главная

Биография

Служения

Проповеди Труды Послания Интервью

Доклад на конференции «Церковная жизнь»


«Опыт осмысления служения и подвига святителя Митрофана Воронежского человеком XXI века»

Ваше Святейшество!
Ваши Высокопреосвященства!
Досточтимые отцы, братья и сестры!

Христианское церковное сознание – сознание историческое. Верующий человек неизменно обращает свой взор на двухтысячелетний опыт церковной жизни. Молитвенные слова псалмопевца: «Вспоминаю дни древние, размышляю о всех делах Твоих, рассуждаю о делах рук Твоих» (Пс. 142. 5), – призыв к каждому из нас относиться к истории как к урокам, дающим нам ответ на вызовы настоящего и будущего, ибо, по словам нашего великого русского историка Николая Михайловича Карамзина, «история в некотором смысле есть священная книга народов: главная, необходимая... завет предков к потомству; дополнение, изъяснение настоящего и пример будущего».

Каждый исторический период, каждая эпоха – уникальны, однако часто Господь удивительным образом показывает нам некие параллели. В этом ключе мы можем смело сопоставить эпоху бурных исторических реформ и преобразований на переломе XVII –XVIII веков и коренных реформ в судьбе России на рубеже веков XX и XXI столетий . Как тогда, так и теперь глубокие изменения в общественной жизни и государственном устройстве поставили человека перед выбором ценностных ориентиров. К сожалению, этот выбор оказался столь сложен, что многие оказались на распутье.

В ту эпоху Господь явил нам святителя Митрофана, первого епископа Воронежского. Святитель Митрофан, принявший архиерейскую хиротонию при Святейшем Патриархе Московском и всея Руси Иоакиме и несший свое служение при последнем Предстоятеле Русской Церкви в Патриаршем сане (в досинодальный период) Святейшем Адриане, в своем подвиге явил лучшие черты благочестия, верности духовным, культурным и историческим традициям русского Православия, преданности каноническому устроению Матери Церкви. Воронежский архипастырь указал приоритеты церковной жизни в переломные моменты истории – духовное просвещение народа, необходимость противостояния раскольническим, еретическим и сектантским лжеучениям.

В годы всеобъемлющих петровских преобразований, сочетавших ориентацию всех аспектов жизни на западный мир и отказ от многовековой духовной культуры народа, святитель Митрофан стал образом понимания и искреннего принятия благих начинаний и, в тоже время, бескомпромиссного противостояния разрушению духовных ценностей. Он был помощником и духовным наставником царя, при этом заботясь об укреплении державы, всегда оставался твердым защитником веры и благочестия, попечительным пастырем и подлинным подвижником.

Его духовное влияние на Петра I было столь велико, что при жизни святителя Митрофана царь-реформатор не дерзнул упразднять Патриаршество и заменить его заимствованным на протестантском западе коллегиальным синодальным управлением, подчиненным государственной власти. После кончины Святейшего Патриарха Адриана, когда святитель Митрофан остался фактически единственным человеком, который мог «глаголать мирная и благая в сердце его о Церкви Святей и о всех людях», он ревностно и нелицеприятно, не страшась царского гнева, отстаивал духовные и нравственные устои Святой Руси. Значение святителя Митрофана было таково, что Петр I, будучи уверенным в поддержке воронежской паствы и воронежских архипастырей, сознательно повысил статус епархии, последовательно назначив в Воронеж вначале архиепископа Арсения (Костюрина), а затем и митрополита Пахомия (Шпаковского), принадлежавших к знатным дворянским родам и пользовавшихся, как свидетельствует история, особым расположением царя.

Лишь после преставления Воронежского архипастыря, когда, по словам самого Петра, у него «не осталось такого святого старца», а близкие к нему архиереи Стефан (Яворский) и Феофан (Прокопович), воспитанные уже не в традициях русского благочестия, а под влиянием западной культуры, не имели на царя благого духовного влияния, Петр решился упразднить Патриаршее управление Русской Православной Церкви. Инерция петровских реформ была столь сильна, что вплоть до катастрофы 1917 года никто из русских императоров, включая святого страстотерпца Николая II, не решился восстановить каноническое церковное устроение.

Несомненно, что молитвами сонма русских святых, среди которых сияет святитель Митрофан, Патриаршество было восстановлено в Русской Церкви именно тогда, когда нашему народу было необходимо духовное утешение. Знаменательно, что епархия святителя Митрофана стала подлинной опорой новоизбранного святителя-исповедника Патриарха Тихона, ближайшим сподвижником которого был уроженец воронежской земли, выпускник Воронежской Духовной семинарии священномученик Петр (Полянский), митрополит Крутицкий. После кончины Святейшего Патриарха Тихона он возглавил Русскую Православную Церковь как Местоблюститель Патриаршего Престола и принял мученическую кончину, явив верность Христу даже до смерти. Приемники святителя Митрофана архипастыри-священномученики Тихон (Никаноров), Петр (Зверев), Захария (Лобов), митрополит-исповедник Владимир (Шимкович) и их сподвижники – новомученики Воронежской земли – явили своими подвигами крепость веры и преданность канонической чистоте Русской Православной Церкви. Воронежская епархия уже с 1918 года, когда вместе со святым архиепископом Тихоном (Никаноровым) были расстреляны 160 священнослужителей, стала, наряду с Бутовским полигоном и Соловецкими островами, местом мученической кончины многих тысяч людей. По свидетельству священномученика Петра (Зверева), в эти скорбные годы верующие Воронежской епархии реально ощущали, что «всех хранят молитвы Матери Божией и святых Митрофана, Тихона и Антония, великих святителей Воронежских». Церковно-каноническое значение Воронежской епархии в те годы было общеизвестно. Именно поэтому ей пришлось испытать сильнейшее давление со стороны как богоборцев, так и представителей обновленческого, григорианского и ревнительских расколов, буквально терзавших епархию святителя Митрофана... Паства Воронежской епархии благодарно хранит в памяти и такой исторический факт: в 1937 году после ареста и кончины архиепископа Петра (Соколова), когда церковная жизнь в епархии, казалось бы, была разрушена до основания, временное управление Воронежской кафедрой принял на себя Патриарший Местоблюститель, будущий Святейший Патриарх, митрополит Сергий (Страгородский), который и возглавлял ее до 1944 года, когда изменившиеся церковно-государственные отношения позволили ему назначить в Воронеж нового правящего архиерея – архиепископа Иону (Орлова).

Но вернемся во времена святителя Митрофана и царя-реформатора. Символично, что позднее церковное предание так передает если не исторический факт, то духовный смысл взаимоотношений между царем Петром и святителем Митрофаном. Воронежский святитель благословил юного Петра чудотворным списком Казанской иконы Пресвятой Богородицы, находившейся в знаменитом ополчении Минина и Пожарского, предсказав ему великие победы и основание новой столицы. «Возьми Казанскую икону Божией Матери, и она поможет тебе победить злого и сильного врага. Ничего тогда не страшись – ничего! Ты победишь и сам побьешь много врагов. Потом ты перенесешь эту икону в новую столицу!» Укрепляя церковную жизнь, святитель Митрофан духовно объединил народ, показав ему пример любви и к Отечеству Небесному, и к Отечеству земному.

Принципиальные в вопросах веры и глубоко патриотичные отношения святителя Митрофана Воронежского и императора Петра I являются своего рода примером, а быть может, даже моделью, для построения отношений между Церковью и обществом в наши дни. Яркий пример этого излагается в житии первого епископа Воронежского. Святитель Митрофан, увидев в воронежской резиденции Петра статуи эллинских и римских божеств и героев (фактически бывших пропагандой порока), даже под страхом царского гнева и жесткого наказания не пожелал пойти на компромисс со своей христианской совестью и своей твердостью не позволил утвердиться соблазну. Отмечу, что этот поступок святителя Митрофана – пример для каждого христианина в наши дни. Он пророчески указал всем нам, что основой всякой общественной, государственной и любой иной жизни является жизнь духовная.

Как во времена петровских реформ, так и ныне Церковь противостояла и противостоит любой форме пропаганды греха. Пример того, как в наши дни уже в новом образе повторяется принципиальная позиция святителя Митрофана, явил нам во время своего визита в Страсбург Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий, безбоязненно обличивший грехи и пороки современного общества. Он отметал, что «быть моральным или аморальным – это следствие свободного выбора личности. Однако в публичной сфере общество и государство должны поддерживать и поощрять нравственность, приемлемую для большинства граждан. Поэтому они должны направлять свои усилия... на воспроизводство нравственных идеалов, связанных с духовной и культурной традицией». Как близка эта строка мыслям из духовного завещания первого воронежского епископа: «Всем живущим в городах, селах и других местах иметь особое внимание к благочестию и спасению своих душ для сохранения и управления нашей православной верой и своим отечеством... Необходимо жить в чистоте, воздержании, святости и покаянии, являть собой образ добрых дел».

Нам, людям XXI века, вспоминающим «дни древние», размышляющим о всех делах Господних в истории, важно осознать что, по словам Предстоятеля нашей Русской Православной Церкви Святейшего Патриарха Алексия, «все то многообразное возрождение духовной жизни в нашем Отечестве, свидетелями которого все мы являемся на протяжении последних десятилетий, имело своим твердым основанием поистине подвиг» сонма русских святых подвижников благочестия, среди которых «истинный страж дома Господня ангел Воронежской Церкви» святитель Митрофан.
 

2007 г. Москва