главная

 

КЛИРИКИ


Настоятельница игумения Михаила (Сафонова) (с 21.01.2009)
Клирик протоиерей Александр Кокушкин (с 18.11.2009), Клирик иерей Роман Танцюра (с 18.11.2009)


АДРЕС, ТЕЛЕФОН


394047, ст. Графская (заповедник),
тел. (4732) 59-48-79
 

 

ПОСЛЕДНИЕ СОБЫТИЯ


13 марта 2009 года
митрополит Сергий совершил Литургию Преждеосвященных Даров в Толшевской женской обители >>>
24 августа 2008 года
прошли торжества в честь 225-летия со дня преставления святителя Тихона, епископа Воронежского, Задонского и всея России чудотворца >>>
 

СВЯТЫНИ 

Чтимая икона Божией Матери "Корсунская"
Икона вмч. Целителя Пантелеимона с частицей мощей

 

ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ ПАЛОМНИКОВ


Богослужения:
совершаются в обители ежедневно, кроме понедельника (если нет праздничного дня). В 8.00 совершается Божественная литургия, в 14.00 начинается вечернее богослужение. (Великим постом утреннее богослужение начинается в 7.00 со вторника по пятницу, в субботу и воскресенье в 8.00).
Гостиница/ночлег: в связи с продолжающейся реконструкцией ночлег паломникам не предоставляется.
Трудники: по согласованию возможен прием трудников.

Добраться до Спасо-Преображенского Толшевского монастыря можно из Воронежа рейсовым автобусом или по железной дороге до станции Графская. Далее – автобусом или пешком. Автобус «Воронеж–Графское» отправляется от автостанции «Ярмарка», расположенной напротив железнодорожного вокзала Воронеж–Курский.
 

ИСТОРИЯ МОНАСТЫРЯ

Как гласят старинные предания, монастырь основан пчелинцем Константином, который примерно в середине ХVII века поселился отшельником в самой толще дремучего леса на правом берегу реки Усманки, в сорока километрах от города Воронежа. Подобно Иоанну Предтече, жил Константин в дупле, питался медом диких пчел, травами и кореньями, носил одежду из шкур диких животных. Точная дата возникновения монастыря не определена, различные источники указывают разное время – от 1615 до 1646 года.

В то время царствовал благочестивый государь Алексей Михайлович. Его грамотами монастырю были пожалованы земли, а в 1677 г. от великого государя Федора Алексеевича «пожалована была монастырю руга денежная (содержание), и оная подтверждена указами государей царей Иоанна Алексеевича и Петра Алексеевича в 1683 г.». После же монастырь получает дополнительные земельные угодья. По имени основателя монастыря Константина получил свое имя находившийся недалеко колодец и выходящий из него проток, который протекал близ самого монастыря. На протоке была построена монастырская мельница.

Обитель долго называли Константиновской пустынью, но по храму во имя Спаса Преображения она стала называться Спасо-Преображенской. Название Толшевский, по предположению, пошло от чрезвычайно густого леса с толстыми дубами. Один из них, насчитывающий более трехсот лет, и ныне расположен рядом с монастырем.

Монастырь прежде был деревянным. Около 1750 г. по благословению воронежского владыки преосвященного Феофилакта в монастыре было начато строительство каменного храма, освященного в 1759 г. при игумене Евфимии. Потом построена была каменная колокольня со Святыми воротами и начато строительство четырехугольной каменной ограды с восемью башнями, каменные келии для братии, трапезная, хозяйственные постройки. Много было и деревянных построек.

Церковь была благолепно расписана, иконостасы подновлены, и кровля сделана железная. Содержался монастырь на личные средства императора, а также - мельницей и мирскими пожертвованиями. Ежегодно на Престольный праздник при монастыре устраивались конные ярмарки. Доходы от торгов также шли на содержание монастыря. По уединенному местоположению монастырь был очень удобен для монашеской жизни.

Поэтому Толшевский монастырь привлек внимание святителя Тихона, который в 1768 г. по добровольном увольнении своем от управления Воронежской паствою избрал его местом для молитвенной жизни. Святитель Тихон прожил в нем год и два месяца. В то время воздух на территории монастыря был вреден для слабого здоровья святителя (из-за множества болот), и он вынужден был переехать в Задонский Богородицкий монастырь.

С 1764 г. монастырь был переведен в заштатные - на своем пропитании, а в 1799 г. назначен быть общежительным. Расширялось строительство его. В 1832 г. правый придел трапезной церкви вместо преподобных Зосимы и Савватия был освящен во имя святителя Митрофана. А в 1884 г. выстроена новая церковь с приделами: правый — во имя святителя Николая, левый - во имя святителей Митрофана и Тихона. Уже перед революцией были построены: двухэтажный каменный братский корпус и домовая церковь Успения Божией Матери, а также конный двор, амбар, баня.

Замечательно в Толшевском монастыре количество схимников: от основания до конца XIX в. - 76 человек. Библиотека Толшевского монастыря была к концу прошлого века богата древними изданиями, уже тогда представлявшими историческую ценность.

После революции монастырь был полностью разграблен. Варвары готовы были стереть с лица земли все, что напоминало людям о Церкви Христовой. Не сохранилось ни икон, ни росписей, ни книг, ни церковных принадлежностей. В здании церкви разместилась сначала библиотека, затем клуб, а территория монастыря со всеми постройками была отдана Графскому заповеднику.

14 июня 1994 года, после более чем шестидесятилетнего запустения, началось возрождение Толшевского Спасо-Преображенского монастыря, который стал женским. За время существования обители ее вид неузнаваемо изменился. Большие работы проведены по ремонту и реставрации храма (к 1994 году отсутствовал даже купол), своды заново расписаны. В храме и в монастыре оборудовано отопление, в жилой корпус подведен водопровод. В монастырском храме ежедневно совершаются богослужения. В память почившей и похороненной на территории монастыря монастырской братии установлена надгробная плита (до революции 1917 года монастырь был мужским).

Богослужения в монастырском храме совершаются каждый день. Сестры трудятся на разных послушаниях. В монастыре есть своя ферма, птичник, подсобное хозяйство, художественная и швейная мастерские. Большую помощь оказывают трудники – те, кто пришел потрудиться, помочь в возрождении обители.

При монастыре открылась воскресная школа для детей от шести до пятнадцати лет. Здесь они не только учатся, но и несут клиросное послушание, по мере сил помогают в восстановлении монастыря.

Вот какую молитву составили воспитанницы воскресной школы монастыря Маша Воробьева (13 лет) и Настя Таболина (14 лет):

Дай нам, Господи, смиренье,
Утешение в скорбях,
И за наши прегрешенья
Не погрязнуть во грехах,
Прояви к нам милосердье,
Заступись за грешных нас,
Отведи от искушений,
Не покинь нас в трудный час.

Ты прости нас, Иисусе,
Что не молимся, – нам лень,
Что покаяться не можем,
Что грешим мы каждый день.
Наступает злое время,
Ты терпение нам дай,
Не отступим мы от веры,
Может быть, войдем мы в рай.

...По воскресеньям в храме Спасо-Преображенского Толшевского монастыря собираются дети. Они поют, а у взрослых катятся по лицу слезы. Дети – радость наша, это дар Божий. Что может быть отзывчивее детского сердца, проще детской улыбки, чище детской молитвы?..

Испокон веков Толшевская обитель славилась тем, что по молитвам схимников нуждающиеся получали здесь исцеление от женского бесплодия. И сейчас благодать этого места не убавилась. Сестрам известны супружеские пары, прожившие 5–10 лет и не имевшие детей. После посещения монастыря и молитвы они обрели настоящее семейное счастье.

Едут в Толшевский мо-настырь за Божиим благо-словением на чадородие и из Москвы, и из ближайших мест, городов и сел Воронежской и Липецкой областей. Прихожане рассказывают о приезде однажды с благодарностью семейной пары с двухмесячным ребенком, которая поделилась своей радостью. А радость-то – в этой детке, Ирине, которую ждали 8 лет, а дождались только после первого посещения Толшевской обители.

Однажды в монастыре раздался телефонный звонок: с благодарностью сообщили, что некогда бездетная семья после посещения обители ждет уже второго ребенка.

А вот другая судьба. Прихожанка из Графской Елена рассказывает: «Хожу в этот храм 5 лет. И вот что за диво: прежде чем зайти в храм, меня всегда влекло поклониться святым мощам и памятным плитам на монастырском кладбище».

А когда Елена узнала, что места эти не простые, а слывут чудотворными, так и ахнула: «Так вот почему Господь так управил, что у меня, больной по-женски и, по мнению врачей, совершенно не способной родить, есть уже две дочери! А я и в детстве любила с подружкой ездить сюда на велосипеде за семь километров. И что нас сюда тянуло? Тогда храм был в запустении, не служили, про Бога я не думала, а в церкви размещали то клуб, то магазин. Правда, и тогда были эти надгробные плиты, и я, неразумная, на них сидела. Теперь понимаю: в моем исцелении, о котором я и не подозревала, был Промысл Божий обо мне. Ибо знал заранее Отец, в чем имела нужду, прежде моего прошения…».

Как и в минувшие столетия, по-прежнему идут сюда паломники. Их гостеприимно и радушно здесь встречают.

Святая обитель ждет каждого. Просите – и утешитесь, тецыте – и обрящете. Святой праведный Иоанн Кронштадтский говорил: «Если живешь с верою и добродетелью, особенно кротостью, смирением и милосердием соединен с Богом, то проси у Него чего хочешь – чему научит тебя просить Дух Святой – и будет тебе или скоро, во мгновение, в один час, или через некоторое время, по усмотрению премудрости Божией».

Графские старожилы помнят старинный народный русский обычай, когда шли в монастырь босые, по степи и по лесной дороге. Шли, чувствуя каждым шагом родную землю, до чистейшего озерца. В нем смывали усталость и пыль, обувались, с благодарственной молитвой кланялись Константинову колодцу и достойно вступали в церковь.

В тяжкие годы безверия озеро превратилось в болотце, святой колодец забросали камнями, закидали мусором, забили плитами. Сегодня святой колодец расчищен, и его животворная вода вновь освящает нас – дает живую свежесть и душевную радость. Традиции продолжаются, и люди, радеющие о спасении, вновь обретают дорогу к храму...