главная

сотворение мира


26 мая в Воронежском театре оперы и балета в рамках проекта «Благодатный огонь» и года культуры Воронежской области состоялась российская премьера оратории Й. Гайдна «Сотворение мира». Впервые с 1802 года российские любители классической музыки могут услышать грандиозное произведение выдающегося немецкого композитора XVIII века. Воронежцы – одни из первых среди них (в рамках премьеры концерты уже прошли в Белгороде и Старом Осколе).

Концерт в театре оперы и балета предварило вступительное слово и.о. ректора Воронежской Православной Духовной семинарии протоиерея Сергия Моздор:

«Созерцая мир, его внешнюю красоту и внутреннюю гармонию, всматриваясь во вселенную, которая поражает нас своей стройностью и разнообразием форм, человеческий разум не может не усмотреть во всем этом величии печать невидимого Надмирового Разума – «Ибо невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира через рассматривание творений видимы» (Рим. 1:20).

Божественный разум – Всемогущий, Всеблагой Бог-Творец, по преизбытку Своей любви создал из небытия Вселенную, чтобы были и другие существа причастны Его благости.

Священная Библия на первых своих страницах открывает нам тайну шестидневного творения видимого мира.
«В начале сотворил Бог небо и землю». В этих словах выражена необъятная истина, что все существующее на небе и на земле имеет свое начало в Боге – едином Творце Вселенной.

Уже в первый день творения как первооснову всего Бог Словом творит «свет» и «отделяет свет от тьмы». Сотворив космическое пространство, Бог создал и «твердь». «Он сотворил землю силою Своею, утвердил вселенную мудростью своею, и разумом Своим распростер небеса» – пишет пророк Божий Иеремия (10:12). И поэтому непрестанно «Небеса проповедуют славу Божию, и о делах рук Его вещает твердь» (Пс. 18:2).

Бытописатель Моисей, которому Бог открывает тайны творения мира, как бы духовно переносится в эти первоначальные времена и видит землю в миг ее появления. В одно мгновение бездны вод, покрывавшие землю, собрались в свое место, и «явилась суша». И Бог благоукрашает Свое творение. Премудрость Божия – воистину художница, озаряющая творение соразмерностью и красотой.

«Когда давал морю устав, чтобы воды не переступали пределов его, когда полагал основания земли: тогда я была при Нем художницею, и была радостью всякий день, веселясь пред лицом Его во все время» – говорит Премудрый Соломон (Притч. 8:29-30).

В четвертый день творения небо украшается светилами, созидается солнечная и звездная система, но еще ранее даровал Бог Своему творению потрясающей красоты растения, травы и цветы.

Таким образом подготовил Господь условия для развития животной жизни на земле. «И сказал Бог: да произведет вода пресмыкающихся, душу живую; и птицы да полетят над землею, по тверди небесной» (Быт. 1:20).

Вода и воздух наполнились жизнью, но осталась еще пустынной третья часть земли – суша, но вот настало время и для ее заселения. «И сказал Бог: да произведет земля душу живую по роду ее, скотов, и гадов, и зверей земных по роду их. И стало так. И создал Бог зверей земных по роду их... И благословил их Бог».

Итак, в шестой творческий день земля была уже населена, но не было венца творения. Им стал человек. Человек был создан по особому предвечному совету Пресвятой Троицы. «И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему, и да владычествуют они ... над всею землею». Тело его, как и тело всех животных, образовано из земли, но духовная природа есть непосредственное вдохновение Творца. «И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лицо его дыхание жизни, и стал человек душою живою».

«И увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма».
Человек, как разумное и духовное существо, не был бы достойным представителем Бога на земле, если бы он жил в уединении или общении только с существами или высшими его, как ангелы, или низшими как животные. Поэтому творит Бог человеку «помощника, соответственного ему». «Кость от костей... и плоть от плоти». И назвал человек ее «женою, ибо она взята от мужа своего». «И благословил их Бог...: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над всеми тварями».

По свидетельству Откровения, Бог поселил первых людей в раю, и они пользовались плодами этого чудесного сада, избытками богатейших даров райской природы. Духовные потребности человека находили полнейшее удовлетворение в непосредственном общении с Богом, Который являлся им «в раю во время прохлады дня» и беседовал с ними, и они воздавали Ему хвалу.

Уже в далеком четвертом веке святитель и Учитель Церкви Василий Великий сравнивал сотворение мира Всемогущим Творцом с величественной Песней или музыкой. Поэтому неудивительно, что первые главы Священного Писания вдохновили великого австрийского композитора Иозефа Гайдна на создание оратории «Сотворение мира».

Оратория (от лат. «oro» - говорю, молю) – это своего рода проповедь композитора. Величественная музыка маэстро, которая была написана им в преклонных годах, отобразила настроение его души в многообразии музыкальных оттенков – ярких и светлых.

С детства он любил орган, пел в церковном хоре – прославлял Господа, искал истинный смысл жизни. Он писал: «Когда я думаю о Боге, мое сердце переполняется радостью, и ноты сами бегут, словно с веретена. И поскольку Господь дал мне веселое сердце, то да простит Он мне это, и служу я Ему с радостью».

Неоднократно подчеркивая свою религиозность, Гайдн признался своему другу, что «никогда не был так благочестив, как во время работы над «Сотворением мира», ежедневно падал я на колени и просил Бога, чтобы Он дал мне силы для счастливого выполнения этого труда». Он хотел в этом произведении передать Величие Божие, Его Премудрость, Любовь и Силу. «Когда ощущал я упадок духа и тела, – пишет автор, – и мне становилось тяжело, какое-то удивительное чувство шептало мне: «В этом мире так мало довольных и счастливых людей, отовсюду их преследуют заботы и горе; возможно, когда-то твой труд послужит источником, из которого обремененная бедами, утомленная душа будет черпать успокоение и бодрость».

Замечательно, что это великое произведение – свидетельство о величии Божественного Откровении, свидетельство о величии Божественного Творения, звучит в нашем городе в святые дни Пасхального торжества, в дни славянской письменности и культуры, приобщая нас к созерцанию Творца и Его творения, осознанию Промысла Божия, чтобы по слову автора воодушевить и преобразить человеческую душу».


Йозеф Гайдн «СОТВОРЕНИЕ МИРА»
Оратория – слова Готфрида ван Свитена
Завершена в aпpeлe 1798 г. Впервые исполнена в Вене в Шварценбергском дворце 29 и 30 апреля 1798 г. Первое публичное исполнение состоялось в Вене в Бургтеатре 19 марта 1799 г.

Солисты – Ирина Стародубцева (сопрано), Татьяна Шарова (сопрано), Алексей Иванов (тенор), Александр Назаров (бас), Владимир Бойко (баритон).
Четырехголосный смешанный хор
Оркестр 3 флейты, 2 гобоя, 2 кларнета, 2 фагота, контрфагот, 2 валторны 2 трубы (clarini), 3 тромбона литавры, струнные

Этические идеалы Гайдна очень ярко выступили в его двух последних знаменитых ораториях "Сотворение мира" (1797-1798) и "Времена года" (1799-1800).

Еще во время своего вторичного пребывания в Лондоне (1794-1795) Гайдн, увлеченный монументальным творчеством Генделя, задумал написать английскую ораторию, но потом отка­зался от этой идеи, ощущая недостаточность своих познаний в английском языке. Тогда Саломон [1] передал ему текст английского поэта Лидли (Lidley) "The creation of the world" с сюжетом, заимст­вованным из второй части "Потерянного рая" Мильтона. Гайдн увез текст с собою в Вену. Здесь он был переведен на немецкий язык (с сокращениями) известным почитателем Генделя и Баха, директором королевской придворной библиотеки в Вене бароном Готфридом ван Свитеном. Он же организовал сбор средств среди знакомых на гонорар Гайдну в сумме 500 дукатов.

15 декабря 1796 года И Г. Альбрехтсбергер писал Бетхо­вену "Вчера у меня был Гайдн, он носится с идеей большой орато­рии, которую хочет назвать "Сотворение мира", и надеется скоро справиться с этим. Он импровизировал мне кое-что оттуда, и я думаю, что это будет очень хорошо".

Сюжет "Сотворения мира" чрезвычайно прост и наивен. Две первые части оратории повествуют о возникновении мира по воле Бога. Третья - о райской жизни Адама и Евы до грехопадения.

Воплощение этого сюжета Гайдном обнаружило замеча­тельные черты его творческой индивидуальности.
Неоднократно подчеркивавший свою религиозность Гайдн, по свидетельству Гризингера, признавался ему, что "нико­гда не был так благочестив, как во время работы над "Сотворением мира", "ежедневно падал я на колени и просил Бога, чтобы он дал мне силы для счастливого выполнения этого труда"[3]. Однако в "Сотворении мира", как и в других произведениях Гайдна на ду­ховные темы, отсутствуют показная религиозность или мистика. Художественный смысл этой оратории – в прославлении всего живущего, в восторженно-патетическом гимне жизни. Что же каса­ется последней части "Сотворения мира", то в ней выражены этические идеалы чистой, дружеской и мирной семьи.

Кроме того, "Сотворение мира" вновь поражает нас творческими богатствами престарелого Гайдна. Восприняв многие яркие стороны монументализма Генделя, Гайдн делает тут шаг вперед - к программной музыке нового типа и к романтизму.

Состав оркестра "Сотворения мира" очень солиден для того времени, причем Гайдн великолепно пользуется его вырази­тельными возможностями.

<…> Эта оратория имела при жизни композитора огром­ный успех и очень приумножила его славу Тем не менее прозвуча­ли и критические голоса Естественно, в частности, что наглядная образность музыки Гайдна шокировала философов и эстетиков, настроенных на "возвышенный" лад.

Так, Ф. Шеллинг отметил в своей "Философии искус­ства": «...ритм представляет музыкальный элемент в музыке, моду­ляция – живописный (что отнюдь нельзя смешивать с живопису­ющим, который может быть одобрен в музыке лишь совершенно испорченным и упадочным вкусом, как, например, современным, который может восхищаться блеянием овец в гайдновском "Сотво­рении мира")...»[4].

Подобные суждения оказывались близорукими, они на­ходились вдали от истинного понимания реалистических стремле­ний Гайдна к конкретности и наглядности музыкальных образов. Примечательно поэтому, что оратория Гайдна была вы­соко оценена русскими музыкантами.

Так, например, А.Н Серов писал В.В. Стасову 20 фев­раля 1841 года по поводу "Сотворения мира". "Что за гигант­ское создание - эта оратория! Там есть, между прочим, одна ария, изображающая сотворение птиц, – это решительно выс­шее торжество звукоподражательной музыки, и притом quelle energie, quelle simplicite, quelle grace naïve [5] – это решительно выше всякого сравнения" [6].

Приведем тут и мнение В.В. Стасова, относящееся к 1847 году, соединяющее критику с признанием великих, неувя­даемых достоинств. "Сотворение мира", по словам Стасова, "все проникнуто той необыкновенною красотою, которой никто не в состоянии противиться; у ней, конечно, есть недостатки в самой концепции, очень много пахнущей идиллическим, сен­тиментальным направлением прошлого века, много наивностей, не идущих к делу, и никто умнее Берлиоза не посмеялся над жиденьким снежком и дождичком, которые будто объяли всю природу, над жалкими молниями, крошечными громами и слад­кими бореями: нынче бы все это сделали иначе, полнее, лучше, более похожим на природные явления, зато не нашли бы сил для той обаятельной красоты, которая охватила все произведе­ние, которая проникает каждого слушателя каким-то особен­ным чувством: он слышит, как в нем заговорил новый язык, почуялось новое стремление, что-то в нем рвется лететь"[7].
Эти слова, написанные более ста двадцати лет назад, со­хранили свой смысл и в наше время.

Ю. Кремлев
Йозеф Гайдн Очерк жизни и творчества М.1972

О «Сотворении мира» в России

Первое издание оратории Гайдн, зная, что его му­зыка пользуется в России большим успехом, предпринял сам. Через своего ученика Денглера, композитора и дириже­ра, жившего в Москве, он объявил в 1799 году предвари­тельную подписку на это издание среди русских любителей музыки.

Первые исполнения "Сотворения мира" состоялись почти одновременно в Петербурге (19 декабря 1800 г. и 14 февраля 1801 г.) и в Москве (15 февраля и 2 марта 1801 г.) и прошли без особого успеха.

Непопулярность открытых концертов в ту пору объ­яснялась многочислен­ными ограничениями и запретами, введенными Павлом I. После его смерти театральная и концертная жизнь ожи­вилась. По инициативе М.Ю. Виельгорского и других любителей му­зыки в Петербурге бы­ло организовано ис­полнение "Сотворения мира" с привлечением Придворной певческой капеллы, му­зыкантов-профессионалов и любителей (всего около 250 человек). Дирижировал ученик Моцарта, композитор и ди­рижер Антон Эрбель. Все три концерта, 8, 15 и 22 декабря 1801 года, в маскарадном зале Лиона (ныне Малый зал Санкт-Петербургской филармонии) стали боль­шим художественным событием.

Это начинание привело к организации в Петер­бурге Филармониче­ского общества, просу­ществовавшего свыше ста лет. Концерты об­щества начались ис­полнением оратории "Сотворение мира" (24 и 31 марта 1802 года). Гайдн был избран почетным членом Филармонического общества. В 1808 году в его честь была отчеканена медаль, которую пре­поднесли композитору, и вскоре получили от него благо­дарственное письмо.

Популярность "Сотворения мира" среди русских слушателей побудила литераторов к созданию поэтических переводов оригинального текста оратории. В частности, одним из переводчиков стал выдающийся русский историк Н.М. Карамзин.

Всеобщее восхищение вызывала не только музыка оратории, но и исполнение ее русскими артистами.

В.Ф. Одоевский, слушавший "Сотворение мира" с участием Певческой капеллы в концерте Филармонического общества 2 марта 1831 года, писал: "Люди, бывавшие в чу­жих краях, уверяют, что в целой Европе, далеко обогнавшей нас по другим частям музыкального образования, нигде хоры Гайдна и вообще хоры не могут быть исполнены с той точ­ностью и энергиею, коими отличаются наши придворные певчие, нигде фуги не производят такого действия даже на самых обыкновенных слушателей. В чужих краях, если ве­рить путешественникам, слушая генделевские или гайдновские хоры, вы чувствуете, что чего-то недостает для их пол­ного величия; хоры наших придворных певчих производят впечатление, доходящее до физического потрясения; они своею силою соответствуют великим идеям сочинителей"[8].

1. Иоганн Петер Саломон - выдающийся скрипач, концертмейстер и концертный предприниматель, организовавший две творческие поездки Гайдна в Лондон.
2. Цит. по: NowakL Joseph Haydn/ Leben, Bedeutung und Werk. Wien, 1959. S. 406.
3. cm. Griesinger G.-A. Biographische Notizen uber Joseph Haydn. Leipzig, 1810. S. 101.
4. Шеллинг Ф.-В. Философия искусства. М, 1966. С. 200.
5. "Какая энергия, какая простота, какая простодушная грация!" (фр).
6. Музыкальное наследство. Т. I. M., 1962. С 100-101.
7. Стасов В.В. Музыкальное обозрение 1847 года. Избранные сочинения в трех томах. Т. I M., 1952. С. 5.
8. Одоевский В.Ф. Музыкально-литературное наследие. М, 1956. С. 112.


"СОТВОРЕНИЕ МИРА"
Слова Готфрида ван Свитена
Первая часть

№1. Интродукция (Представление хаоса)

№2. Речитатив и хор

РАФАИЛ: В начале сотворил Бог небо и землю Земля же была безвидна и пуста и тьма была над бездною.
ХОР АНГЕЛОВ: И Дух Божий носился над водою. И сказал Бог: да будет свет. И стал свет.
УРИИЛ: И увидел Бог свет, что он хорош, и отделил Бог свет от тьмы

№3. Ария и хор

УРИИЛ: Вот исчезают пред чистым сияньем
Мрачной тьмы страшные тени,
Первый день настал
Хаос уступает место порядку,
В оцепененьи улетают толпою адские духи
В глубину бездны
Вечной тьмы
АНГЕЛЫ: Отчаянье, ярость и страх
Им спутники в падении их,
Новый мир восстает по слову Бога

№4. Речитатив

РАФАИЛ: И создал Бог твердь, и отделил воду, которая под твердью, от воды, которая над твердью. И стало так.
Бушуя, неистовствовали сильные бури,
Подобно соломе, ветрами несомой, летели облака
Воздух прорезывали огненные молнии,
И страшно гремели громы вокруг
Воды изошли Его велением
Всеосвежающий дождь,
Всеопустошающий ливень,
Легкий пушистый снег

№5. Речитатив с хором

ГАВРИИЛ: С изумлением взирает на чудо
Небожителей радостный сонм,
И громко раздается из их гортаней
Творцу хвала,
Хвала второго дня.
ГАВРИИЛ: И громко раздается из их гортаней
ХОР АНГЕЛОВ: Творцу хвала,
Хвала второго дня.

№6. Речитатив

РАФАИЛ: И сказал Бог: да соберется вода, которая под небом, в одно место, и да явится суша. И стало так. И назвал Бог сушу землею, а собрание вод назвал морями. И увидел Бог, что это хорошо.
Наброски вступления «Хаос»

№7. Ария

РАФАИЛ: Катясь в пенящихся волнах,
Бурно движется море,
Холмы и скалы появляются,
Горные хребты поднимаются.
Чрез обширную равнину протекает,
Извиваясь, широкий поток;
Тихо журча, прокладывает себе путь
В безмолвной долине светлый ручей.

№8. Речитатив

ГАВРИИЛ: И сказал Бог: да произрастит земля зелень, траву сеющую семя, дерево плодовитое, приносящее по роду своему плод, в котором семя его на земле. И стало так.

№9. Ария

ГАВРИИЛ: Вот луг покрывается свежею зеленью,
Утехою для глаз.
Приятный вид его возвышается
Кроткою цветов красою.
Здесь травы испускают бальзамный аромат,
Здесь произрастает для ран целебное.
Ветви гнутся под тяжестью золотистых плодов;
Здесь роща манит прохладною тенью;
Там крутая гора венчается лесом густым.

№10. Речитатив

УРИИЛ: И воинства небесные возвещают третий день, славя Бога и восклицая:

№11. Хор

АНГЕЛЫ: Настройте струны, возьмите лиры,
Возгласите хвалебную песнь!
Ликуйте пред Господом, Богом могущественным,
Ибо Он небо и землю облек
Велелепием.

№12. Речитатив

УРИИЛ: И сказал Бог: да будет свет на тверди небесной для отделения дня от ночи, и для знамений, и времен, и дней и годов. И создал Бог два светила великие и звезды.

№13. Речитатив

УРИИЛ: В полном блеске вот восходит
Солнце лучезарное –
Как жених восторга полный,
Как исполин, гордый и радостный –
Чтобы пробежать свой путь.
Тихим течением, кротко сияя, плывет
Луна сквозь всю безмолвную ночь.
Распростертые небеса
Украшает бесчисленных звезд золотистый блеск,
И сыны Божии возвещают четвертый день
Небесным пением, могущество Божие так возгла­шая:

№14. Трецепт и хор

ХОР АНГЕЛОВ: Небеса проповедуют славу Божию,
И о делах рук Его вещает твердь.
ГАВРИИЛ: День передает речь приходящему дню,
УРИИЛ: И ночь уходящая ночи наступающей
РАФАИЛ: открывает знание.
гавриил, уриил: Небеса проповедуют славу Божию,
РАФАИЛ И ХОР АНГЕлоВ: И о делах рук Его вещает твердь.
гавриил: По всей земле проходит их слово,
уриил: Звучащее каждому уху
РАФАИЛ: И не чуждое каждому языку.
гавриил, уриил: Небеса проповедуют славу Божию,
РАФАИЛ И ХОР АНГЕЛОВ: И о делах рук Его вещает твердь.

Вторая часть

№15. Речитатив

гавриил: И сказал Бог: да произведет вода пресмыкающихся, душу живую; и птицы да полетят над землею по тверди небесной.

№16. Ария

ГАВРИИЛ: Сильными крыльями воздух рассекая,
Гордо в быстром полете
Поднимается к солнцу орел.
Жаворонок утро приветствует веселою песней.
Любовно воркует пара нежных голубков.
Из каждого куста, из каждой рощи раздается
Сладостное пенье соловьев.
Грусть не стесняла еще их груди,
К жалобе не было еще настроено
Их восхитительное пение.

№17. Речитатив

рафаил: И сотворил Бог рыб больших и всякую душу животных пресмыкающихся. И благословил их Бог, говоря:
Плодитесь и размножайтесь,
Наполняйте воздух и умножайтесь
И пойте на каждой ветке!
Размножайтесь, вы, обитатели вод,
И наполняйте всякую глубь!
Плодитесь, возрастайте, умножайтесь,
Радуйтесь в Боге вашем!

№18. Речитатив

рафаил: И ангелы коснулись своих бессмертных арф и воспели чудеса пятого дня.

№19. Терцет и хор

гавриил: Приятно красуясь,
Молодою зеленью убранные,
Стоят там волнистые холмы.
Из жил их вытекает
Влагою хрустальной
Прохладный ручей.
УРИИЛ: Радостно кружась, парит,
Качаясь в воздухе,
Пернатых резвый рой.
На пестрых и блестящих перьях их
Сверкает при перелетах
Золотистый солнца луч.
РАФАИЛ: Прозрачную влагу рассекает
Извиваясь, в непрерывном кружении
Стая рыб.
Со дна морской пучины
Поднимается левиафан,
Вспенивая поверхность моря.
ГАВРИИЛ: Как многочисленны дела Твои, Боже,
УРИИЛ: Кто исчислит число их?
РАФАИЛ: Велик Господь в могуществе Своем
И во веки слава Его!
ГАВРИИЛ, УРИИЛ: Велик Господь в могуществе Своем
РАФАИЛ и ХОР АНГЕЛОВ: И во веки слава Его!

№20. Речитатив

РАФАИЛ : И сказал Бог: да произведет земля душу живую по роду ее, скотов и гадов, и зверей земных по роду их.

№21. Речитатив

РАФАИЛ: Вот отверзает земля свои недра
И рождает, по глаголу Божию,
Творения всякого рода,
В полном возрасте и без числа.
От радости рыкая, вот лев стоит,
Там прыгает гибкий тигр.
Ветвистые рога свои вздымает быстрый олень.
С распущенной гривой скачет и ржет
Полный бодрости и сил благородный конь.
На зеленых полянах пасется уже
Бык, разбившись на стада.
Пастбища покрыты, как бы засеяны,
Рунообильною кроткою овцою.
Подобно пыли расстилаются,
В воздухе кружась, рои насекомых.
Длинными вереницами ползут
По земле черви.

№22. Ария

РАФАИЛ: Теперь сияет в полном блеске небо;
Теперь красуется во всей красе своей земля.
Воздух наполняют легкие пернатые;
Воды вздымаются стаями рыб;
По земле ступают тяжелые животные.
Но не все еще было сотворено.
Целому не доставало создания,
Которое, с благодарностью взирая
На дела Божий,
Прославляло бы благость Господню.

№23. Речитатив

УРИИЛ: И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их. И вдунул в лицо его дыхание жизни, и стал человек душою живою.

№24. Ария

УРИИЛ: Достоинством и величием облеченный,
Красотою, силою и мужеством одаренный,
С лицом к небу обращенным, стоит
Человек –
Муж и царь природы.
Широкопокатый, возвышенный лоб
Обличает глубокую мудрость.
В ясном взоре светится
Дух – Творца дыхание и образ.
К груди его прижимается
Для него и из него созданная
Жена, прелестная и милая.
В радостной невинности улыбается она,
Весны восхитительный образ,
Суля любовь, счастье и блаженство.

№25. Речитатив

рафаил: И увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма. И хор небожителей воспраздновал конец шестого дня громким пением:

№26. Хор и терцет

АНГЕЛЫ: Закончено великое творение.
Творец зрит его и радуется.
И наша радость, да раздается громким гласом!
Господу хвала да будет песнью нашею!
гавриил: К Тебе, о Господи! взирают все,
уриил: О пище молят Тебя все.
Ты отверзаешь руку Твою –
И насыщены они.
РАФАИЛ: Ты отворачиваешь лицо Твое –
И все трепещет и цепенеет.
Ты отнимаешь дух их –
И в пыль распадаются они.
гавриил: Вдохнешь опять Ты дух Твой -
уриил: И новая жизнь возникает.
РАФАИЛ: Обновляется лицо
Земли красотою и силою.
ГАВРИИЛ, УРИИЛ: Закончено великое творение
рафаил и хор ангелов: Господу хвала да будет песнью нашею.
Все да хвалит иш Его;
Ибо Он един велик! Аллилуйя!

Третья часть

№27. Речитатив

УРИИЛ: Из розовых облаков поднимается
Пробужденное сладостным пением,
Утро, юное и прекрасное.
С небосклона
Льется гармония чистая
На землю.
Взгляните на счастливую чету:
Как идут они рука об руку!
Во взорах их сияет
Благодарности горячее чувство.
И вот громким голосом раздается
Из уст их Творцу хвала.
Соединим и наши голоса
С их песнею!

№28. Дуэт с хором

АДАМ И ЕВА: Благости Твоей, о Господи Боже,
Земля и небо полны.
Сей мир столь великий и столь чудный
Дело рук Твоих.
хор ангелов: Да будет благословенно могущество Господа!
Да раздается хвала Ему во век!
АДАМ: Звезд светлее, о как прекрасно,
Возвещаешь ты день!
Как украшаешь ты его, о солнце,
Ты Вселенной душа и око!
хор АНГЕЛОВ: Возвещайте светила небесные
На вашем длинном пути
Могущество Господа и славу Его!
ЕВА: И ты, повелительница ночи,
И все звездное воинство,
Распространяйте повсюду хвалу Ему
В вашем дружном пении!
АДАМ: И вы, стихии, сила коих
Непрестанно новые зарождает формы,
Вы, пары и облака, ветром
Собираемые и несомые.
АДАМ, ЕВА: Воспевайте все хвалу Господу Богу!
ХОР АНГЕЛОВ: Воспевайте все хвалу Господу Богу!
Велико, как имя Его, Его могущество!
ЕВА: Тихо журча, хвалите Его, о вы, источники!
Вершину свою склоните вы, дерева!
О вы, растения, благоухайте; цветы, источайте
Ваш аромат.
АДАМ: О вы, коих тропа выходит на крутизны,
И вы, внизу ползущие;
Вы, полетом своим рассекающие воздух
И вы, что в глубине вод.
АДАМ, ЕВА: О вы, животные, Бога все хвалите!
ХОР АНГЕЛОВ: О вы, животные Бога все хвалите!
Всякое дыхание да хвалит Его!
адам И ЕВА: Вы, тенистые рощи, вы, горы и долины,
Вы, свидетели нашей благодарности,
Утром и вечером должны вы оглашаться
Нашим хвалебным гимном.
ХОР АНГЕЛОВ: Спасение Тебе, о Боже, о Творец, спасение!
Словом твоим создался мир.
Небо и земля поклоняются Тебе;
Славим Тебя во веки.

№29. Речитатив

АДАМ: Вот исполнен первый долг,
Творцу воздали мы благодаренье,
Теперь следуй за мною подруга жизни моей!
Я веду тебя, и каждый шаг
Возбуждает новую радость в груди нашей,
Открывая перед нами чудеса повсюду.
Ты должна тогда познать,
Какое неизреченное благо
Даровал нам Господь:
Славословить Его непрестанно,
Посвящать Ему сердце и ум.
Иди, следуй за мною. Я поведу тебя.
ЕВА: О ты, для кого я создана,
Мой покров, мой щит, мое все!
Твоя воля – для меня закон;
Так определил Господь.
И тебе повиноваться
Приносит мне радость, счастие и славу.
№30. Дуэт

адам: Прелестная супруга, подле тебя
Тихо пролетают часы.
Каждое мгновение – блаженство.
Никакая забота не смущает его.
ева: Дорогой супруг, подле тебя
Сердце мое купается в радости.
Тебе посвящена моя жизнь,
Любовь твоя да будет мне наградою.
адам: Начинающееся утро,
О как ободряет оно!
ЕВА: Прохлада вечерняя,
О как освежает она!
АДАМ: Как усладителен
Круглоплодов сок!
ева: Как прелестно
Благоуханье цветов!
АДАМ И ЕВА:
Но без тебя, что для меня
адам: Утренняя роса,
ева: Вечерняя прохлада,
АДАМ: Сок плодов,
ева: Аромат цветов.
адам и ева: С тобою возвышается всякая радость.
С тобой вдвойне наслаждаюсь я ею.
С тобою блаженство жизни.
Да будет она тебе вся посвящена.

№31. Речитатив

уриил: О, счастливая чета!
И на веки счастлива;
Если только ложная мечта не увлечет вас –
Пожелать еще более того, что есть у вас,
И более познать, чем должно.
Воспойте Господу все голоса!
Возблагодарите Его все Его творения!
В честь имени Его состязайтесь
Громко воздавать Ему хвалу!
Слава Господня пребывает во веки. Аминь.

По изданию 1888 г