главная

ПРИОБЩАЯ К ДУХОВНЫМ ИСТОКАМ...

14 июля Воронеж посетил протоиерей Артемий Владимиров, настоятель храма во имя Всех святых в г. Москве, член редколлегии журнала «Православная беседа», духовник центра социальной защиты «Богадельня царевича Алексея», автор многих публикаций по вопросам православной педагогики. Он совершил Божественную литургию в Покровском кафедральном соборе, приложился к мощам святителя Митрофана, первого епископа Воронежского и святыням пребывающим в соборе. Отец Артемий согласился ответить на несколько вопросов сотрудника пресс-службы Воронежской и Борисоглебской епархии о современных проблемах православной педагогики в России.

– о. Артемий, вы широко известны в Русской Православной Церкви, прежде всего как автор многих педагогических трудов, которые достаточно широко распространены и помогают провинциальным педагогам в их работе. Хотелось бы поговорить с вами о преподавании Основ православной культуры в светской школе. Каким вам видится эта дисциплины, на каких условиях должно вестись ее преподавание и что должно включаться в него?

– Я думаю необходимо различать аспект правовой юридический и собственно педагогический, творческий. Всем известно, что эти уроки должны совершаться по доброму произволению родителей и школьной администрации, которая прислушивается к голосу своих клиентов и конечно по желанию детей. Гораздо более существенной является другая проблема – при том, что внешние объективные условия распространения предмета сложились по слову Господа «жатвы много, а делателей мало». Сегодня существует множество прекрасных пособий для каждого школьного возраста, но крайне мало живых носителей любви и правды Божией, воспитателей и педагогов, которые, усвоив прежде в собственном сердце сокровище православной духовной культуры, смогли бы влить его в сердца питомцев. Как ни странно, в наше время даже родители испытывают смущение и затруднение в общении со своими детьми и воспитании в них добра и нравственности. Поэтому преподавание основ духовной культуры требует безусловной искренности со стороны педагога, его нелицемерной приверженности любимому предмету. Он должен сам гореть радостью, любовью, целомудрием, чистотою, чтобы суметь передать эти добродетели своим ученикам, но не быть объективным наблюдателем и исследователем чуждой ему области. В этом отношении, мне кажется, в делах педагогики совершенно объективным оказывается действие закона Паскаля: «В сообщающихся сосудах уровень жидкости одинаковый». Главная опасность в преподавании ОПК заключается в том, чтобы этот предмет не формализировать, засушить, сделать его лишь одной из школьных дисциплин, между тем как именно основы духовной культуры должны быть уроком жизни чуждым формализма и сухости. Я уже более 20 лет подвизаюсь в педагогической области и стараюсь общаясь с детьми создать атмосферу доверия, радости, непосредственности, атмосферу располагающую к творческому общению, дабы сердца не засыхали на корню, но как цветы распускались, согреваемые любовью педагога и в конечном счете любовью Божией, которая действует через всякого православного учителя

– Преподаватели ОПК зачастую сталкиваются с трудностями, когда говорят о православной культуре вне вероучительного аспекта. Согласно сегодняшнему законодательству в школе запрещено преподавание основ вероучения. Но как православный может говорить о Православии и не говорить о любви Христовой, об Искуплении, о необходимости духовной практики.

– Не преследуя вероучительных целей, мы можем и должны вводить учащихся в поле духовной культуры, в ознакомительном плане приобщать их исконным духовным ценностям нашего народа. Та тонкая грань, о которой мы говорим, должна пониматься всяким педагогам. Православный учитель должен иметь особую деликатность, осторожность, мудрость. Здесь идеальным является сократовский метод преподавания: «наведи учащегося на вопрос, помоги ему сказать: «Эврика». Ученик, слушая вас, участвуя в изучении нового материала, должен сказать: «Я нашел, я открыл». В этом отношении православным педагогам прекрасным подспорьем может быть весь курс школьных дисциплин: история, русский язык, литература, естественные и даже точные науки по существу отражает ту многоразличную Божию премудрость, которая ярким светом сияет в Священном Писании. У нас есть великое духовное богатство – русская классическая литература золотого века, так что всякий опытный педагог читая с детьми «Капитанскую дочку», «Войну и мир», изучая стихотворения Лермонтова и Пушкина может без каких бы то ни было специфических данных приобщать детей к духовным истокам. Для этого нужно лишь самому творчески владеть материалом, а главное быть православным человеком, сердце которого исполнено любви к Богу и ближнему. Крайне важна психологическая установка – педагог не должен давить на детей, что-то навязывать, но должен научиться делиться богатством своего сердца, должен быть садовником который лишь поливает цветок, но не хватается за лепестки, желая, чтобы тот поскорее раскрылся. Педагог подобен реставратору, главная задача которого не написать заново картину или икону, но лишь очистить образ от грязи и копоти, дать естественным краскам засиять в их исконной чистоте. Главная задача православной педагогики – научить ребенка нелицемерно чтить словом и делом родителей, а через это любить и то Отечество и ту землю, которая его родила. Сегодня православным является все то, что имеет целью сохранить человечность, идеал материнства, отцовства, долга, чести, ответственности, те нравственные принципы, в которых мы были воспитаны в период относительной стабильности нашей страны.

– Как и любая инициатива Православной Церкви, введение преподавания Основ православной культуры вызвало резкое неприятие и противодействие со стороны так называемых либеральных кругов, имеющих влияние на СМИ. Недавно в «НГ религии» было опубликовано довольно пространное интервью ректора Московского исламского университета Марата Муртазина, в котором он говорит, что Россия не является Православным государством и введение только основ христианской культуры неправомерно даже в регионах с преобладающим православным населением. Прокомментируйте, пожалуйста, эту позицию.

– Я думаю, что это откровенный прозелитизм – стремление поставить под зеленый стяг ислама исконно православное население России. Я с удовольствием отправил бы всех наших либералов в самое прогрессивное, с их точки зрения государство, Израиль. Там все без исключения дети, обучающиеся в государственных школах, изучают отечественную историю, духовную культуру, язык. Ни у кого из родителей, педагогов, государственных чиновников не возникает протеста в отношении приобщения юной поросли Израиля к талмудическому иудаизму. В Москве существует множество школ имеющих официальный государственный статус, в которых реализуется этнокультурный компонент. В такой школе, финансируемой государством, может быть педагог – представитель соответствующего культа, который знакомит детей с их духовными истоками, с родной для них духовной культурой. Можно бесконечно вести эту дискуссию и переливать из пустого в порожнее. По моему мнению, многие журналисты, говоря об ОПК, преследуют отнюдь не цели воспитания и просвещения остатков нашего народа, а стремятся превратить Россию в банановую республику, сырьевой придаток США, лишенный национального лица. Мы с вами, как люди здравомыслящие и любящие эту землю, носители великой христианской культуры должны спокойно и доказательно объяснять всем, в ком остатки совести еще не угасли, что весь учебный процесс осью и стержнем своим должен иметь духовно-нравственное воспитание, которое в России отождествляется с Основами православной духовной культуры.

– Зачастую слышны предложения наряду с Основами Православной культуры в европейской части России ввести в регионах традиционного распространения других религий основы ислама или, скажем, буддизма. Как вы относитесь к такой инициативе?

– Такое предложение можно считать разумным при условии реальной оценки демографической ситуации в России. Сегодня мы видим стремление различные субъекты Федерации раскрасить в те или иные конфессиональные или национальные цвета. При этом совершенно игнорируется то, что скажем в Татарстане русских людей не меньше, чем представителей малых народностей. Ущемлять и игнорировать их права, их стремление войти в духовное пространство собственной культуры было бы несправедливо. В таких вопросах нельзя руководствоваться чисто политическим, формальным принципом. Если в школе присутствует поровну татарских ребятишек и русских, то, наверное, основываясь на принципах добрососедства, можно открыть два семинара, чтобы дети по свободному произволению могли разойтись в разные аудитории. На опыте преподавания духовных дисциплин прекрасно знаю, что ни еврейские, ни татарские, не таджикские ребятишки никогда не бывают в обиде на доброго батюшку, который владеет принципами педагогики и старается пробудить нравственные чувства. Мы с вами говорим о несуществующих, раздутых газетами проблемах. Православный учитель на деле знает, как, не ущемляя ничьих национальных амбиций, не разделяя коллектив на духовные фракции взращивать атмосферу товарищества, любви, порядочности и чести, ведь это приоритет именно православной культуры.

– Недавно в Воронежском институте повышения квалификации учителей прошел круглый стол с участием преподавателей ОПК из всех районов области. Среди многих вопросов была поднята проблема противодействия со стороны школьной администрации старой закалки идее преподавания духовно-нравственных дисциплин в государственных школах. Известны случаи психологического давления на учителей, которые были вынуждены отказаться от подобных факультативов. Что бы вы посоветовали в такой ситуации?

– Представителям школьной администрации давно пора понять, что они теперь не хозяева школы, что они лишь обслуживают клиентов ­– родителей, которые имеют право, при отсутствии единого направления в области образования, сами формировать пакет дисциплин, который в школе должен быть преподаваем детям. Если единым фронтом выступают родители через родительский комитет, опросы общественного мнения, а учителя поддерживают эти требования, то, конечно, современным ретроградам и консерваторам нужно смириться с тем, что безвозвратно прошло то время, когда партия всех устремляла в светлое будущее. Я понимаю, насколько трудно бывает педагогу, когда после его занятий коллеги вымывают из сердец детей ту почву, которую он стремится насадить. Это – часть духовной брани, противостояния умов и сердец. Думаю, что в этом отношении каждый педагог должен быть истинным воином Христовым, в руках которого не плеть или кинжал, но мудрость, смирение и умение говорить на языке светских понятий с коллегами. Не стоит ломиться в открытую дверь, каждому нужно учиться облекать свое слово о вере и любви в ту терминологию, которая не будет красной тряпкой для постсоветского быка. Православие – не набор терминов, но сама жизнь под знаком веры, надежды и любви. Православие – это искренность и открытость смиренного, целомудренного и любящего сердца. Православие часто проповедуют не через слово, но через всю полноту жизни. Поэтому остается лишь пожелать, дабы православные педагоги подобно мудрым пчелам, умели с каждого цветка, с каждой дисциплины брать тот нектар добра, нравственности и полезных знаний, который в них содержится.

– Большое спасибо, отец Артемий, за ваши ответы.
 

Виктор Копылов