главная

Биография

Служения

Проповеди Труды Послания Интервью

ДОКЛАД НА ЗАСЕДАНИИ РОССИЙСКОГО ОРГАНИЗАЦИОННОГО КОМИТЕТА "ПОБЕДА"


О роли Русской Православной Церкви в военно-патриотическом воспитании

Талант гражданственности сродни любому другому дарованию, которое нуждается в поддержке и бережном взращивании. Гражданин, лишенный чувства гражданственности, более обделен, чем тот, кто не по своей воле лишен гражданства. У него также разорвана связь со своим Отечеством, но этот разрыв опаснее, поскольку необратимо утрачены не внешние, формальные отношения человека и государства, которое еще можно восстановить, а внутреннее, духовное родство со своим Отечеством.
Но страдает не только человек, лишенный любви к отчей земле, но и само государство, если оно забывает о своем долге перед поколениями, создававшими его. Нет и не может быть на земле такого государства, которое сохранилось бы на политической карте мира, если оно не заботится ни о собственном воинстве, ни о поддержании и укреплении духовного единства народа. Недалеко то время, когда Россия подходила, казалось, к самому краю пропасти.
К сожалению, последствия уже нанесенных нравственных разрушений слишком масштабны, чтобы надеяться на легкий путь к возрождению. Об этом следует говорить прямо, если мы хотим, чтобы военно-патриотическое воспитание принесло добрые плоды уже в нынешнем поколении. Потрясения, через которые пришлось пройти Российскому государству и обществу, больно ранили гражданские чувства россиян. Назову три основных, воистину сокрушительных удара по устоям народной жизни, по ее сердцевине.
Первый — эпоха государственного атеизма и богоборчества. Ее результаты известны — это, прежде всего, искусственная пропасть между гражданством земным и небесным. Эта эпоха породила лжепатриотов, не почитающих собственной истории и предающих на поругание святыни своего народа, истребляющих светочей духовности. Вся история гонений на христианство не знала такого варварства и насилия над верующими, какими было отмечено двадцатое столетие в России. Не скоро заживут раны. Чем заполнена эта пропасть сегодня, мы знаем, и знаем очень хорошо — духовным оскудением и так называемым «нравственным плюрализмом», а если быть более точным — пустотой, готовой вобрать в себя любую грязь. Признаем теперь, что богоборческая деятельность государства по самой сути своей антипатриотична.
Второй удар — явное или неявное, сознательное или неосознанное пособничество в распространении верований, чуждых России, опасных ересей и неоязычества. А язычество многолико — в своих новых обличиях оно предстает иногда и как ярый защитник национальных интересов, рядящийся в патриотические одежды, и как воспитатель юношества, и как едва ли не высшая форма толерантности — якобы равного уважения ко всем без исключения проявлениям религиозного и культурного многообразия. Почему же ни Православие, ни другие традиционные конфессии, исторически представленные в России, не принимают подобной версии толерантности? По одной простой причине: за подобной веротерпимостью в действительности стоит или воинствующее безбожие, или нетерпимость к единобожию и стремление широко открыть двери страны для деструктивных культов, в том числе и сатанинских, что для верующего человека является не чем иным, как богохульством.
Церковь не выступает против терпимости к иноверию и многоликости культурных форм, но она решительно против насаждаемых сегодня представлений о толерантности, которая якобы несовместима с идеей сохранения канонического пространства и задачей укрепления национальной культуры. С точки зрения Церкви и с позиций национальных интересов, стремление разрушить изнутри пространство традиционных культурообразующих конфессий, как и любое поклонение кумирам и пособничество адептам новых культов, — это не что иное, как предательство Отечества — и земного, и небесного. По сути, постоянно возобновляющиеся попытки навязать России идеологию духовной всеядности — повторение в новых условиях уже пройденного нашей страной горького опыта государственного атеизма и богоборчества. Я остановился на этой теме достаточно подробно, поскольку именно сегодня формируются основные установки общенациональной стратегии. И важно, чтобы одна рука знала, что делает другая.
Свежий пример подобной нестыковки: сегодня мы говорим о необходимости военно-патриотического воспитания и в то же самое время принимаем федеральную программу формирования установок толерантного сознания в российском обществе на 2001 — 2005 годы, к разработке которой не привлекались представители традиционных конфессий, хотя она посвящена, прежде всего, веротерпимости. . . Вся история России подтверждает тот факт, что вопросы патриотического воспитания и толерантности не должны рассматриваться изолированно друг от друга и без необходимых консультаций с деятелями Церкви. В этой связи следовало бы упомянуть и об учебниках по граждановедению. Некоторые из них совершенно лишены главного, что делает человека гражданином, — уважения к духовным истокам национальной культуры. Они похожи на плохой перевод и возвращают современную молодежь к эпохе языческого поклонения кумирам. Но даже если искусно заменить чужих кумиров на доморощенных, положение дел не изменится. Для истинно верующего человека любые кумиры — чужие. И в этом вся тайна подлинного патриотизма, не противопоставляющего любовь к земному Отечеству и любовь к Отечеству небесному. Не сложно предугадать, чего будет стоить забвение этой простой истины. Цена забвения слишком велика — потерянные поколения.
Третий удар по патриотизму — гибельный распад той духовной общности, которая была краеугольным камнем нашей государственности. Трагедия развала некогда могущественной страны, разделение славянских народов и внутреннее разделение в каждом из них прошла через сердце каждого человека, сделала наш мир более опасным и менее предсказуемым.
Не случайно подавляющее большинство граждан современной России очень хорошо чувствует острую потребность в восстановлении тесных взаимоотношений между Русской Православной Церковью и государством, Церковью и Российской армией. Они знают, что вся военная и экономическая мощь страны — ничто, если общество оказывается не способным защитить себя от агрессии в области духа. О том, изменяется ли к лучшему духовный климат в российском обществе в целом и в армейской среде, в частности, можно судить по многим признакам. Среди знаковых перемен — создание необходимых условий для беспрепятственной проповеди слова Божия в армии, открытие походных храмов, а также строительство храмов и часовен, многие из которых возведены руками и на более чем скромные средства военнослужащих и членов их семей. К добрым переменам относятся распространение среди военнослужащих духовной литературы и, главное, беспрепятственное осуществление священнослужителями своих пастырских обязанностей в войсках. На общецерковном уровне всестороннему сотрудничеству с армией и структурами охраны порядка подчинена деятельность созданного в 1995 году Отдела по взаимодействию с Вооруженными Силами и правоохранительными учреждениями Московского Патриархата. Особенно важным является пастырское окормление воинов, выполняющих свой долг перед Отечеством в так называемых горячих точках, поскольку их служба сопряжена с постоянной опасностью, риском для жизни.
Церковь не забывает воинов-героев — и рядовых солдат, и полководцев — ни через годы, ни через десятилетия, ни через столетия. Все, наверное, знают о том, что в августе 2001 года был причислен к лику праведных местночтимых святых Саранской епархии адмирал Феодор Ушаков. Его подвижнические труды в служении Отечеству и народу Божиему, благочестивая жизнь и праведность, милосердие и самоотверженный подвиг благотворительности явили великий пример истинного патриотизма.
Символично, что в наши дни происходят глубокие сдвиги и в отношении к целям военного образования. Так, при богословских институтах открываются центры духовного образования военных, а в военных учебных заведениях — факультеты православной культуры. Посещение занятий на этих факультетах является добровольным. Подобные факультеты уже действуют в Академии ракетных войск стратегического назначения имени Петра Великого, в Военной академии ПВО Сухопутных Сил Российской Федерации, в Свято-Тихоновском Православном богословском институте. По мнению многих представителей командного состава армии, с позицией которых мы солидарны, существенным звеном военного строительства должно стать повсеместное возрождение института полковых священников. Эта задача представляется нам вполне достижимой по трем причинам.
Во-первых, институт капелланов полностью соответствует как многовековым традициям Российской армии, так и современной мировой практике. Его введение не будет ущемлять интересы верующих, принадлежащих к различным традиционным конфессиям России. Напротив, это позволит не на словах, а на деле укреплять взаимное доверие между представителями разных народов, не противопоставляя чувство патриотизма и толерантность к непохожим культурам и традициям. При этом важно помнить и о реальной угрозе, которую представляют бесчисленные и далеко не всегда безуспешные попытки проникновения в армейскую среду различных нетрадиционных религиозных объединений, в том числе и организаций, финансируемых из-за рубежа и действующих под «религиозным прикрытием» явно не в интересах укрепления российской безопасности. И здесь главное лекарство — не только и не столько запреты, сколько слово Божие. Нужна широкая просветительская деятельность среди военнослужащих, что также предполагает использование наших традиций и зарубежного опыта по подготовке военных капелланов и катехизаторов.
Во-вторых, за нашими плечами страшный и поучительный опыт борьбы с фашизмом, история Великой Отечественной войны. В критический для страны час именно Русская Православная Церковь и другие традиционные для России конфессии стали надежной опорой государству. В те же дни, к слову, на всей территории Советского Союза была запрещена антирелигиозная пропаганда... Что бы произошло с нашей страной, народами и миром, если бы не это примирение, нетрудно предсказать. Горько сознавать, что государству не всегда хватало мудрости учиться на собственных ошибках.
В-третьих, опыт последних военных кампаний и так называемых локальных войн однозначно свидетельствует о благотворном влиянии Церкви на дух армии. Массовое крещение солдат, молитвы за погибших, утешение близких и родных — это нечто большее, чем восстановление традиций. Это неотъемлемое право граждан. Вернуть его народу и каждому человеку — прямой долг Церкви и обязанность государства. Не следует, разумеется, забывать и о совместных усилиях традиционных конфессий, которые помогают избежать перерастания межэтнических конфликтов в религиозные войны и залечить душевные раны.
О растущем доверии населения России к Церкви и армии красноречиво говорят результаты ряда специально проведенных в последнее время социологических опросов. Граждане России, в души которых из года в год, из десятилетия в десятилетие всеми способами пытались вложить неуважение к религии и духовенству, а позднее и к воинской службе, доверяют сегодня больше всего именно Церкви и армии. И доверие это вполне обосновано. В многотрудном деле военно-патриотического воспитания и в становлении гражданского самосознания общества, в искусстве врачевания социальных язв и в социальном служении надежным союзником государства всегда была и будет Церковь. На протяжении многих веков она поднимала дух воинства, поддерживала воинскую доблесть и благословляла россиян на ратный подвиг, вселяла чувство любви и глубокого почтения к защитникам Отечества. Сотрудничество Православной Церкви и воинства столь же органично, как сочетание мудрости и силы.
Уже настало время определить четкую государственную позицию в деле военно-патриотического воспитания и в сфере становления гражданского самосознания. Определить с учетом наших вековых культурных традиций и национальных интересов, со знанием предмета и, прежде всего, — тысячелетней истории российской государственности. Не резон нам механически копировать чужой и чуждый нашей многонациональной культуре опыт. Пример, лежащий на поверхности: культ насилия, характерный для многих армий мира, и жажда личного самоутверждения любой ценой все чаще и у нас интерпретируются как атрибуты сильной личности и чуть ли не как образцы подлинной гражданственности. У россиян свои ценности.
Завершая свое выступление, хотел бы особо отметить, что военно-патриотическое воспитание не должно ограничиваться отношениями Церкви и армии. Задачи, возложенные на нас историей, значительно шире и масштабнее. Военно-патриотическое воспитание предполагает осуществление совместных общенациональных государственно-церковных программ, затрагивающих все сферы народной жизни — от непрерывного гуманитарного образования, направленного на духовное становление личности на каждом из этапов жизни, до экономической стратегии и международной политики.
Позитивный, хотя еще и начальный, опыт разработки и осуществления подобных программ у нас есть. В частности, это общенациональная программа «Духовные основы государственной политики и гражданства», которая была инициирована Общественным советом социального служения и поддержана МГИМО МИД РФ. Убежден, что такого рода инициативы, идущие от истинных патриотов России и соединяющие усилия клира и мирян, ученых, политиков и деятелей культуры, нуждаются в постоянном внимании и максимальной поддержке со стороны государства.
 

2001 г. Москва