главная

Биография

Служения

Проповеди Труды Послания Интервью

ДОКЛАД НА КОНФЕРЕНЦИИ "МЕТОДИКА И ПРАКТИКА ПОДГОТОВКИ К ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ"


Развитие предпринимательства как путь экономического и духовного возрождения России

Зададим риторический вопрос: кто больше всего нуждается в подготовке к предпринимательской деятельности — человек, вступающий в бизнес, или общество, которое было приучено относиться к предпринимателю как к мироеду и классовому врагу? А может быть, в такой подготовке нуждается, прежде всего, государство, которое хорошо усвоило методы подавления частной инициативы, но которому трудно дается искусство поддержки и стимулирования рыночных отношений?
Ответ очевиден: и человек, и общество, и государство в равной степени нуждаются в такой подготовке.
Но труднее всего эти уроки даются все-таки государству.
Во-первых, государство оказалось объективно не готовым к тому, чтобы увидеть в гражданине полноправного хозяйственного партнера, в самоуправлении и общине — опору и основу политической и экономической стабильности, в многообразии форм собственности — многообразие возможностей для экономического и культурного роста, в Русской Православной Церкви — главного союзника возрождения национального уклада жизни, неотъемлемую часть которого составляли частное предпринимательство и благотворительность. Так же, впрочем, как и в других конфессиях, исторически представленных на территории России и сыгравших значительную роль в становлении многих национальных культур России.
Во-вторых, в России, где роль государства всегда была чрезвычайно значимой, а гражданское общество еще не окрепло после эпохи тотального огосударствления, где испокон веков реформы чаще всего «спускались сверху», сегодня именно на плечи государства легла и вся ответственность за реформатство, раскрепостившее частную инициативу... Поэтому оно в ответе за все, и никто не торопится разделить с ним эту ношу.
В-третьих, само Российское государство переживает сейчас труднейший период — становление. В новых границах, в новом окружении, в условиях новых геополитических реалий...
Более того, возвращение к свободному предпринимательству в России — явление, роль которого значительнее, чем смена курса или даже общественного строя. Это не что иное, как возвращение Российского государства в лоно общего мирового цивилизационного процесса, в мировое сообщество. Но, прежде всего, это возвращение к собственной истории, традициям, освященным опытом многих и многих поколений. Это отказ от самой опасной из социальных утопий уходящего тысячелетия, ставшей в России государственной идеологией, — построения рая на земле. Рая без Бога, без национального прошлого, а значит, и без будущего.
Однако свобода, казалось бы, уже обретенная, может стать новой утопией, если она превратится из свободы совести (то есть духовного и, прежде всего, религиозного опыта народа) в свободу от совести, от духовных традиций; если свобода предпринимательства обернется свободой от всех законов — и государственных, и моральных, и Закона жизни; если вместо возвращения поруганных святынь мы вновь начнем поклоняться идолам.
Да, Российское государство возвращается в мировое сообщество, но возвращается, как человек, перенесший тяжелый недуг — потерю памяти.
Вновь учим мы даже свое имя, которое почти забыли, — РОССИЯ. Но рассчитываем на безусловное уважение со стороны других — сейчас и немедленно, еще не позаботившись как следует о своем духовном наследии, еще ничего толком не сделав, чтобы духовная жизнь вернулась и в стены школ, и в быт семьи, и в сферу хозяйственной деятельности, и в дела государства. «Вера без дел мертва», но и от дел, творимых без веры, бед не счесть.
В чем заключается процесс подготовки государства к развитию предпринимательства?
Первое: государственная стратегия должна строиться не вопреки, а на основе традиционной для народа системы ценностей. В этом — главное оправдание всех реформ, их сила. В этом — основа легитимности самой власти. Поэтому Российскому государству не следует искать национальную идею вне собственного опыта духовного становления народа. Опыт этот — лучшее историческое оправдание частной и, одновременно, честной инициативы.
Второе: долг государства — максимально расширить правовое поле, в котором может свободно развиваться отечественное предпринимательство, но где трудно живется коррумпированным структурам. По сути, правовая защита свободы совести и свободы предпринимательства — это и есть двуединая задача сильного социального государства.
Третье: первоочередная цель социального государства — с должным упреждением заботиться о тех, кому труднее других приходится приспосабливаться к рынку периода первичного накопления. Чем шире будет круг союзников у государства при решении социальных проблем, тем устойчивее будет социальное развитие и здоровее нравственный климат. Историческим союзником государства в этом добром деле всегда была Русская Православная Церковь.
Теперь вернемся к вопросу о том, как общество должно готовиться к вхождению в эпоху предпринимательства.
Главное, чего не следует забывать, так это простую истину: у денег, по русской пословице, глаз нет, они не знают, за что их отдают и за что получают. Но общество должно знать и обязано помнить всегда о том, что хороший хозяин — господин деньгам, а плохой — слуга. И горе тому обществу, которое по подсказке врага рода человеческого, без устали повторяемой некоторыми нашими политиками, журналистами и лжеэкономистами, готово ради сиюминутного благополучия отречься от веры предков. Веру они советуют выбирать каждому заново — ту, что выгоднее, прибыльнее. Ту, что не мешает чужого брать, да на горе ближнего богатеть. Причем этот совет обращен как к отдельному человеку, так и к обществу российскому в целом. Иногда подобные рекомендации выдаются в качестве предложений по выработке «новой национальной идеи России»... Пусть-де будем без Бога жить, но при богатстве... Воистину: не разбогатеет Россия, не выйдет из кризиса, если в сознании активных ныне и идущих им на смену поколений вместо идолов тоталитарного общества, живущего по законам тоталитарных сект (подавление воли и культ вожака), займет поклонение золотому тельцу.
Всем и каждому важно понять: если не возродится духовно российский предприниматель — не выйдет из кабалы и большинство россиян, в том числе и тех, кто видит главного врага и главное препятствие на пути к социальному благоденствию в предпринимательстве, бизнесе, частной собственности.
Русская Православная Церковь среди своих главных общественных целей всегда называла социальное служение — помощь тем, кто без поддержки со стороны не обойдется, не выживет. А таких сегодня на Руси много. Почему же тогда именно Церковь в своей заботе об униженных, обманутых, лишенных собственности и крова, обращает с надеждой свой взор к тем, кто, казалось бы, стоит по другую сторону пропасти, отделяющей бедных от богатства в современной России? Почему Церковь не зовет к крестовому походу против «новых русских»?
Позиция Церкви объясняется достаточно просто.
Во-первых, Церковь не делит русских людей по принципу: «новые — старые», не противопоставляет верующих по принципу «русские — чужаки». У тех, кто имеет духовную связь с великой открытой русской культурой, основанной на православных ценностях, общего значительно больше, чем различий. Это общее — христианская любовь к ближнему.
Во-вторых, любовь требует конкретных дел, помощи не на словах. Но как, скажите, обеспечить людям элементарные социальные гарантии, если эти гарантии стоят денег, и немалых? А деньги на социальные программы берутся только из налогов, а налоги, в свою очередь, из прибыли, которую приносит национальный капитал.
И, в-третьих, чем активнее становится благотворительная деятельность российских предпринимателей, чем увереннее государство поддерживает их деятельность и способствует воспитанию среди молодежи соответствующих установок, направленных на социальное служение и духовный подъем России, тем быстрее будет сужаться страшная пропасть между социальными группами. Пропасть, которая грозит стать пропастью между государством, защищающим интересы меньшинства, и народом.
Миротворческая роль Русской Православной Церкви заключается и в том, чтобы окормлять духовно всех своих чад, лечить не только душевные раны, но и социальные язвы, если, конечно, человек и общество не отворачиваются от Бога, не забывают своей великой истории и помнят своих духовных учителей, просиявших в земле Русской.
Что мешает сегодня вернуть российскому предпринимательству христианские (православные) ориентиры, которые только и способны сделать его подлинно национальным, вернуть России ее национальное лицо в мировом сообществе?
Во-первых, те же опасные заблуждения, что мешают и нашему светскому государству открыто вернуться к духовным ценностям, благодаря которым оно возникло и сложилось тысячелетие назад. В этой связи особо вредоносным является упрощенное понимание в массовом сознании принципа отделения Церкви от государства — как отделения народа от Церкви, то есть человека от его собственного духовного наследства. В действительности принцип отделения Церкви от государства должен пониматься лишь как условие сотрудничества светской власти и власти духовной в деле социального служения, в деле укрепления самих основ государства, сохранения и приумножения национального богатства. Ведь носители идеи государства и его интересов — не только и не столько государственные мужи и чиновники, сколько сами граждане, которые являются полноправными наследниками исторической России, то есть народ. А народ — это не отдельное поколение, живущее по принципу «на мой век хватит», а все поколения земли Русской — и ушедшие, и нынешние, и будущие. А среди всех нас особого уважения заслуживают те, кто приумножает национальное богатство, оставляя после себя добрую память: давайте и дастся вам!
Во-вторых, препятствия, мешающие преодолеть социальную пропасть, имя которой — расслоение общества на богатых и бедных, мешающие спасти тем самым не только обреченных на голод и нищету, но и удачливых предпринимателей от социального взрыва, — это слабость и неразвитость института самоуправления, ядром которого и в России, и повсеместно всегда была и будет община. Тоталитарное государство боролось одновременно и против частной собственности и против самоорганизации людей в рамках общины, поскольку именно община — историческая альтернатива тоталитаризму, безраздельной власти чиновника, эффективный инструмент социального примирения и согласия. Кроме того, община сохраняет национальный и семейный уклад жизни, помогает сохранить социальную стабильность и созидать, но мешает ломать построенное прежде. Сердце общины — церковный приход. Сила общины — вера и взаимная поддержка людей, объединенных не только местом проживания, но и верой или хотя бы глубоким уважением к вере предков.
По этой причине Русская Православная Церковь всячески приветствует как участие предпринимателей в повседневной жизни общины, в том числе и в хозяйственной жизни, так и развитие предпринимательской деятельности в самих общинах, а также любые инициативы по созданию православных ассоциаций, предпринимательских объединений и других корпоративных организаций православного толка, занятых хозяйственной деятельностью в интересах социального служения и духовного развития России.
В-третьих, на пути сближения предпринимателей и Церкви стоит экономическая немощь религиозных организаций, основы хозяйственной деятельности которых были подорваны одновременно с разрушением многообразия форм собственности.
Церкви предстоит при содействии государства и всего народа, при энергичной и заинтересованной поддержке предпринимателей вернуть себе экономическую независимость, необходимую прежде всего для социального служения, но полезную также и для стабилизации экономической жизни России. Вспомнить хотя бы об особом виде собственности — о собственности монастырской, которую с полным правом можно было назвать общенациональной, но нельзя — бесхозной ... Кроме того, очевидно, что сильные и устойчивые монастырские хозяйства были в России островами «экономической непотопляемости», особенно на тех территориях, которые не относятся к районам устойчивого землепользования в силу климатических и иных условий.
По сей день в России, и в деревнях, и в большинстве малых городов, лучшее культурное наследие общенационального и мирового значения — это сохранившееся наследие Русской Православной Церкви: храмы, которые ждут своего воскрешения, монастырские архитектурные комплексы, которые некогда были и вновь станут островами высокой культуры в русской глубинке.
И все это будет возможным, если дороги российского предпринимательства, государства и Русской Православной Церкви не разойдутся вновь...
И последнее: как следует готовиться и готовить к самостоятельной предпринимательской деятельности конкретных людей?
Во-первых, не следует сводить всю работу к усвоению основ маркетинга, менеджмента, к правовой подготовке и тренингу, как бы ни были важны эти составляющие. Важно понять, что в современном мире, а в России — особенно, как никогда важно давать эти и иные профессиональные знания в контексте высокой гуманитарной культуры, которая жива своими истоками и обеспечивает сохранность духовных ценностей.
Во-вторых, широко используя в процессе подготовки предпринимателей возможности международного гуманитарного сотрудничества, важно помнить о главной цели нашего участия в этом сотрудничестве. Цель эта — достойное место российских товаропроизводителей в мировом разделении труда. Следовательно, воспитывать нужно чувство солидарности россиян, без которого невозможно поддерживать конкурентоспособность отечественного производства, невозможно удержаться не только на мировом, но и на внутреннем рынке. В этой связи следует всячески укреплять прямые деловые и культурные связи с нашими соотечественниками за рубежом, сохранившими духовное единство с Россией в значительной степени благодаря деятельности церковных общин.
  

1996 г. Москва