главная

Страстная Пятница


"Каждый из нас, подходя ко гробу Христову, должен просить у Бога прощение. Наши грехи искуплены кровью Христовой, и в нашей силе принять это искупление или отвергнуть его..."


25 апреля, в Страстную пятницу - самый скорбный день церковного года - митрополит Воронежский и Борисоглебский Сергий совершил вечерню с выносом плащаницы, изображающей снятие с креста Тела Господня, а затем утреню с чином погребения в Покровском кафедральном соборе г. Воронежа.

Великая, Страстная пятница считается самым скорбным днем церковного года, потому что в этот день Иисус Христос был распят и умер на кресте, искупая людские грехи. В Евангелии от Иоанна сказано: "Так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную".

Божественная литургия в Страстную пятницу не совершается. Но после полудня верующие стараются прийти в церковь - на самое печальное и проникновенное богослужение года. Церковь призывает соблюдать в Страстную пятницу строгий пост. Священнослужители в этот день надевают самое темное облачение. Во второй половине дня, когда, как считается, свершилась крестная смерть Иисуса, во всех храмах из алтаря выносится плащаница - вышитое либо иконописное изображение умершего, снятого с креста Иисуса Христа. Она располагается в середине храма, и верующие совершают перед ней благоговейное поклонение, вспоминая страдания Спасителя. Плащаница находится в центре храма до начала воскресного пасхального богослужения. В день Пасхи она вновь возвращается на Престол алтаря.

После того, как была отслужена вечерня с выносом плащаницы, митрополит Сергий обратился к пастве с архипастырским словом:

 

"Мы предстоим перед гробом Христа Спасителя. Он претерпел крестные муки. Он испытал страдания – всю тяжесть греха человечества. И сегодня Он предал Свой Дух. Он испытал не только муки боли физической, но и нравственной: предательство, непостоянство своих учеников, ложь и неправду со стороны руководителей израильского государства и хранителей отеческих преданий, и самое страшное – богооставленность.

Мы еще раз вспомним этот крестный путь Христа. Когда в Гефсиманском саду он был взят, то происходило что-то невероятное. Эти люди, которые пришли арестовывать Христа, после того, как получили утвердительный ответ, что это и есть Иисус Назарей, они поклонились Ему до земли. А потом, они Его арестовали. Здесь, в Гефсиманском саду, Христос сотворил последнее чудо – он исцелил раба первосвященника Малха, у которого апостол Петр отсек правое ухо. И Христос сказал, что это не путь силы, противостать лжи и насилию, и все ученики в страхе разбежались. Только апостол Иоанн Богослов и апостол Петр последовали за Христом в дом архиерея. Там апостол Петр отрекся от Христа, и уже не приближался и не следовал за Ним, и не был свидетелем ни Его мук, ни Его крестных страданий, ни Его кончины. Иоанн Богослов, Матерь Божия и те женщины, которые были ученицами Христа, оставались верными и следовали за Христом на протяжении всего пути Его страданий. А кто же еще следовал за Христом? Как ни странно, Спасителя сопровождали люди враждебные, которые и подвели Его к этой смертной казни. Они очень спешили и торопились. Была Пасха, праздник, и до Пасхи они хотели расправиться со Христом. И на предложение Пилата отпустить Христа как пасхальный подарок, они потребовали Варавву, а Христа потребовали распять.

Все это очень быстро, и следствие велось быстро, и исполнение – казнь, тоже совершалась быстро. Но ни архиереи, ни фарисеи (это правящая партия), никто не оставлял Христа. И у Пилата на суде они были, и шли вместе с Ним по крестному пути, и когда Он стал изнемогать, то чтобы не затягивать время они из толпы взяли человека – Симона Киринея и возложили крест Христов на него, а Христос пошел без креста. И они по свидетельству Иоанна Богослова были в момент распятия, и когда распяли Христа первые стали Его поносить и говорили, что Ты столько чудес сделал, когда ходил по этой земле, вот сделай сейчас чудо – сойди со креста, и мы в Тебя уверуем, что Ты Сын Божий. И разбойник, распятый по левую сторону, он тоже вторил этим речам духовных руководителей Израиля и поносил Христа последними словами. Он получал облегчение от боли в этом ругательстве! А разбойник, распятый по правую сторону, обличал своего сотоварища, который ругал Христа, и говорил ему, что мы, разбойники, справедливо осуждены, а Этот – праведник. И говорил благоразумный разбойник с верой: «Помяни мя Господи, егда приидеши во Царствие Твое». И Христос ему ответил, что отныне будешь со Мною в раю.

А потом, когда Христос испустил Дух, произошло страшное землетрясение, и сотник, который исполнял приказания власти и казнил этих разбойников и Христа Спасителя, он содрогнулся от воздыхания природы и сказал, что воистину это был Сын Божий! А законники израильские в страхе бежали и оставили Христа висящим на кресте. Только двое из них, Иосиф Аримофейский и его друг Никодим оставались до конца. И Иосиф ходил к Пилату и просил позволения погрести с честью Христа Спасителя.

Какой же мы сделаем вывод? Мы часто предаем Бога, предаем сами себя. Часто чувствуем то, что благие наши помыслы и благие намерения подобно ученикам Христовым бегут от нас, а нашу жизнь сопровождают грехи и страсти, которые усугубляют наше греховное состояние. И мы вольны в этот момент подумать о покаянии, изменить свою жизнь подобно апостолу Петру, и избрать его путь служения Церкви Христовой. Но не уподобиться Иуде, который был сломлен тем, что он совершил, и не выдержал этих испытаний, не нашел в себе чувства покаяния и в отчаянии повесился. Сколько у нас сейчас наших современников, которые подобно Иуде сводят счеты со своей жизнью.… Какие-либо неудачи, неурядицы или нездоровье выбивают человека из колеи. И человек не находит в себе силы подумать о вечном, подумать о Боге, о том, что он пойдет после этой жизни в жизнь вечную или в муку вечную. И решает для себя, что ему удобнее идти в вечную муку и налагает на себя руки. Все это происходит от нашего малодушия и маловерия, и часто мы стараемся оправдать этого человека, и становимся соучастниками его греха. Находим смягчающие обстоятельства и забываем, что он в принципе давно уже был готов для такой страшной кончины, потому что был далек от Церкви, от Христа.

И в эти торжественные минуты молчания природы, когда Христос сошел во ад и там проповедовал свое учение, мы с вами должны задуматься о нашей жизни. Соизмерить ее с тем подвигом, который принес Христос, став искупителем и нас с вами от греха, проклятия и смерти, освободив от вечной муки и дав нам возможность идти в жизнь вечную.

Каждый из нас, подходя ко гробу Христову, должен просить у Бога прощение. Наши грехи искуплены кровью Христовой, и в нашей силе принять это искупление или отвергнуть его. Я еще раз напомню, что ученики, которые оставили Христа в этот тяжелый час Его жизни, потом вернулись с покаянием и сделались Его последователями и утвердили Церковь. А распинатели и гонители Христа были со Спасителем до последнего момента Его жизни, до последнего Его вздоха, но закрыли свое сердце и не поняли этой великой космической жертвы, этого искупления человечества, и остались гонителями Церкви Христовой и нераскаянными грешниками. Дай нам Господи чувство покаяния, смирения, чувство осознания необходимости спасения, чтобы нам в радости встретить Светлое Христово Воскресение. Аминь."
 

Пресс-служба Воронежской епархии / www.vob.ru
фото - Николай Сигачев