главная

260 лет Воронежской духовной школе


слово и.о. ректора впдс протоиерея Сергия моздор на торжественном акте в честь 260-летия со дня основания семинарии


Ваше Высокопреосвященство, Ваше Превосходительство, всечестные отцы, дорогие гости, братья и сестры!

Сегодня наша Воронежская Православная Духовная Семинария торжественно празднует 260-летие со дня своего основания. И в этот знаменательный для нас день я считаю своим долгом в первую очередь приветствовать Вас, Высокопреосвященнейший Владыко, как нашего Архипастыря, отца и благодетеля. Мы знаем, какое большое значение Вы придаете духовному образованию и сколько внимания уделяете развитию учебного и воспитательного процесса в нашей Духовной школе. Позвольте от лица администрации, преподавательской корпорации и воспитанников семинарии выразить Вам, Владыко, глубокую благодарность за Вашу заботу и попечение.

Я приветствую господина губернатора, представителей федеральной, региональной и местной власти, уважаемых гостей, которые почтили сегодня своим присутствием наше торжественное собрание.

Сердечно поздравляю преподавателей и воспитанников Семинарии, досточтимых отцов, братьев и сестер с праздником нашей Духовной школы.

Изначально Православная Церковь призвана исполнять заповедь Господа Иисуса Христа: «Шедшее убо научите все языки, учаще их блюсти вся, елика заповедах вам» (Мф.28:20). Первые христиане назывались «учениками», т.к. они проходили духовную школу своего Божественного Учителя. Если мы обратимся к апостольским посланиям, то станет очевидным первый постулат христианства: вера, просвещенная разумом и разум, освященный верой – это и было смыслом и целью духовного христианского образования: преображение ума и сердца, раскрытие в человеке образа Божия. Поэтому учителям в первых христианских общинах отводилась особая роль. Достойно начальствующим пресвитерам должно оказывать сугубую честь, особенно тем, которые трудятся в слове и учении (1 Тим.5:17), – говорит апостол Павел.

Обращаясь к творениям великих Отцов и Учителей Церкви мы видим, какое громадное значение придавали они необходимости образования готовящихся к пастырскому служению. Святитель Василий Великий говорит: «Не должно унижать образования как рассуждают об этом некоторые: напротив, надо признать глупыми и невежественными тех, кто, держась такого мнения, желали бы всех видеть подобными себе и избежать обличения в невежестве».

Святитель Григорий Богослов утверждает, что «брать на себя труд и учить других, пока сам еще не научился достаточно… свойственно только людям неразумным и дерзким».

О необходимости разностороннего образования прекрасно сказал святитель Иоанн Златоуст: «Каким образом кто-либо, оставаясь невеждою, будет обличать противников веры и заграждать им уста? Мы сами обезображиваем священство, поручая его людям вовсе неопытным, которые на вверенный им народ навлекают множество зол». Важно отметить, что столпы христианского богословия не отметают культуру античного мира, те достижения философской мысли, которые были доступны человеческому разуму, не освященному богооткровенной истиной. Они используют язык Аристотеля и Платона, наполняя его новыми христианскими смыслами.

Русская Православная Церковь, наследница великой восточнохристианской культурной традиции, сохраняет святоотеческий подход к понятию «образование», «образованность»: знания должны ложиться на прочный духовно-нравственный фундамент. В этом мы видим задачу образования.

Первые образовательные учреждения в Российской империи в отличие от западных университетов не разделяли образование на «светское» и «духовное». Так Славяно-греко-латинская академия, основанная в 1685 г. готовила кадры для нужд Церкви и государства.

Воронежская Духовная семинария является одним из старейших учебных заведений России. Попытка открыть в Воронеже Духовную школу еще в первой четверти XVIII века не увенчались успехом, главным образом, из-за недостатка средств.

Ее основал Воронежский епископ Феофилакт (Губанов), принявший управление епархией в 1743 году. 31 мая 1745 года был издан указ об учреждении Семинарии, а в феврале 1746 года первые семинаристы сели за парты. В своем становлении и совершенствовании учебного процесса Воронежская семинария прошла нелегкий путь. До 1765 года вопросом денежного содержания и обустройством семинарии занимались только правящие архиереи. Важная роль в истории Воронежской семинарии принадлежит святителю Тихону Задонскому. После временного закрытия Семинарии (при Преосвященном епископе Иоаникии (Павлуцком) святитель Тихон (Соколов) восстановил семинарию. Он хорошо знал семинарскую жизнь, имея опыт как учащегося, так и преподавателя Новгородской и Тверской семинарий. Он не только восстановил семинарию в Воронеже, но и открывал и поддерживал другие духовные школы. Святитель создал дисциплинарные инструкции для учащих и учащихся, желая преградить дорогу возможным беспорядкам и порокам.

С 1780 г. Семинария получала от государства по 2.000 руб. в год, а 1797 г. – по 3.500 руб. К концу XVIII века отношение общества к семинарии стало благоприятным, поэтому нередки были случаи частных пожертвований в пользу семинарии: на содержание бедных и сирот, на благоустройство семинарской жизни.

В 1808 году был принят новый устав духовных учебных заведений. Согласно этому уставу открывались приходские училища, которые осуществляли начальное обучение, и были тесно связаны с самой семинарией. Реорганизация Воронежской семинарии состоялось 17 октября 1817 года во время пребывания на кафедре Преосвященного епископа Епифания (Канивецкого). В 30-е годы обучение в семинарии дополнительно получает практическое направление. Будущих священников стали готовить к учительской деятельности. Это было связано с тем, что с начала XIX века обязанность просвещать крестьян была возложена на Церковь. Предполагалось, что сельское духовенство в свободное от церковных обязанностей время будет обучать сельских детей грамоте и Закону Божьему. В программу семинарии был введен большой объем светских предметов: геодезия, естествознание, сельское хозяйство, медицина. С конца 50-х годов объем специальных светских дисциплин был вновь уменьшен. Общеобразовательная программа семинарии приравнивалась к классической гимназии, семинаристы имели высокий уровень знаний, были тесно связаны с литературной жизнью города. Общественность города проявляла большой интерес к жизни семинарии. В 1864 году семинаристам был разрешен доступ в университеты. И некоторые из выпускников Воронежской семинарии выбирали путь гражданского служения.

Воронежская семинария стала крупным учебным центром, поэтому в 1813 году на Большой Дворянской улице началось строительство нового здания Духовной семинарии, которое завершилось в 1822.

Трудно переоценить роль Воронежской Духовной семинарии в истории Воронежского края. Основание Духовной семинарии открыло доступ к учености детям из непривилегированных слоев общества, каковыми, по свидетельству церковных историков, были уездное и сельское духовенство. В те времена образование для священника было жизненно необходимо, так как только образованный пастырь мог просвещать свою паству, преодолеть невежество народа, о котором с тревогой свидетельствовали церковные писатели и священноначалие Русской Православной Церкви. Религиозное невежество порождало суеверия, сектантство, вело к оскудению духовной жизни и, как следствие, к упадку нравов. По словам святителя Феофана Затворника, главнейшая обязанность власти заботиться о духовном здоровье народа, эту же мысль немногим раньше высказывал видный церковный деятель и ученый энциклопедист Высокопреосвященнейший Евгений (Болховитинов) в своей переписке с государственным канцлером графом Николаем Петровичем Румянцевым.

Сын бедного уездного священника, выпускник, а впоследствии преподаватель и префект (инспектор) Воронежской семинарии митрополит Евгений (Болховитинов) оставил российской науке богатейшее наследие. Его трудами по сей день пользуются краеведы, филологи, музыковеды, историки русской литературы и российского права. Другой знаменитый выпускник семинарии – философ и краевед Василий Николаевич Карпов. Во второй половине XIX века из стен Семинарии вышло много замечательных людей: архиепископ Казанский Димитрий (Самбикин), священномученик Петр (Полянский), бывший в годы гонений на Церковь Местоблюстителем Патриаршего Престола. В семинарии трудились известные церковные ученые и духовные наставники: профессор Николай Никанорович Глубоковский, выдающийся борец против ересей архиепископ Серафим (Соболев), преподобноисповедник архимандрит Сергий (Сребрянский).

Нельзя не отметить и таких воронежских семинаристов, как поэты Алексей Сребрянский и Иван Никитин и многих других деятелей Церкви и государства, которых воспитала наша Духовная школа.

Революционная смута прервала историю Воронежской Духовной Семинарии на 75 лет. Но милостию Божией наша Духовная школа возрождается вновь. В 1993 году по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия Второго начались занятия в Духовном училище. В мае 1995 года состоялся его первый выпуск, а в 1997 году Воронежское Духовное училище было преобразовано в Духовную семинарию, которая три года спустя стала высшим учебным заведением с пятилетней программой обучения. В 2003 году наша Духовная школа получила государственную лицензию Министерства образования.

Возродившись из пепла воинствующего атеизма, наша Духовная школа наследует лучшие методические и образовательные традиции старой духовной школы. Однако наше время ставит перед Духовной семинарией новые задачи. Сегодня, как никогда, нужны высокообразованные священники, способные вести диалог с обществом, которое уже успело за годы атеистического воспитания утратить христианские ценности. И, несмотря на то, что по социологическим опросам почти 78% населения области считают себя православными, мы знаем, что очень многие имеют весьма смутное представление о православии.

Выпускники Воронежской семинарии востребованы: сегодня восстанавливаются и строятся новые храмы, везде нужны священники и церковнослужители, способные донести до людей Истину Святого Православия, стать добрыми пастырями, чьи сердца открыты нуждам, горестям и радостям тех, кто приходит в Церковь. Нужны образованные священники, способные взаимодействовать с районной, сельской администрацией, с учителями, медиками, библиотекарями, организуя единый центр духовно-нравственного просвещения, патриотического воспитания, служения милосердию. Такую задачу ставит перед нами наш Правящий Архиерей Высокопреосвященнейший Владыко Сергий. По благословению Его Высокопреосвященства семинаристы за время обучения в Духовной школе проходят практику социального служения в детских домах, интернатах, больницах, Центрах социального служения. Будущие пастыри и церковнослужители получают первые навыки педагогической деятельности в учебных заведениях, в том числе и в вузах силовых структур (Воронежском военном институте радиоэлектроники, Воронежском военном авиационном инженерном училище, Воронежском институте МВД), детских лагерях, дошкольных учреждениях, участвуют в духовно-просветительских мероприятиях, организуются встречи со студенческой молодежью.

В Семинарию очень часто обращаются за помощью люди, чьи близкие вовлечены в секты. Преподаватели Семинарии выступают в качестве экспертов, входят в Общественный консультативный межконфессиональный совет, активно сотрудничают со средствами массовой информации. В заключении приведу краткую статистику за тринадцать лет, прошедшие со дня возрождения Духовной школы.

Воронежскую Православную Духовную Семинарию окончило 325 выпускников, в том числе 86 выпускников Регентского отделения и 14 – Иконописной школы. Десять выпускников Духовной школы продолжили сове образование в Московской, Санкт-Петербургской, Киевской Духовных академиях и Свято-Тихоновском Православном гуманитарном университете.

Выпускники Воронежской Православной Духовной Семинарии несут послушания в 13 епархиях Московского Патриархата. Сегодня в нашей Семинарии проходят обучение 108 воспитанников Семинарии, Регентского отделения и Иконописной школы, а также 162 учащихся Сектора заочного обучения из 20 епархий Русской Православной Церкви. В преподавательской корпорации нашей Духовной школы трудятся 45 преподавателей.
Уповая на милость Божию, молитвенное предстательство Пресвятой Богородицы и всех Воронежских святых, мы верим, что наша Духовная школа и впредь будет нести свое служение во славу Божию и на благо Святой Церкви. Мы учащие и учащиеся Воронежской Православной Духовной Семинарии сердечно благодарим всех, кто разделяет с нами сегодня духовное торжество и смиренно просим молитвенной поддержки. Еще и еще раз выражаем сыновнюю благодарность нашему Правящему Архиерею Высокопреосвященнейшему, митрополиту Сергию и испрашиваем Ваших, дорогой Владыко, святых молитв и Архипастырского благословения.