главная

преображение господне в Спасо-Преображенском Толшевском женском монастыре

 

19 августа 2010 года митрополит Воронежский и Борисоглебский Сергий совершил Божественную литургию в Спасо-Преображенском Толшевском женском монастыре. Его Высокопреосвященству сослужили архимандрит Андрей(Тарасов), протоиерей Александр Кокушкин.

По заамвонной молитве Воронежский Архипастырь совершил чин освящения начатков плодов.

Преображение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа описано в трех синоптических Евангелиях: Мф. 17: 1–6; Мк. 9: 1–8; Лк. 9: 28–36.

Это таинственное преображение, явление Божественного величия и славы Иисуса Христа перед тремя ближайшими учениками во время молитвы на горе Фавор в Галилее. Иисус взял трёх ближайших учеников: Петра, Иакова и Иоанна, и поднялся вместе с ними на гору помолиться; апостолы, утомившись, уснули: «Петр же и бывшие с ним отягчены были сном» (Лк. 9: 32).

Во время их сна Господь Иисус Христос преобразился: «И когда молился, вид лица Его изменился, и одежда Его сделалась белою, блистающею» (Лк. 9: 29). Очнувшись от сна, апостолы увидели Его в светлых одеждах с исходящим от Него ярким светом. Христос беседовал с двумя мужами - ветхозаветными пророками, Моисеем и Илией. Символичным является явление Моисея и Илии. По выражению свт. Иоанна Златоуста, «один умерший и другой, ещё не испытавший смерти», предстали для того, чтобы показать, что «Христос имеет власть над жизнью и смертью, владычествует над небом и землей».

Согласно евангельскому тексту, это событие произошло в феврале, за 40 дней до Пасхи, но Православная церковь перенесла празднование на 6 (19 по новому стилю) августа для того, чтобы оно не приходилось на дни Великого поста. При этом на 40-й день после Преображения всегда празднуется Воздвижение Креста Господня, когда Церковь вновь вспоминает Христовы страсти и Его страдание на кресте.

Что касается хронологии установления праздника, то существуют версии о его чрезвычайно древнем происхождении - праздник был установлен в IV веке, в это время равноапостольная Елена, мать Константина Великого, возвела на горе Фавор храм в честь Преображения Господня.

В этот день освящается виноград нового урожая, а там, где его нет — яблоки, самый распространенный плод на Руси, после чего их разрешается употреблять в пищу. Чин освящения плодов - в конце праздничной литургии.