главная

Симонова Мария Александровна,
ведущий специалист по охране прав детей комитета 
по образованию администрации г. Волгограда


Особенности развития воспитанников интернатных учреждений как факторы, осложняющие формирование коммуникативных умений (социальную адаптацию)

Учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находятся в некоторой изолированности и отстраненности от реальной жизни. Организация жизни детей в учреждении является далекой от той модели, которой живут все люди: она не дает опыта жизни как в семье, тем более далека от модели организации самостоятельной индивидуальной жизни. Жизнь по группам-классам, коллективное содержание и общение, готовая, разложенная по тарелкам еда, отсутствие выбора во всем: в еде, играх, общении. Нет выбора, нет самостоятельности, нет ответственности за свою жизнь, поступки, будущее.

Дети, проживающие несколько лет в учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, практически не представляют, как живут люди в семье, как строят отношения. У них появляется иждивенческая позиция («нам должны», «дайте»), отсутствие бережливости и ответственности. Они утверждаются в своей среде чаще всего через физическую силу, через продуктивную для них агрессию, через порой асоциальные формы поведения.

В результате у воспитанников формируется недоверие и боязнь внешнего мира. В ответах на вопрос: «Чего ты больше всего боишься в жизни?» часто встречается: «боюсь остаться без жилья», «боюсь того, что будет после выхода из школы», «боюсь стать никому не нужным», «боюсь встретиться с плохими людьми», «боюсь одиночества» и т.д.

В. С. Мухина выделяет следующие особенности воспитанников интернатных учреждений, которые осложняют их социализацию:

1. Ребенок, как правило, не осваивает навыки продуктивного общения. Его контакты поверхностны, нервозны - он одновременно домогается внимания и отторгает его, переходя на агрессию или пассивное отчуждение. Нуждаясь в любви и внимании, он не умеет вести себя таким образом, чтобы с ним общались в соответствии с этой потребностью. Дети из учреждений интернатного типа вплоть до подросткового возраста затрудняются в рефлексии на эмоциональное состояние другого человека. Неправильно формирующийся опыт общения приводит к тому, что ребенок занимает по отношению к другим негативную позицию.

2. В условиях жизни без родительского попечительства у детей стихийно складывается детдомовское «мы». Это особое психологическое образование. Дети делят мир на «свои» и «они». От «чужих» они все вместе готовы извлекать свои выгоды. У них своя нормативность по отношению к «чужим» и своим детдомовцам.

3. Все дети, живущие в учреждениях, вынуждены адаптироваться к большому числу сверстников, что приводит к эмоциональному напряжению и тревожности у детей, усиливающим агрессию.

4. У детей, живущих в сложившихся условиях на полном государственном обеспечении, появляется иждивенческая позиция, отсутствие бережливости и ответственности. У детей из детских домов слабо формируется картина мира и не складывается система взглядов, соответствующая высокому уровню развития личности (в том числе ответственность за себя и других). Он ориентируется на признание в своей среде чаще всего через физическую силу, через продуктивную для него агрессию, через порой асоциальные формы поведения.

5. Особенности поло-ролевой идентификации воспитанников. Стереотипы женского и мужского поведения входят в самосознание через опыт общения и идентификацию с представителями своего пола. Мальчики в детских домах лишены подчас возможности идентификации по полу, потому что здесь мало мужчин, не с кого брать пример. Девочки в силу группового «мы» часто заимствуют агрессивные формы поведения (данные Анисимовой).

6. Особенности психологического времени личности воспитанника. Психологическое время личности - способность к соотнесению себя настоящего с собой в прошлом и будущем - важное позитивное образование развивающейся личности, обеспечивающее ее полноценное существование. Высокоразвитая личность в свое личное прошлое и будущее включает и историческое прошлое своего народа и будущее своего отечества. Человек как бы вбирает это в себя помимо своей индивидуальной судьбы и индивидуальной жизни. Дети из детских домов развиваются в этом отношении крайне убого. Индивидуального прошлого они часто не имеют, потому что прошлое обычно дает ребенку семья.

7. Еще одно звено самосознания - социальное пространство личности. Это права и обязанности, то, что ориентирует нас в жизни среди других людей. Бытие в социальном пространстве обеспечивается нравственным чувством, которое в житейских отношениях между людьми определяется словом «должен». Дети в детских домах, как особая общность, живут по групповому нравственному нормативу, минуя законы, ориентируясь на групповую совесть, поруку и пр.

8. Представления и переживания детей по поводу отношений с окружающими людьми. Наиболее важными для ребенка являются отношения с родителями. Подросток из детского дома понимает, что он обделен этими отношениями по сравнению с теми детьми, которые воспитываются в семье. И это является внутренней проблемой ребенка, которая по мнению А.Ф. Шадура, вызывает формирование негативного отношения к семье как к ценности. Ребенок понимает, что он не такой, как дети из семьи, другой, и соответственно начинает негативно относиться к ценностям семейной жизни, которые не может реализовать. По нашим данным, для воспитанников сиротских учреждений характерно амбивалентное отношение к семье, очень эмоционально насыщенное и напряженное. Часто у них имеется неприятие кровной семьи, резко отрицательное отношение к родителям, особенно к матери. Но у части детей (особенно у тех, у которых родители умерли или дети их не помнят) положительное отношение к своим родителям, даже восторженное,

превозношение их, любовь к своим родителям. В то же время у всех детей ярко выраженное желание иметь свою семью в будущем.

9. Особенности развития (нарушения) в эмоциональной сфере происходят у детей, воспитывающихся в интернатных учреждениях с самого начала. Дети чувствуют свою брошенность, отсутствие опоры, защиты. У детей постепенно начинает развиваться агрессивный комплекс. В основе агрессии лежит потребность в самоутверждении, лидерстве, власти над другими людьми. Как показали эксперименты, проведенные Л.Б. Ермолаевой-Томиной в школе-интернате с использованием проективных методов (рис. Несуществующего животного и др.), в среднем у 70% детей доминируют агрессивность или страх или сочетание того и другого. Кончая школу, входя в жизнь, многие воспитанники не могут создать свою семью, контактировать с людьми, считаться с мнением и интересами других людей, нечувствительны к страданиям других и пр. Неумение сдерживаться, управлять своими настроениями и желаниями, ставить перед собой цели, требующие длительных усилий, - характерные черты многих воспитанников. Способность к саморегуляции не имеет благоприятной почвы в условиях коллективного воспитания. Все регулируется извне. У воспитанников все действия должны подчиняться распорядку дня, расписанию, правилам и принципам, выработанным в детском доме, навязанной извне деятельности и т.п. Поощрения и наказания, которые призваны регулировать поведение, также являются внешними по отношению к саморегуляции, как осознанному выбору пути самим воспитанником. Поэтому, попадая в самостоятельную жизнь, в условия свободы от регуляции и контроля извне, воспитанники теряются: они привыкли не создавать для себя нормативы поведения, деятельности, а нарушать их. Это создает благоприятную почву для асоциального поведения.

Своеобразно искажается самосознание ребенка. Понимание своей ненужности никому конкретно в сочетании с ощущением своей социальной исключительности (положение «сироты») создает тенденцию к обвинению среды в своей неполноценности, неудачах. Интересно, что при самоописании в число отрицательных качеств некоторые дети относили такие как самостоятельность, любознательность, активность, наряду с другими, которые воспитатели подчеркивали в поведении детей согласно той категории ценностей (часто это - дисциплинированность, аккуратность, исполнительность, отзывчивость) (Ермолаева).

Таким образом, у воспитанников детских домов имеется множество особенностей личности и поведения, которые затрудняют их социальную адаптацию. Чтобы молодой человек успешно социализировался в социуме, он, по меньшей мере, должен понимать и принимать окружающих, знать и усвоить соответствующие нормы и ценности, иметь определенные навыки общения и стремиться войти в окружающий его внешний мир. Однако условия воспитания в интернатных учреждениях не позволяют в должной мере сформироваться названным качествам, и, наоборот, у них формируются такие особенности личности, которые отгораживают, отчуждают их от действительности. По мнению некоторых авторов, многие воспитанники, входя в жизнь, не могут создать нормальную семью, контактировать с людьми, считаться с мнением и интересами других людей, нечувствительны к страданиям других и пр.

Длительное проживание детей в учреждениях создает условия (факторы), затрудняющие социализацию воспитанников интернатных учреждений, а именно:

социальный статус ребенка из интернатного учреждения определяется тем, что он - «ничей» ребенок;

дети-сироты вынуждены ориентироваться на официально принятые нормативы, которые нередко носят условно-атрибутивный характер, категоричны или односторонни;

большинство воспитанников имеют отклонения в состоянии здоровья и психическом развитии. Число детей-сирот с отклонениями в развитии, по данным разных авторов, составляет 70-80%, причем чаще всего - это задержка психического развития;

ярко проявляется дефицит индивидуализированного общения со взрослыми;

- недостаточное включение ребенка в разные виды практической деятельности;

- общение со сверстниками имеет «принудительный» характер, необходимо адаптироваться к большому числу сверстников, что приводит к эмоциональному напряжению и тревожности у детей, усиливающие агрессию;

регламентация жизнедеятельности ребенка, ограничение личностного выбора, приводящие к подавлению самостоятельности и инициативности;

дефицит образцов социального поведения для подражания и усвоения;

у них затруднено воспроизводство социального опыта как по причине отсутствия жизни в семье, так и наличия асоциального опыта, неумения преодолевать трудности, строить взаимоотношения с другими людьми; ограничение возможностей социализации рамками и возможностями учреждения, формирование позиции сироты; в отсутствии стабильности происходит еще большее усугубление, нагнетание неуверенности, агрессии;

социализация - активный процесс. Она предполагает активность личности в освоении мира через социальные роли, через разные виды общения. Жизнь в учреждении, основанная на тотальном внешнем контроле, затрудняет саморегуляцию личности, развитие внутреннего самоконтроля. И если в начале жизни в детском учреждении ребенок проявляет активность, самостоятельность, то постепенно, не встречая поощрения и развития своих усилий, становится, как все, у него пропадает желание быть активным и самостоятельным. Эти качества заменяются пассивностью, поиском сиюминутного одобрения, неумением выстраивать даже близкое будущее.

Трудности социализации в условиях интернатных учреждений наиболее ярко проявляются у выпускников, для которых характерно наличие следующих черт, выраженных в той или иной степени:

-иждивенчество, непонимание материальной стороны жизни, вопросов собственности, экономики даже в сугубо личных масштабах;

- трудности в общении там, где это общение свободно, произвольно, где требуется строить отношения;

- инфантилизм, замедленное самоопределение, незнание и неприятие самого себя как личности, неспособность к сознательному выбору своей судьбы;

- перегруженность отрицательным опытом, негативными ценностями и образцами поведения - без достаточного противовеса положительных ценностей и образцов успеха.

 Воронеж, 2003 г.