главная

«РИЗА ЧЕСТНАЯ ТВОЯ, ВЛАДЫКО, … ОДЕЖДУ ИСЦЕЛЕНИЙ ДАРОВА НАМ»


10 мая 2009 года в Покровский кафедральный собор города Воронежа прибыла из Архангельска великая святыня христианского мира: часть Ризы Господней. Святыня помещена в крест-мощевик вместе с частицами мощей двадцати одного угодника Божия. Крестообразный ковчежец был чудесным образом обретен три года тому назад протоиереем Константином Нецветаевым, благочинным Северодвинского церковного округа Архангельской и Холмогорской епархии.

В 70-е годы его отцу протоиерею Димитрию Нецветаеву, в то время служившему во Владимирской епархии, одна прихожанка пожертвовала церковную утварь. А вместе с ней и старинный самовар. Этот самовар путешествовал с отцом Димитрием по разным приходам Русской Церкви. Им никто никогда не пользовался. Но получив известие о переводе на новый приход, семья Нецветаевых вместе с необходимыми вещами упаковывала и самовар. Как оказалось впоследствии, был в том промысел Божий. Более чем тридцать лет спустя, старинный самовар решили почистить, дабы, наконец-то, вскипятить в нем воду для приготовления чая. В трубе самовара обнаружили … крест-мощевик. Надписи на его тыльной стороне указывали на то, что в нем находятся часть Ризы Господней и частицы мощей угодников Божиих, просиявших духовными подвигами в разные века в разных уголках Православного мира. Так незамысловато, а вместе с тем удивительно, православному миру вновь была явлена великая святыня.
В советские годы повсеместного поругания над православными святынями, Господь сокрыл духовное сокровище в доме благочестивого семейства Нецветаевых.

В архивах Пермской области, откуда родом глава семейства протоиерей Димитрий Нецветаев, встречается первое упоминание о роде Нецветаевых, датируемое 1712 годом. Известно, что по отцовской линии, до прадеда отца Димитрия, все мужчины в роду имели духовный сан. В семье Нецветаевых шестнадцать детей: восемь сыновей и восемь дочерей. Семь сынов Господь сподобил принять дар благодати священства. Младший – восьмой – пока учится в семинарии. А дочери, за исключением младшей, которая еще не за мужем, в браке за священнослужителями.

– С детства родители нас приучали ходить в храм, молиться, посты соблюдать. Для нас это было совершенно естественно, другой жизни мы не видели. Хотя большинство из моих братьев и сестер имеют второе высшее – светское образование. Но, тем не менее, все мы несем послушания в лоне Церкви, – делится отец Константин Нецветаев.
Для обретенной святыни изготовили на судоремонтном заводе Северодвинска полутораметровый дубовый крест-киот. Освятили его на Соловках – русской Голгофе. С тех пор явленная Богом святыня путешествует по православной земле. Она побывала во всех уголках Архангелькой области, в том числе и в городе Нарьян-Мар (Ненецкий автономный округ), ей смогли поклониться верующие Украины, Молдавии, Краснодарского края, Белгородской области.

Теперь великая святыня прибыла в Воронеж. Множество верующих собралось у стен главного храма города в воскресный вечер, чтобы вместе с клириками Покровского кафедрального собора встретить крест с частицей Ризы Господней.

– К нам в Воронежскую епархию неожиданно пришла информация о том, что мы сможем поклониться частице Ризы Господней. Мы воспринимаем это как знак милости Божией, как Его благословение для укрепления наших немощных сил. Дай Бог нам Всемогущей милости и силы Господней, силы Честнаго и Животворящего Креста и предстательства святых угодников Божиих, частицы мощей которых почивают также в этом кресте, который прибыл сегодня в град Воронеж, – произнес архимандрит Андрей (Тарасов), настоятель Покровского кафедрального собора в слове за воскресной вечерней.

Святыня будет находиться в соборе до четверга следующей недели. Вечером 14 мая священнослужители Воронежской епархии во главе с митрополитом Сергием доставят крест с частицей Ризы Господней в Борисоглебск – вторую кафедру Правящего Архиерея.

13 мая. Воронеж.

Хранитель креста-мощевика протоиерей Константин Нецветаев посетил на этой неделе Воронеж в рамках программы пребывания в нашей епархии чтимой реликвии.

– Поскольку святыня, за которую я отвечаю, сейчас находится в Воронеже, то я решил, что мне предоставляется уникальная возможность приехать на эту благодатную землю, которой покровительствует святитель Митрофан Воронежский. Первым делом, прилетев из Архангельска, я направился в Кафедральный собор, чтобы поклониться мощам первого епископа вашей епархии. Я открыл для себя нового заступника перед престолом Божиим – святого Митрофана.

Я рад, что Господь сподобил меня поклониться святыням Воронежской земли и духовно поддержать людей, которые трудятся долгие месяцы, сопровождая крест-мощевик, в дали от дома. За время путешествия его по России, произошло множество исцелений. Люди, страдающие недугами, исцелялись по молитве перед ним. При этом, я уверен, что большая часть случившихся чудес от нас сокрыта, так как люди по христианскому смирению не стремятся к обнародованию дарованной им от Бога помощи.

Я надеюсь, что Господь по Своей щедрости обильно изольет благодать на всех, приходящий ко кресту в городах и весях Воронежской области, и верующие Воронежской епархии получат от Бога просимое перед этой великой святыней, – произнес благочинный Северодвинского церковного округа Архангельской и Холмогорской епархии.
 


Расписание пребывания святыни на территории Борисоглебского района:

 

15 мая (День города) – с 7.00 до 9.00 в Казанском храме г. Борисоглебска (во время Архиерейского служения)
Затем крестным ходом святыню перенесут в храм во имя святых страстотерпцев Бориса и Глеба (г. Борисоглебск), в котором она пробудет с 11.00 до 16.00.
 

15 мая

Пятница

Борисоглебский

г. Борисоглебск

16 мая

Суббота

Никольский

г. Борисоглебск

17 мая

Воскресенье

Знаменский

г. Борисоглебск

18 мая

Понедельник

Михайло-Архангельский

с. Чигорак

19 мая

Вторник

Знаменский

с. Губари

20 мая

Среда

Космо-Дамиановский

с. Третьяки

21 мая

Четверг

Покровский

ФГУ ИЗ - 2

22 мая

Пятница

Никольский

ФГУ ИК - 9

23 мая

Суббота

Казанский

г. Борисоглебск

24 мая

Воскресенье

Богоявленский

п. г. т. Грибановский

25 мая

Понедельник

Христо - Рождественский

с. Кирсановка

26 мая

Вторник

Михайло-Архангельский

с. С. Карачан

27 мая

Среда

Казанский

с. Октябрьское

28 мая

Четверг

Вознесенский

с. Пески

29 мая

Пятница

Рождество-Богородицкий

с. Самодуровка

30 мая

Суббота

Христо - Рождественский

с. Рождественское

31 мая

Воскресенье

Казанский

г. Поворино

1 июня

Понедельник

Покровский

с. Листопадовка

 

 

О РИЗЕ ГОСПОДНЕЙ


«Риза честная Твоя, Владыко, яже Твое Божественное и Пречистое тело покрывающая, одежду исцелений дарова нам»

История этой святыни восходит ко времени земной жизни Спасителя. Согласно евангельскому повествованию, Его хитон — Риза Господня — по жребию достался одному из воинов: «Итак, сказали друг другу: не станем раздирать его, а бросим о нём жребий, чей будет, — да сбудется реченное в Писании: “разделили ризы Мои между собою и об одежде Моей бросали жребий”» (Ин 19. 24).

По преданию, воин, которому досталась Риза Господня, был грузином и впоследствии перенёс её в Грузию. Хитон Господень оставался в Грузии до начала XVII столетия.

Дальнейшая судьба Ризы Господней тесно связана с историей взаимоотношений трёх государств: Грузии, Персии и России. Когда в 1616–1617 гг. Грузию завоевал персидский шах Аббас I, русский царь Михаил Фёдорович, в ответ на просьбу грузинского царя Теймураза о помощи, взял того под защиту. В 1622 г., во время переговоров о дальнейшей судьбе Грузии и царя Теймураза, шах заявил русским посланникам о том, что у него находится Хитон Господень, который он будто бы взял в Грузии и намерен послать в Москву царю Михаилу Фёдоровичу и Патриарху Филарету Никитичу.

Шах Аббас сдержал слово: в марте 1625 г. персидский посол Урусамбек привёз честную Ризу в Москву в дар Святейшему Патриарху Филарету от шаха Аббаса. Святыня была помещена в золотой ковчег, украшенный драгоценными камнями. Вместе с ним посол вручил Патриарху письмо, в котором шах извещал, что, покорив Грузию, он обрёл эту святыню в ризнице митрополита.

Поскольку Ризу прислал иноверный царь, а «неверных слово без испытания во свидетельство не приемлется», стали искать доказательства подлинности присланной святыни. Греческие и иерусалимские архиереи и архимандриты, находившиеся в то время в Москве, единогласно подтверждали, что в их Церквах сохраняется предание о том, что Риза Спасителя хранится в Грузии, куда она была перенесена воином, бывшим при распятии Иисуса Христа.

Но Патриарх Филарет пожелал иметь свидетельство свыше. Указом от 22 марта 1625 г. повелевалось: «Во всех монастырях держать семидневный пост и во всех храмах молить Господа Бога, чтобы Он Сам явил Свою волю о той святыне; а самую святыню с пением молебнов в крестных ходах носить по городу и возлагать на больных».

Многие больные после возложения на них Ризы Господней получали исцеление. Было выявлено 14 случаев чудесных исцелений от Ризы Господней в течение Крестопоклонной недели (4-я неделя Великого поста). Это неоспоримо свидетельствовало о подлинности Ризы Господней. 27 марта честная Риза была торжественно положена в Успенском соборе Московского Кремля. Вскоре для хранения «пребогатого сокровища» был устроен медный шатёр в юго-западном углу собора, в приделе св. апостолов Петра и Павла.

По описи Успенского собора 1627 г. в храме было три части Ризы Господней.

Из других мест описи следует, что одна часть Ризы называлась большой, вторая — меньшой, а третья предназначалась для ношения по домам к болящим. Кроме того, частицы Ризы посылались по монастырям. Так, уже в 1626 г. Патриарх Филарет передал малую часть её в Ипатьевский монастырь под Костромой.

Православные христиане в великом множестве приходили в Успенский собор, чтобы поклониться Ризе Спасителя. Одержимые тяжкими недугами, не имевшие возможности дойти до собора, просили приносить Ризу Господню к ним домой для исцеления. Просили так часто, что Ризу разделили на несколько частей. Кроме того, верующие, принимая в своих домах Ризу Господню, отделяли от неё маленькие частицы. Они делали это из благоговейного желания иметь у себя в доме святыню, но таким образом невольно наносили ей вред.

Поэтому в 1681 г. Святейший Патриарх Иоаким был вынужден издать особое повеление: «...чтобы впредь того пребогатого сокровища на части отнюдь не разделять».
По материалам работы Архимандрита Августина (Никитина) «О Ризе Господней»
 

Описание креста-мощевика:

Изготовлен из серебра в форме русского трилистного креста, с бортиками и внутренними переборками, в которые помещены мощи. На лицевой стороне изображено Распятие Господа Иисуса Христа с предстоящими Пресвятой Богородицей и апостолом Иоанном Богословом. На тыльной стороне - надписания святынь, помещенных в крест. Согласно надписям в центре креста-мощевика помещена частица Ризы Господней (Спасителева Риза Алексия Митрополита).


По граням креста помещены частицы мощей:
Вертикально, сверху вниз:
 
Святителя Иоанна Златоуста
Святого Великомученика и Победоносца Георгия
Святого великомученика Иакова Персиянина
Преподобного Иоанна Дамаскина
Преподобного Иоанна Кущника
Преподобного Сампсона Странноприимца
Святого мученика Адриана
Преподобного Моисея Мурина
Преподобного Николы Святоши
Преподобного Дамиана Целебника
Святой мученицы Евфимии

Горизонтально слева направо:

Святого великомученика и целителя Пантелеимона
Святой мученицы Агафии
Святой мученицы Ирины
Святителя Григория Нисского
Святого мученика Трифона
Святой великомученицы Марины
Святого священномученика Василия Амасийского, епископа
Святой мученицы Христины
Святой мученицы Параскевы
Святого мученика Нестора
 

Л.К., фото: иерей Алексий Воронко