главная

Областное совещание работников образования и науки


22 августа 2008 г. в областном дворце творчества детей и молодежи состоялось традиционное совещание работников науки и образования Воронежской области, приуроченное к новому, 2008/2009 учебному году. В работе форума приняло участие более 550 человек – специалистов в области управления образованием, педагогических работников, учителей. Перед началом пленарного заседания в фойе дворца творчества прошла отчетная выставка, на которой были представлены достижения районных отделов образования области.

Работу совещания возглавили митрополит Воронежский и Борисоглебский Сергий, губернатор Воронежской области В.Г. Кулаков, председатель Воронежской областной думы В.И. Ключников, руководитель главного управления образования Я.Е. Львович. На совещании были подведены итоги завершившегося 2007/2008 учебного года. Главной темой обсуждения в этом году стало создание условий для внедрения инновационных педагогических технологий.

Перед участниками собрания выступил митрополит Воронежский и Борисоглебский Сергий. Он обратил внимание педагогов на такую задачу образовательного процесса как формирование и воспитание целостного человека. Владыка поблагодарил руководство главного управления образования области за реальные шаги по духовно-нравственному просвещению учащихся. Архипастырь напомнил, что с прошлого года в школах области проходит поэтапное введение основ православной культуры как культурологического предмета в форме факультативов в начальных и средних классах и элективных курсов в старшем звене.

Опыт Воронежской области в данном направлении соответствует общероссийским тенденциям. Так, в настоящее время на федеральном уровне идет работа по разработке и утверждению новых стандартов образования. В соответствии с ними в школах России предполагается введение предметов в области духовно-нравственной культуры. В ее рамках возможно преподавание православной культуры, мусульманской или какой либо иной в зависимости от выбора родителей, исторических или религиозных традиций того или иного региона. Возможно и преподавание ознакомительного предмета по основам светской этики.

Владыка подчеркнул, что благодаря этому можно решить две важнейшие проблемы, которые стали очевидны по мере введения курса ОПК в разных регионах России, а именно ‑ приобщение детей к духовной традиции через учебный предмет культурологического наследия и сохранение за родителями и детьми права выбора, к какой духовной традиции приобщать учащихся. Новые стандарты и новый предмет могут быть введены во все школы России в 2010 году.

«Интересно совпадение названия нового предмета «Духовно-нравственная культура» – сокращенно ДНК с функцией ДНК в организме человека – основой развития физического человека,‑ отметил Владыка. Развитие духовно-нравственной культуры в нашем социуме также необходимо для его свободного и гармоничного развития».

Митрополит Сергий рассказал участникам совещания и о работе по разработке учебно-методической литературы, которую совместно ведут Воронежская епархия и областной институт повышения квалификации учителей. В минувшем году был создан комплект учебно-методического пособия для второго класса, в который входит методическое пособие и хрестоматия для учителя и рабочая тетрадь для учащихся. В настоящее время по этой же схеме делается комплект для третьего класса, как продолжение предыдущего. В разработке так же находятся пособия для 4 и 5 класса. Эти начинания находят поддержку у педагогов области. В регионе действуют экспериментальные площадки, в школах области в прошлом году существовало 524 факультатива ОПК.

«В условиях современной модернизации образования важно помнить положение, ставшее девизом Всемирного русского собора молодежи, который состоялся в 2007 году: «В традициях – будущее» У российского образования богатые традиции, позволившие стать ему одним из лучших и качественных в мире. Их сила состояла в том, что они были направлены на формировании личности, а не индивида! Развивалась не только умственная сфера обучающихся, и уделялось большое внимание становлению внутреннего мира детей, но формировались осмысленные знания, а не просто подопечным предлагали информацию.

Сегодня, в век информационной революции, когда информация зачастую диктует правила поведения не только в обычной жизни, но и в политике «знание» зачастую стали подменять словом «информация». Такая подмена объяснима, но принять ее и тем более согласиться с ней невозможно и чревато негативными последствиями. Информация, в отличие от знаний, не несет в себе духовной составляющей. Ведь знание ‑ это не только систематизированная информация, но прежде всего информация, которая прошла через сердце человека, осмысленная и просеянная через этическое сито системы нравственных ценностей. Человек знающий – это человек думающий, которого труднее обмануть, увлечь какой-то идеей. Человек, напичканный всевозможной информацией, а не знаниями не всегда может сделать правильный вывод на пользу себе, своему духовному миру и обществу, в котором он живет. Вот почему в современном мире существует опасность подмены знаний на информационную всеядность, ‑ подчеркнул митрополит Сергий.

Система образования тесно связана с национальной и культурной самобытностью любого народа. Погоня за чужими образцами, западными формами организации образовательной системы неизбежно приводила к утрате собственных образовательных ценностей».
В своем выступлении митрополит Сергий так же остановился на уроках, которые можно сделать на основе недавних событий в Южной Осетии. «Мы должны реально представить себе тот мир, который нас окружает. У нас должны пройти те иллюзии, которые некогда так широко рекламировались о том, что мы якобы кому-то нужны, что мы являем потенциал носителя каких-то ценностей, которые будут культурно востребованы западным миром. То, что произошло в Цхинвали, в Грузии, и особенно события, последовавшие после этой войны, говорят о том, что нас хотят превратить в маленькое государство, слабое и зависящее от людей, которые живут благополучно, и будут затем кормить нас нашими же ресурсами. Мы должны очень хорошо подумать над этим и сделать соответствующие выводы. Нам не нужно бегать от нашей Российской культуры, от нашей Российской истории, от нашей Российской политики, экономики. Не нужно стремиться к какому-то эфемерному счастью, а обратиться к нашим корням, питающим все самое нужное для современной России и нашего общества.

Я не призываю никого к военным действиям, упаси Бог, у нас не должно быть негативного чувства к грузинскому народу. Мы должны относиться к нему по-братски и понимать, что с ним совершили, и в какую ловушку этот народ попал, вспомнить все то доброе, что было между нашими народами и протянуть ему, как и было уже в прошлом руку помощи.

У нас должно быть чувство национальной бодрости и самосознания. Наши культура и наука самобытны и их можно смело поместить на весы истории. Западу есть чему у нас учиться, в том числе и тому, как жить в мире, жить без религиозных или национальных конфликтов».

Завершая свое выступление Владыка отметил, что 22 августа – день проведения совещания работников образования, является и государственным праздником – Днем знамени.

Понятия о флаге и знамени собирательны и включают в себя не просто конкретное полотнище, но являют и все те сферы жизни и направления развития, которые есть у нашего народа. Одно из знамен – это знамя образования. И мы должны нести его смело, гордо, и так развивать наших учеников, чтобы они были хорошими и понимающими людьми. В условиях реформирования важно помнить об этом, сохранять и развивать то лучшее, что было в нашем образовании в прошлом».