главная

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ СОВРЕМЕННОЙ МЕДИЦИНЫ


18 и 19 марта в рамках наметившегося сотрудничества медиков области и Воронежско-Борисоглебской епархии в помещениях ВГМА и дворца детства и юношества состоялись две конференции, посвященные актуальным вопросам современной медицины, в частности проблемам биоэтики. В этих мероприятиях приняла участие и выступила с докладом профессор Силуянова Ирина Васильевна, известная православной общественности как автор ряда книг («Современная медицина и Православие» М., 1998 г. и другие).

В своем выступлении 19 марта, на которой присутствовали представители многих лечебных учреждений г.Воронежа, Ирина Васильевна отметила о кардинальных изменениях ценностных и правовых установок современной медицины в России, что напрямую связано со ст. 15 п.4 Конституции РФ.

За критерии наших приоритетов в данном аспекте ныне взят небезызвестный международный документ «Конвенции о правах человека…» от 1997 г., где в части 1 ст. 2 говорится: «Интересы и блага отдельного человека превалируют над интересами общества и науки».

Как известно, в советское время, согласно маржистсколенской идеологии, у нас коллективные интересы преобладали и доминировали над личными, а наука трактовалась как основная зиждущая сила общественного прогресса (потому, невзирая на интересы отдельных личностей, поворачивались реки, затоплялись пространства и т.п.).

Вместе с ним, профессор Силуянова, ссылаясь на цитату из Достоевского Ф.М., считает. что новая концепция по сути ближе к традиционным российским идеологическим доктринам, нежели советская.

С тревогой, докладчик, сообщила о ряде принятых в последние годы в России законах и постановлениях, бесспорно противоречащих принципам христианской морали. Речь идет, в частности, о 1) законе о трансплантации органов;

2) об искусственном оплодотворении;

3) статья № 36 «Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан», где говорится о правах женщины на искусственное прерывание беременности.

Еще немецкий философ и психиатр Карл Ясперс (1883-1969) отмечал, что ХХ век породил два уникальных явления: орудие массового уничтожения и феномен преступной государственности (так в 1039 году в Германии был принят закон об уничтожении психически неполноценных людей). Как считает профессор Силуянова, статья 36, о праве женщины на убийство своего ребенка, не только противоречит Христовой заповеди о любви, но и является грубым попранием заповеди «Не убий». По данным докладчика, реальная угроза абортов в нынешней России может составлять порядка 7 млн. в год!

К примеру, в католической Польше ничего подобного ныне не происходит, и абортов производится в год буквально считанные единицы.

Говоря о российском законе о трансплантации органов, Ирина Васильевна подчеркнула его слабые стороны, по сравнению, например, с законом о трансплантации в США. Там закон действительно корректен, ибо ни один доктор не возьмет на себя смелость после смерти человека изъять у него тот или иной орган, если нет документа, удостоверяющего прижизненное согласие данного лица на забор органа (органов). Мы же в этом плане не защищены быть объектом насильственной трансплантации.

Столь же некорректным, по мнению И.В. Силуяновой, является приказ № 301, регулирующий искусственное оплодотворение в России. По сути он легализует искусственное оплодотворение для одиноких незамужних женщин. Это косвенно поддерживает именно неполноценную семью, а у нас и так их преизбыток. По мнению докладчика, искусственное оплодотворение имеет право на существование, но только для супружеских пар и только при бесплодии в браке.

Освящая тему об эвтаназии («Термин эвтанация происходит от греческого слова eu – «хорошо» и tbanafos – «смерть» и означает сознательное действие, приводящее к смерти безнадежного больного и страдающего человека… - И.В. Силуянова «Современная медицина и Православие» М., 1998 с. 136), когда врачом по сути убивается безнадежный пациент, профессор Силуянова привела пример положения дел в Нидерландах, где на государственном уровне закон об эвтаназии уже принят и действует. Так вот, в этой маленькой стране ежегодно под прикрытием данного закона убивается около 40 тысяч пациентов. Много это или мало – судите сами».

Однако, как подчеркнула докладчик, мы должны все же различать где права суть истинные, а где ложные. Для этого необходимо сверять все новшества с вечными заповедями и нашими традиционными моральными принципами.

Профессиональная этика врача исконно базировалась не только в России, но и во всей Европе, прежде всего, на христианской этике и морали…

Очень емко и убедительно прозвучала замечательная мысль докладчика: «Если человеческое общество откажется от 10 Библейских заповедей – оно просто погибнет. Более того, отказ даже от 1 заповеди Библейского Декалога (например от заповеди: «не лжесвидетельствуй» или «не убий») приведет к страшным бедствиям…»

После выступления профессора Силуяновой И.В. перед присутствующими (19 марта) с содержательным докладом о православном взгляде на болезнь и врачевание выступил доцент кафедры терапии ВГМА Кашин А.В.

В заключении мероприятия священник Воронежско-Борисоглебской епархии настоятель Спасского храма отец Виктор Праздничный призвал медиков к более широкому сотрудничеству с Русской Православной Церковью. Присутствующие были информированы также о возобновлении в Воронеже деятельности общества православных врачей.  

Врач В.К. Невярович