. Кроме того, Комиссией была горячо поддержана наша инициатива по созданию Центра психологической помощи для беременных женщин, которые оказались в сложных социальных условиях, чтобы имелась реальная возможность поддержать будущих мам в решении сохранить ребенка. Результатом деятельности Комиссии стали и подготовленные ею Рекомендации по организации медицинской помощи участникам многодневных крестных ходов.

Можно и дальше приводить примеры наших совместных добрых начинаний. Однако многочисленные реорганизации Министерства, чреда кадровых изменений, конъюнктурные соображения некоторых людей сделали свое дело: под различными благовидными предлогами работа Комиссии была фактически приостановлена.

Вместе с тем, я уверен и убежден, что в этой аудитории не надо доказывать мысль о глубинной связи между телесным и духовным здоровьем, о важности взаимодействия Церкви и учреждений здравоохранения. Это очевидно, потому что перед лицом страшных, порой неизлечимых, диагнозов у человека исчезает всякая надежда на деньги, на власть и могущество, на комфорт и свои собственные силы, и тогда остается только единственная надежда – надежда на Бога. И даже полностью секуляризованный человек, воспитанный в системе либеральных антропоцентрических ценностей, перед лицом смерти начинает мыслить иначе. Вот почему пастырская деятельность, присутствие священника в лечебных учреждениях – это непременное условие нормального ухода за больным человеком, это неотъемлемая часть комплексного подхода к решению насущных проблем пациента.

Большинство понимает и разделяет такую позицию, такую оценку характера двусторонних отношений Церкви и медицины. Однако зачастую благая цель, к достижению которой твердо идет Священноначалие и руководство Министерства, не всегда четко просматривается в действиях подчиненных: то священник считает, что он самый занятый человек и ему не до попечения больных, то главврач или заведующий отделением полагает, что больному и так хорошо, безо всякой помощи со стороны Церкви. Для преодоления этих барьеров, этого недопонимания и этой недальновидности, из-за которой страдает больной, для выстраивания системных отношений на легитимной основе, а не на основе личных отношений, которые носят временный характер, и нужна Комиссия по реализации Соглашения о сотрудничестве Церкви и Министерства здравоохранения. Необходим постоянный, живой и открытый диалог, каждая реплика которого приближала бы нас к той ситуации, когда Церковь и система здравоохранения станут социальными партнерами.

Прошло то время, когда мы узнавали друг друга, присматривались друг к другу. Эта черновая работа, которой нельзя было миновать, уже сделана, она – в прошлом. Сейчас наступила пора для совместного решения вопросов, глобальных и конкретных, больших и малых. И в этом делании на благо больного, а это единственная цель нашего взаимодействия, мы должны и обязаны быть добрыми соработниками и надежными партнерами. Иного пути у нас просто нет.

С такими мыслями и в таком убеждении я еще раз приветствую всех, кто решил принять участие в настоящей конференции. Верю, что Господь укрепит всех нас в предстоящих нам трудах. По слову святого апостола Павла, совершим же «теперь самое дело, дабы, чего усердно желали, то и исполнено было» (2 Кор. 8,11). Да почиет на нас «Дух Господень, дух премудрости и разума, дух совета и крепости, дух ведения и благочестия» (Ис. 11,2), а Всемилостивый Господь да благословит наши предстоящие труды.
 

www.diaconia.ru