главная

«... 2010 год был годом благости господней и годом испытаний ...»


Сердечно поздравляю вас, дорогие отцы, братья и сестры с нынешним воскресным днём. Это последнее воскресение уходящего 2010 года. Мы с вами должны мысленно прожить этот год, который был годом благости Господней и годом испытаний, которые Господь попустил в России, в том числе и в Воронежской нашей земле. Господь попустил испытать то, что влечёт за собой грех: нарушение послушания Богу, исполнение своей воли, уклонение на свои пути, игнорирование промысла Божия. Как нельзя лучше об этом сегодня говорится в евангельском чтении. Господь говорит: некий человек богатый имел друзей своих, решил порадоваться, стал звать этих друзей, чтобы они пришли к нему и разделили с ним радость.

Евангелие не говорит, какая радость, но мы знаем, что Христос говорил о Боге, о Царствии Небесном. Господь зовёт нас к себе, а мы, подобно евангельским людям, вовлечены в заботы сего мира, мелочные, ненужные, но кажущиеся нам такими важными. И отказываемся тогда, когда Господь призывает нас, не к тому, чтобы что-то потерять, а хотя бы радость проявить, благодарность Богу высказать за то, что он даёт нам свои благодеяния. Один приобрёл волов, другой женился, третий земли новые приобрел и - все отказались. Тогда Господь попросил наполнить праздничную палату людьми, мало ему знакомыми, но которые искренне пришли и разделили эту радость. Господь сказал – вот у тех, кто был призван, для кого готовился этот пир – у них всё отнимется и всё передастся тем людям, приглашенным с улицы, которые занимались своими делами и тут же отозвались на то, чтобы придти и порадоваться вместе со своим Господином.

Мы с вами тоже должны быть благодарны – вот это испытание огнём, огненное кольцо, которое пылало и вокруг Воронежа, оно даёт нам повод задуматься над тем, так ли мы живём, так ли ставим акценты в нашей жизни, по Евангелию проходит наша жизнь или нет. Если правду сказать, то мы, как только получили возможность становиться богатыми, успешными, тут же занимаемся этим и совершенно не обращаем внимания на людей, которые, может быть, малоуспешны или ставят другие цели в жизни. Мы используем часто их труд и нам всё время мало и мы всё время говорим, что дайте нам ещё, дайте нам ещё, мы преумножим, преумножим. Когда, казалось бы, можем вкладывать в экономику района, города, деревни, мы всё равно не останавливаемся, мы заказываем новые машины, новые средства передвижения по морю, мы покупаем себе новые хоккейные и футбольные команды, мы всё делаем для того, чтобы про нас сказали – этот человек богатый, этот человек влиятельный, захочет и в чемпионатах мира по футболу совершенно будут другие результаты. Действительно – захочет, и будут другие… Но самое главное эти люди теряют, потому что они забывают о своих братьях, о своих сёстрах, о вечном учении Евангельском, где Господь призывает нас помнить: мы совершенно одинаковые, невзирая на то, какую мы занимаем нишу в социальном положении нашего земного устройства – или ты президент, или король, или ты простой рабочий человек, или убираешь улицу – в очах Божиих мы все равны.

Суд к нам одинаковый – нет специального у Бога суда для царя и нет для нищих. Для него важно сердце, которое мы имеем, и по этому сердцу мы должны будем судиться. Если оно пустое и занятое совершенно скверными делами, то, какое бы ты не имел положение в земной жизни, пойдёшь в муку вечную. Ты, будучи человеком на низшей ступени социального развития общества, имеешь душу и сердце, которые болеют за мир, за человечество; ты радеешь о своём спасении и творишь добрые дела; ты, как столп огненный перед Богом и перед людьми, - Господь воздаст тебе и в этой жизни сделает тебя счастливым, и в будущей жизни ты наследуешь жизнь вечную.

Если посмотреть на нашу Россию периода великокняжеского, царского, имперского, то мы увидим, что политика строилась на уважении людей других вероисповеданий, других национальностей, других культур, мы помогали им развиваться, помогали развивать им язык, литературу, свои религиозные корни, но они должны были уважать Русь как Православную, но они должны были уважать русский народ за то, что он является созидателем, носителем и форпостом, государствообразующей нацией. Нельзя назвать человека другой национальности и другого вероисповедания, который бы говорил, что да, Достоевский был писателем, но он был православным писателем, поэтому я его не понимаю. И Николай Васильевич Гоголь, и Лев Николаевич Толстой, их художественные произведения - они всех воспитывают, радуют, приводят в состояние взаимоуважения.

 

Здесь, на Воронежской земле, наше богатство – это Черноземье. Мы должны есть и питаться такими плодами, которые даёт нам земля, но привыкли покупать их на рынке, а потом смотрим телевизор и говорим: «Как же тогда выживать, потому что это не купишь, и это не купишь и это не съешь». Целые деревни у нас, имеющие тысячи жителей, но на эту деревню нет ни одной коровы – это невозможно, так мы не выживем. Придут другие люди, которые хотят работать, питаться и будут работать на этой земле.

Тогда мы уподобимся тем безумным друзьям этого господина, которые отмахнутся от этого всего и скажут: «Мне не до тебя, Господи, у меня машины, у меня заводы, у меня карьера, у меня новое увлечение и ты мне говоришь ещё о том, что я что-то должен соблюдать в своей жизни, нравственно относиться к своему долгу, в том числе и долгу по отношению к работе, к людям, к земле, к окружающей среде, использовать это всё со страхом Божиим, быть хозяином, который возделывает это всё, а не уподобляться человеку, который прожигает всё и только плачется, - имели, а не сохранили». Кто, кроме нас, будет это всё сохранять, и кто же, кроме нас, будет всё это оберегать.

В пятницу у нас будет новогодний молебен с акафистом святителю Митрофану, приходите, помолимся Богу о том, чтобы наступающий год 2011 был годом благости и мудрости, чтобы Господь простил нам согрешения, дал нам разум обустроить нашу жизнь и быть хозяевами этой жизни.

Храни вас всех Господь!
 

26 декабря, Благовещенский кафедральный собор