главная

 

КЛИРИКИ


Клирик иеромонах Силуан (Власкин) (с 13.11.2008), Клирик иеромонах Александр (Гончаров) (с 28.04.2010), Клирик иеродиакон Климент (Порядин) (с 02.11.2009), Клирик диакон Алексий Самсонов (с 02.03.2010), Наместник игумен Максим (Лапыгин) (с 30.12.2009)


АДРЕС, ТЕЛЕФОН


397771, Лискинский р-н, с. Дивногорье
тел.: (473391) 5-91-83
 

 

ПОСЛЕДНИЕ СОБЫТИЯ


28 августа 2008 г.
в День Успения Пресвятой Богородицы Божественную литургию совершил митрополит Воронежский и Борисоглебский Сергий >>>
3 мая 2005 г. во вторник Светлой седмицы, Иверской иконы Божией Матери, Божественную литургию совершил митрополит Воронежский и Борисоглебский Сергий >>>
 

СВЯТЫНИ 


Чтимая Сицилийская икона Божией Матери
 

 

ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ ПАЛОМНИКОВ

Богослужения: совершаются ежедневно. Божественная литургия в будни начинается в 7.30. В воскресные дни и двунадесятые праздники – две Литургии: ранняя в 6.30, поздняя в 8.30. Вечернее богослужение в летний период – в 17.00, в зимнее время – в 16.00.

Как добраться до монастыря

На поезде, электричке
Электропоездом с ж/д вокзала Воронеж-1 до станции Лиски, далее электропоездом "Лиски-Острогожск (или Алексеевка)" - до платформы "Дивногорье".
 

ИСТОРИЯ МОНАСТЫРЯ

См.: П. Никольский "Дивногорский Успенский монастырь - исторический очерк", Воронеж, 1904 г. >>>

19 июля 1998 г., в день Собора Радонежских святых, в Дивногорском Успенском мужском монастыре совершен первый постриг (Первый постриг с 1920-х годов, когда обитель была закрыта). Монастырь ожил. За многовековую свою историю обитель закрывалась и разрушалась не раз. То от врагов, а то и от властей, считавших монахов праздным сословием. Но что бы ни предпринимали люди, а место это для монастыря указала Сама Матерь Божия. Потому и восставала обитель из руин, становясь с каждым разом все краше.

Место здесь действительно просторное для души, располагающее к возвышенному настрою мыслей. Правда, сам монастырь, возвращенный Церкви в середине 90-х годов XX века, являл собой печальное зрелище. Невольно приходит в голову парадоксальная мысль. Когда "власть трудящихся" отбирала у "праздного сословия" монастырь, это было процветающее хозяйство, благоустроенное вплоть до водопровода и газового освещения. И вот каким оно вернулось. (В усадьбе обители сначала был дом отдыха, потом санаторий). Временные хозяева лишь растратили нажитое. Единственно, к чему приложили руки - разрушили храмы.

Бывшая столовая санатория... Самая обычная столовая: грязно-зеленые панели стен, четырехугольные колонны, беленый потолок, крашеные полы. А ведь здесь был храм (в честь Сицилийской иконы Божией Матери)... Вот откуда это чувство безысходности. Вот она, мерзость запустения... Это не грязь и развалины, это - место, откуда изгнан Бог. И совсем другое, светлое чувство в действующем уже храме, освященном в честь Успения Пресвятой Богородицы. Про Боголюбскую икону Богородицы, которая в прежние времена была в пещерах, говорят, что нашли ее совсем черной где-то на чердаке, а теперь, в стенах храма, она постепенно светлеет, проступают краски.

Только большой аналой с богатой резьбой под праздничной иконой кажется хорошо сохранившимся предметом былого убранства. Но это только кажется. На самом деле резьба принадлежит одному из послушников, который уже в монастыре научился этому мастерству от приезжего профессионала - резчика по дереву.

Разрушенная церковь, прежде стоявшая на месте перестроенной, имела три престола. Главный - также в честь Успения Пресвятой Богородицы, а два сопридельных - во имя святителей Николая, Мирликийского чудотворца, и Митрофана, епископа Воронежского.

Приехавшим в монастырь паломникам послушник рассказывает историю обители. О том, как привезли в эти места Сицилийскую икону Божией Матери, как икона была забыта и вновь обретена во время эпидемии холеры. О епископе Павле, подвизавшемся в этих местах, в затворе, в лесу, в полном одиночестве.

- Его случайно нашли казаки, и тогда из монастыря благочестивому подвижнику прислали келейника Василия. С ним епископ Павел и дожил до своей праведной кончины. Погребен он был в склепе под Митрофановским приделом Успенского храма.

- Когда при советской власти храм сносили, вскрыли склеп. У вошедших кровь застыла в жилах от ужаса: они увидели мирно лежащего старца: борода, одежда - все нетленно, в руках он держал крест. Более 250 лет пролежали мощи подвижника, свидетельствуя о святости Православной Церкви. Когда старожилов расспрашивали о подробностях, те вспомнили, что при вскрытии склепа запахло одеколоном... Так сельские жители восприняли благоухание, исходившее от нетленных мощей.

- Санаторное начальство приказало все уничтожить...

Как к своему кровному делу отнеслись к восстановлению обители работники музея. (В 1988 году на территории Дивногорья был организован музей-заповедник). Истинные историки, они заинтересованы в сохранении одного из ценнейших памятников старины в Воронежской области. В то время директор Дивногорского музея М.И.Лылова взяла на себя архивную и архитектурную помощь. Так, сохранившийся фрагмент оконной решетки не позволял воссоздать прежний рисунок. Марина Ивановна объездила архитекторов, собрала фотографии — только сделайте красивые решетки. Тоже и с другими деталями храмового здания. Из всех монастырских строений только здание трапезной вернули не в аварийном состоянии. Все как во многих сейчас монастырях: строительство, растущее хозяйство, паломники, интересующиеся в основном историей... Но это внешнее.

Разными путями пришли в обитель монахи и послушники. Одного через невзгоды и озарения жизнь привела в духовное училище и уже оттуда открылся этот подвижнический путь. Другого с детства манило Царство не от мира сего, и он с ранних лет был на клиросе. Третий в поисках смысла жизни повидал и испытал многое, сменил не одну специальность, побывал в разных уголках страны и, как говорят о нем, подобно Экклезиасту пришел к выводу, что «все суета сует и всяческая суета и томление духа». Теперь одна цель соединила их - спастись, а может быть и помочь спастись другим.

Чуть ни с первых дней возрождения монастыря едут сюда люди. Неприкаянные не только духовно, но и в бытовом смысле. Едут, чтобы помочь обители и получить от нее помощь: бывает, в работе, бывает, в жилье, а главное - в поиске самих себя. Кажется, инокам одно беспокойство: и здесь достает мир со своей суетой. Но нет. Ничто духовное не приходит извне. Послушание, смирение, молитва — вот стена, за которую ничто мирское не проникнет. "Инок, аще смиряет себя, на всяком месте покой обрящет".

По мат. В. Мирошкиной «Православный Воронеж» №8(16)