главная

Мы куплены дорогою ценою... (1 Кор. 6, 20)

11 апреля 2009 года митрополит Воронежский и Борисоглебский Сергий совершил всенощное бдение в Покровском кафедральном соборе, после которого им был совершен чин освящения ваий (верб).

На Страстной неделе мы становимся свидетелями того, какой поистине колоссальной ценой было куплено наше спасение. Несколько крупных американских ученых в области медицины опубликовали исследование о том, что такое распятие вообще и через какие муки прошел один Распятый в частности - Господь наш Иисус Христос, совершенный Бог и совершенный Человек.


12 апреля 2009 года, в праздник входа Господня в Иерусалим, Владыка Сергий совершил Божественную литургию в Покровском кафедральном соборе, за которой, на малом входе, наградил клириков епархии за служение на благо Святой Церкви правом ношения золотого наперсного креста. Такой награды были удостоены следующие священнослужители:

свящ. Илья Безруких, настоятель Троицкого храма, с. Верхняя Тишанка, Таловского района
свящ. Владимир Бирюков, настоятель Покровского храма, с. Шапошниковка, Ольховатского района
свящ. Валерий Желнин, настоятель Сретенского храма, г. Острогожск
свящ. Георгий Калинин, настоятель храма вмч. Георгия Победоносца, г. Воронеж
свящ. Андрей Климов, настоятель Петропавловского храма, с. Петропавловка
свящ. Павел Лесных, настоятель Христо-Рождественского храма г. Воронеж
свящ. Алексий Острик, настоятель Никольского тюремного храма, г. Семилуки
свящ. Евгений Сорокин, настоятель Преображенского храма, с. Заброды, Калачеевского района
свящ. Сергий Сторожев, настоятель Казанского храма, с. Гнилое, Острогожского района


Физические страдания Христа были предварены страданиями душевными, проявившимися и в плане физическом. Евангелист Лука, сам врач по профессии, говорит о том, что во время молитвы в Гефсиманском саду "был пот Его, как капли крови". Врачи говорят, что такое явление возможно в условиях особого душевного напряжения, от которого кровеносные сосуды в коже могут лопнуть и капли крови, вместе с потом, могут обагрить чело страдальца.

Иисус, преданный Пилатом на казнь, как и все приговоренные к смерти через распятие, должен был претерпеть жесточайшее бичевание римскими "кошками" - плетьми с зашитыми в кожу металлическими шариками или острыми кусками костей. Для этого с осужденного снимали одежду, привязывали его за руки к деревянному столбу, и обычно два воина стегали его плетьми по спине и по ногам с целью привести осужденного в состояние полусмерти. После этого воины издевались над осужденным.

Иисус-Человек должен был обладать крепким физическим здоровьем, иначе трудно было бы Ему нести Свой неустанный подвиг проповеди, связанный с постоянным и утомительным хождением с места на место. Однако в течение двенадцати часов, с 9 часов вечера в Великий Четверг до девяти часов утра в Великую Пятницу, Он претерпел мучительное напряжение, выразившееся в кровавом поту в Гефсиманском саду. Претерпел Он измену со стороны близкого Своего ученика Иуды, претерпел бессонную ночь и многократные переходы с одного места Его осуждения на другое. А теперь - бичевание, при котором бичи разрывают кожу на кровавые полосы, впиваются в мышцы тела, причиняют потерю крови и нестерпимую боль. И вот, над этим, в конец измученным, Осужденным воины издеваются: одевают на Него подобную царской мантию, терновый венец на голову, всовывают палку - "скипетр" - в Его связанные руки, плюют Ему в лицо, бьют по голове тростью. Срывают мантию, этим причиняя еще большую боль спине, израненной бичеванием.

Так, еще до распятия Господь был в физическом состоянии близком к полному измождению. Поэтому и не под силу было Ему нести Свой крест на Голгофу и понадобилась помощь шедшего с поля Симона Киринеянина...

Перед распятием пытались дать Иисусу желчь, смешанную с вином. Это было малодейственное болеутоляющее, целью которого было продлить агонию распятия. Господь отказался пить эту смесь. Его повергли на землю. Изорванные бичеванием спина и ноги открытыми ранами терлись о грязь земли. Руки и ноги пригвождались ко кресту четырехгранными гвоздями, от 13 до 18 сантиметров длины. Руки пригвождались через запястья, чтобы Распятый не мог сорваться с креста. Гвозди проходили среди главных костей запястья и повреждали центральные нервы на руках и ногах, причиняя Распинаемому невыносимую жгучую боль. Поднятый на крест Страдалец касался ранами растерзанной спины и ног грубой поверхности креста. Вес тела, повисшего на растянутых руках, делал дыхание мучительным, не только вдыхание, но и выдыхание, потому такими короткими и отрывистыми были слова Господа с креста.

Распятый обычно умирал либо от потери крови, либо от удушья. От момента распятия до смерти могло пройти 3-4 часа, а иногда 3-4 дня. Чтобы ускорить наступление смерти, воины перебивали распятым ноги, что и было сделано с двумя разбойниками, распятыми одновременно с Иисусом. Римский воин пронзил ребра Христа копьем. Евангельское повествование о том, что из раны истекла кровь с водой, соответствует медицинским фактам: кровь из уже остановившегося сердца смешалась с влагой из пронзенного легкого. Настолько измучен был Христос распятый, столько претерпел физических и нравственных мук, что сердце Божественное перестало биться через 3-4 часа после распятия.

Американские медики из широко известного центра научной медицины, клиники Мэйо, представили в своем докладе гораздо больше сведений о распятии, чем можно уместить в нашей краткой беседе. Но и этого достаточно, чтобы еще глубже осознать смысл апостольских слов: "Вы куплены дорогою ценою". Чтобы почувствовать всю трагическую реальность Страстей Христовых, страданий и мук за нас умершего Христа. Страстная неделя перенесет верующих в то время, когда умер Христос, в те условия, в которых произошло богоубийство. Перенесет не просто в плане благочестивых воспоминаний, а во всей реальности мистического опыта. Того опыта, который имеет силу изъять нас из нашего времени, из "современности" и приобщить той вечности, которая вошла во время и осталась в нем через боговоплощение.

А в это воскресенье, встречая Господа, грядущего в Иерусалим, сливая свои голоса с гимном встречавшей Его толпы, взывая к Нему: "Осанна в вышних", - хорошо помнить, как легко "Осанна!" сменяется на "Распни, распни Его!"

Слава долготерпению Твоему, Господи!

(Из книги "Не хлебом единым")

 

фото: Николай Сигачев