28 августа 2008 г. в
День Успения Пресвятой Богородицы Божественную литургию совершил
митрополит Воронежский и Борисоглебский Сергий
>>>
3 мая 2005 г. во вторник Светлой
седмицы, Иверской иконы Божией Матери, Божественную литургию
совершил митрополит
Воронежский и Борисоглебский Сергий
>>>
|
|
СВЯТЫНИ |
|
Чтимая Сицилийская икона Божией Матери
|
|
Богослужения:
совершаются ежедневно. Божественная литургия в будни начинается
в 7.30. В воскресные дни и двунадесятые праздники – две Литургии:
ранняя в 6.30, поздняя в 8.30. Вечернее богослужение в летний период
– в 17.00, в зимнее время – в 16.00.
Как добраться до монастыря
На поезде, электричке
Электропоездом с ж/д вокзала Воронеж-1 до станции Лиски,
далее электропоездом "Лиски-Острогожск (или Алексеевка)" - до
платформы "Дивногорье".
|
См.: П.
Никольский "Дивногорский Успенский монастырь - исторический очерк",
Воронеж, 1904 г. >>>
19 июля
1998 г., в день Собора Радонежских святых, в Дивногорском Успенском
мужском монастыре совершен первый постриг (Первый постриг с 1920-х
годов, когда обитель была закрыта). Монастырь ожил.
За многовековую свою историю обитель закрывалась и разрушалась не
раз. То от врагов, а то и от властей, считавших монахов праздным
сословием. Но что бы ни предпринимали люди, а место это для
монастыря указала Сама Матерь Божия. Потому и восставала обитель из
руин, становясь с каждым разом все краше.
Место здесь действительно просторное для души, располагающее к
возвышенному настрою мыслей. Правда, сам монастырь, возвращенный
Церкви в середине 90-х годов XX века, являл собой печальное зрелище.
Невольно приходит в голову парадоксальная мысль. Когда "власть
трудящихся" отбирала у "праздного сословия" монастырь, это было
процветающее хозяйство, благоустроенное вплоть до водопровода и
газового освещения. И вот каким оно вернулось. (В усадьбе обители
сначала был дом отдыха, потом санаторий). Временные хозяева лишь
растратили нажитое. Единственно, к чему приложили руки - разрушили
храмы.
Бывшая столовая санатория... Самая обычная столовая: грязно-зеленые
панели стен, четырехугольные колонны, беленый потолок, крашеные полы.
А ведь здесь был храм (в честь Сицилийской иконы Божией Матери)...
Вот откуда это чувство безысходности. Вот она, мерзость запустения...
Это не грязь и развалины, это - место, откуда изгнан Бог.
И совсем другое, светлое чувство в действующем уже храме, освященном
в честь Успения Пресвятой Богородицы. Про Боголюбскую икону
Богородицы, которая в прежние времена была в пещерах, говорят, что
нашли ее совсем черной где-то на чердаке, а теперь, в стенах храма,
она постепенно светлеет, проступают краски.
Только большой аналой с богатой резьбой под праздничной иконой
кажется хорошо сохранившимся предметом былого убранства. Но это
только кажется. На самом деле резьба принадлежит одному из
послушников, который уже в монастыре научился этому мастерству от
приезжего профессионала - резчика по дереву.
Разрушенная церковь, прежде стоявшая на месте перестроенной, имела
три престола. Главный - также в честь Успения Пресвятой Богородицы,
а два сопридельных - во имя святителей Николая, Мирликийского
чудотворца, и Митрофана, епископа Воронежского.
Приехавшим в монастырь паломникам послушник рассказывает историю
обители. О том, как привезли в эти места Сицилийскую икону Божией
Матери, как икона была забыта и вновь обретена во время эпидемии
холеры. О епископе Павле, подвизавшемся в этих местах, в затворе, в
лесу, в полном одиночестве.
- Его случайно нашли казаки, и тогда из монастыря благочестивому
подвижнику прислали келейника Василия. С ним епископ Павел и дожил
до своей праведной кончины. Погребен он был в склепе под
Митрофановским приделом Успенского храма.
- Когда при советской власти храм сносили, вскрыли склеп. У вошедших
кровь застыла в жилах от ужаса: они увидели мирно лежащего старца:
борода, одежда - все нетленно, в руках он держал крест. Более 250
лет пролежали мощи подвижника, свидетельствуя о святости
Православной Церкви. Когда старожилов расспрашивали о подробностях,
те вспомнили, что при вскрытии склепа запахло одеколоном... Так
сельские жители восприняли благоухание, исходившее от нетленных
мощей.
- Санаторное начальство приказало все уничтожить...
Как к своему кровному делу отнеслись к восстановлению обители
работники музея. (В 1988 году на территории Дивногорья был
организован музей-заповедник). Истинные историки, они заинтересованы
в сохранении одного из ценнейших памятников старины в Воронежской
области.
В то время директор Дивногорского музея М.И.Лылова взяла на себя
архивную и архитектурную помощь. Так, сохранившийся фрагмент оконной
решетки не позволял воссоздать прежний рисунок. Марина Ивановна
объездила архитекторов, собрала фотографии — только сделайте
красивые решетки. Тоже и с другими деталями храмового здания.
Из всех монастырских строений только здание трапезной вернули не в
аварийном состоянии. Все как во многих сейчас монастырях:
строительство, растущее хозяйство, паломники, интересующиеся в
основном историей... Но это внешнее.
Разными путями пришли в обитель монахи и послушники. Одного через
невзгоды и озарения жизнь привела в духовное училище и уже оттуда
открылся этот подвижнический путь. Другого с детства манило Царство
не от мира сего, и он с ранних лет был на клиросе. Третий в поисках
смысла жизни повидал и испытал многое, сменил не одну специальность,
побывал в разных уголках страны и, как говорят о нем, подобно
Экклезиасту пришел к выводу, что «все суета сует и всяческая суета и
томление духа». Теперь одна цель соединила их - спастись, а может
быть и помочь спастись другим.
Чуть ни с первых дней возрождения монастыря едут сюда люди.
Неприкаянные не только духовно, но и в бытовом смысле. Едут, чтобы
помочь обители и получить от нее помощь: бывает, в работе, бывает, в
жилье, а главное - в поиске самих себя.
Кажется, инокам одно беспокойство: и здесь достает мир со своей
суетой. Но нет. Ничто духовное не приходит извне. Послушание,
смирение, молитва — вот стена, за которую ничто мирское не проникнет.
"Инок, аще смиряет себя, на всяком месте покой обрящет".
По мат. В. Мирошкиной
«Православный Воронеж» №8(16) |
|