главная

Межрегиональная научно-практическая конференция
«Православие и духовное здоровье нации»
г. Воронеж 21-23 октября 2004 года

СЛОВО
МИТРОПОЛИТА ВОРОНЕЖСКОГО И БОРИСОГЛЕБСКОГО СЕРГИЯ
К УЧАСТНИКАМ КОНФЕРЕНЦИИ

Ваше Высокопреосвященство,
досточтимые отцы, братья и сестры,
уважаемые участники конференции!

Мы собрались сегодня, чтобы обсудить важнейший вопрос, от решения которого зависит историческая судьба нашего народа и Отечества, ибо духовное здоровье нации – это нравственный фундамент для созидания крепости и процветания государства Российского, мира и согласия в обществе. Народ, утративший духовно-нравственные ориентиры, не имеет перспективы исторического развития. Больное общество не может стать обществом гражданским в том высоком значении слова, какое утвердилось в лучших традициях русской общественной мысли, где гражданской доблестью почиталось служение народу и Отечеству с честью, любовью и правдой. Этот идеал в народном сознании имеет вековые духовные корни.

В связи с качественными изменениями в обществе и государстве, происшедшими за последние десятилетие, перед россиянами встал вопрос об устойчивом развитии, в рамках которого может быть сохранена целостность государства, прекращены негативные системные изменения, обеспечена стабилизация общественной жизни. Поэтому оказалось востребованным в большой мере, чем в прежние десятилетия развития страны, понятие «безопасность» как одно из основных условий устойчивого развития общественной системы.

Разработка концепции национальной безопасности страны, обоснование основных направлений реформирования общественной системы, механизмов реализации концептуальных задач стали необходимыми предпосылками формирования и осуществления государственной стратегии развития России.

Со временем становится все более очевидным, что многих издержек общество могло избежать, если бы осознание необходимости концепции национальной безопасности появилось до начала реформ, а последние сопровождались бы научно обоснованными, общественно принятыми разработками.

Следует отметить, что идея устойчивого развития, популярная в мировом сообществе, для России актуальна особо, поскольку объем опасностей здесь превышает известные масштабы. Поэтому задача сбалансированного и устойчивого регионального и духовно-нравственного развития, гарантирующего равное качество и условия жизни для населения различных регионов, особо актуальна. Это чрезвычайно важно и в связи с тем, что в региональной среде жизнебытия конкретизируются проблемы духовной безопасности и духовного здоровья населения, выравнивания межрегиональных различий в его доходах, уровне занятости, социальной инфраструктуре, транспортной сети, коммуникациях, природоохранных мероприятиях и т.д.

Формирование государственных программ стабилизации общества и развития страны, как правило, основывается на концепции национальной безопасности, затрагивающей предельно высокий уровень объекта: внутригосударственный, военный и политический. Между тем более конкретные его уровни - регионы, локальные образования и духовная среда - в таких документах менее детализированы или вообще отсутствуют. В связи с этим, возникает опасность при использовании концепции национальной безопасности для решения проблем духовно-нравственного совершенствования человека и защиты традиционной среды обитания потерять из виду специфику этих процессов.

Кроме того, основной объект безопасности - общество - наполняется реальным содержанием, как правило, на нижележащих уровнях: региональной и локальной общности. Именно поэтому безопасность, в общественном сознании, нередко определяется, прежде всего, как мера защищенности среды жизнебытия, чести и достоинства, духовно-нравственных ценностей личности, социальных групп и только затем - государства, общества, цивилизации в целом.

В теории и практической деятельности все больше осознается истина, что безопасность России - не монообъект, где допустимы усредненные показатели. Поэтому знание проблем безопасности в духовно-нравственной среде обитания детализирует возможные подходы к совершенствованию концепций национальной безопасности, наполняют ее конкретным содержанием.

Свои размышления о непростом пути духовно-нравственного совершенствования нашего государства я хотел бы продолжить словами одного из величайших мыслителей земли русской, Федора Михайловича Достоевского. Устами одного из своих героев он предостерёг нас: «…обратитесь в хамство, гвоздя не выдумаете». То есть, если мы разрушим духовное, не будет и служащего человеку материального. В XXI веке мало производить самые хитрые и умные вещи, надо, наверное, прежде всего, воспитать человека, который сумеет всем этим воспользоваться. Я неслучайно привёл слова нашего великого мыслителя и писателя Федора Михайловича Достоевского, т.к. понимание совершенно новой ситуации в духовной сфере нашей страны наступает только через 10 лет после окончания времён богоборчества. Понимание того, что, если государство будет игнорировать духовное начало, которое несут в себе традиционные религии и особенно Православная Церковь, то многое из задуманного не реализуется из-за утраты именно этого начала.

Возьмем любой процесс, начиная с развития экономики. Если в ней утрачены этические нормы хозяйствования, этические нормы предпринимательства, очень многое из того, что происходит, не реализует ни интересы государства, ни интересы его народа. Если в общественном сознании не будут определяющими Заповеди «Не убий», «Чти отца твоего и мать твою», то женщины ради мирских удовольствий будут убивать детей в своём чреве, а пожилые люди и старики будут бедствовать.

Исторически сложилось так, что одной из основных составляющих цивилизационного облика России стала религия. Россия – многонациональная страна. Вместе с тем ведущая роль в жизни российского общества принадлежит православной церкви, как наиболее многочисленной и прочно укоренившейся в разных слоях общества. К православным, согласно многолетним социологическим исследованиям, относятся более трёх четвертей верующих России, составляющих в свою очередь почти полови­ну населения. Огромна заслуга русской православной церкви в сохранении традиционных ценностей, русской культуры и образования.

Религия – это одни из ведущих социальных институтов общества, она стоит в одном ряду с такими категориями как мораль, право, семья, государство.

Существенный фактор повышения религиозности - потребность преодоления бездуховности, нравственного кризиса, охватив­шего общество. Примечательно, что многие неве­рующие относят себя к православной вере. В подобных случаях православие идентифицируется с национальным образом жизни, с той культурой, типом цивилизации, принадлежность к которым для них естественна. Это явление фиксируется в исследованиях при­менительно ко всем регионам, например, более 60% среди неве­рующих горожан считает, что православная религия необходима для сохранения национального самосознания.

Вместе с тем, позитивный процесс понимания людьми религии как элемента культуры, носительницы общечеловеческих ценностей сопрово­ждается рядом издержек. Для многих граждан нашей страны характерно обращение к нетрадиционным для страны, в том числе самым экзотическим культам, новоявленным гуру, к различным сверхъестественным силам. Веруют не в личностного Бога, а в некую сверхъестествен­ную силу 17,2 процента. Части молодых верующих свойственны: вера в приметы (16,7%), в НЛО (13,5%), в колдовство и магию (17,9 процен­тов). Что противоречит самому исходному представлению о религии. Религиозное мировоззрение у значительной части молодых верующих, - особенно тех, кто скло­нен, следуя своеобразной «моде», к внешней, показной религиозности - отличается во многом размытостью, неопределенностью, отсутствием ясного содержания. Именно подобные черты свидетельствуют о сложности и неоднозначности про­цесса религиозного возрождения.

В последние годы происходит также бесцеремонное вторжение в духовную жизнь российских граждан зарубежных религиозных и псевдорелигиозных объединений, обладающих огромными финансовыми возможностями. Духовные и идейные установки некоторых из них противоречат традиционным представлениям и ценностям, культурным и религиозным особенностям нашего народа. Нередки и посягательства с их стороны на права и свободы личности, её достоинство. Используя комплекс средств - материального, идеологического, психического и иного характера, они расширяют свои ряды в первую очередь за счет молодежи. Если на первых порах их действия простирались в основном на столицу, другие крупные города, то со временем они обосновывались и в более мелких поселениях, на селе.

Этот процесс начался с 1992 года, когда на российскую землю высадился десант зарубежных, преимущественно американских, проповедников всех мастей. И свою миссию они начали с агрессивных выпадов против Православия, против наших духовно-нравственных ценностей, против православной духовной культуры, которую они не знают и не понимают. Главный козырь в этой спланированной акции – вы бедно живете, вы не добиваетесь успеха в делах, потому что ваша отечественная вера неправильная; изучайте с нами Библию, и успех во всех предприятиях вам обеспечен, равняйтесь на американский образ жизни, Православие идет не в ногу со временем. Это еще максимально корректный подход. Деструктивные культы, называют православных «идолопоклонниками», сидящими во тьме. Так что же влечет людей в секты, чем объяснить относительный успех иноземных миссионеров? Две главные причины: тотальное религиозное невежество как результат атеистического образования и потребительское отношение к религиозной жизни. Расхожая фраза при этом: «человеку надо во что-то верить», но при этом вера должна быть «легкой», не требовать самоуглубления, напряжения душевных и умственных сил.

Бездумность и приземленность – это и плоды наших образовательных реформ, начавшихся с 1960-х годов. Ни семейное воспитание, в большинстве случаев, ни школьное образование не были озабочены тем, чтобы человек с детства укоренялся в духовно-исторической традиции своего народа.

О развращающем влиянии большинства СМИ, особенно электронных, уже столько говорилось, что стало притчей во языцах. Культ силы, сексуальной свободы, нездоровый мистицизм, стирание грани между добром и злом, культивирование поп-музыки – все это можно назвать одним словом – оболванивание, спекуляция на понижении духовных, нравственных, интеллектуальных запросов нового поколения россиян.

Примитивный, духовно неразвитый человек, потенциально опасен. Экстремизм, расово-этническая нетерпимость, аморальность – плоды убогой души, бессмысленного существования обезличенного человека – «Ивана, не помнящего родства».

Не следует преуменьшать опасность симптомов духовной болезни. Она не излечивается ни экономическим благополучием, ни законодательными актами. Выход из сложившейся ситуации один – изменение ориентации системы образования и воспитания, изменение отношения государства и общества в целом к национальной культуре, к политике средств массовой информации, к проблемам семьи, детства и молодежи. Духовно-нравственное просвещение должно стать неотъемлемой частью народного образования, которое ориентируется на традиционные для России православные ценности, что нисколько не ущемляет свободы совести других народов России. Так, в традиционном для России исламе мы находим общие моральные точки соприкосновения, так же, как и в других традиционных для нашей страны религиях. Не случайно представители четырех традиционных (культурообразующих) российских конфессий единодушно предложили днем всероссийского праздника считать 4 ноября – это день победы народного ополчения гражданина Минина и князя Пожарского, положившей конец Смутного времени.

Несмотря на то, что пик неорелигиозного бума в нашей стране, зафиксированный в 1992-1994 году, миновал, а хорошо заметная в обществе внешняя публичная активность зарубежных миссионеров в ряде случаев пошла на спад, на самом деле их реальное положение упрочилось. Создав в начале 90-х годов костяк организаций, заложив финансовые и организационные основы для возможности дальнейшей деятельности, на сегодняшний день указанные движения целенаправленно и последовательно продолжают расширять зону своего влияния, наращивать численность приверженцев, дополнять, развивать и корректировать основы вероучений и культовой практики. Поэтому чрезвычайно важны серьезные исследования их идеологии и практики, факторов их притягательности, причин успехов среди граждан, выработка мер противодействия их незаконной деятельности.

Усиление мер противодействию псевдорелигиозным мировоззрениям, агрессивному миссионерству становятся, на мой взгляд, одной из первостепенных задач в сфере государственно-церковных отношений.

Духовная безопасность государства действительно базируется на последовательном противостоянии проявлению любого экстремизма, но её обеспечение не может быть достигнуто только путём ужесточения карающих механизмов и введения повсеместного контроля. Одним из наиболее продуктивных путей противостояния деструктивным силам является, ещё раз повторюсь, широкое духовно-нравственное просвещение масс, православное миссионерство, защита культурного, духовно-нравственного наследия, исторических традиций и нравственных норм общественной жизни.

Сегодня Русский народ, составивший историческое ядро Российского государства, обретает свое национальное достоинство на почве Православия. Русскому национальному характеру присуще духовное самоуглубление и восприятие окружающего мира через призму духовности. Эта черта национального самосознания всегда поражала иностранцев. Немецкий поэт Рильке так выразил духовный настрой русской жизни «Все европейские страны граничат друг с другом, а Россия граничит с Богом». Христианские православные ценности сформировали в общественном сознании высший идеал – святость. И мы уверены, что это даст силы преодолеть последствия страшных времён духоборства. Святость жизни: милосердие, служение Богу и людям, жертвенность, смиренномудрие – станут основой будущей процветающей России.

Милостию Божией, молитвами Всех святых, в земле Российской просиявших, заступничеством новомучеников Российских, да преодолеет российский народ все соблазны духовной смуты века сего – во славу исторических традиций и норм общественной жизни, духовной крепости и достоинства нашего Отечества.