главная

евангельское чтение – притча о разбогатевшем


Я сердечно поздравляю всех вас с нынешним воскресным днём. Сегодня год с того времени, как мы перенесли мощи святителя Митрофана из Покровского кафедрального собора в новый Благовещенский кафедральный собор. И этот год был годом милости для нас с вами. Мы ожидаем, что в следующем году 16-17 сентября приедет Святейший Патриарх Кирилл и освятит полным чином наш новый собор, который освящен малым чином, мы там уже служим и ожидаем Патриарха, чтобы он освятил собор полным чином, чтобы благодать Святого Духа сошла на это святое место.

Мы с вами сегодня слышали Евангельское чтение - оно относится непосредственно к каждому из нас. Мы живём в трудное время, сложное, тяжёлое, но наша вина состоит в том, что мы наших детей не воспитали в страхе Божием, не воспитали послушание церковное, не привили нравственную ответственность перед Богом, перед обществом, перед государством, не внушили, что такое патриотизм, что такое Отечество и как его нужно любить и ценить. И сейчас пожинаем эти плоды, потому что в погоне за богатой жизнью человек не брезгует ничем: нужно быть проституткой – становится проституткой; нужно убивать – убивает; нужно ходить по трупам – ходит. И никаких нравственных угрызений – ничего.

Евангельское чтение как раз говорит о таких людях. Построил большие житницы, был богатым и вдруг – урожай. Это самое большое богатство было во времена Христа, потому что ничего, практически, больше не производили. И этот урожай сделал человека сказочно богатым. Он стал думать: «А что я с ним буду делать? Я буду пировать. Я сломаю то, что недавно построил, и построю более вместимые помещения и скажу своей душе: душа, ешь, пей, веселись, тебе на много лет этого хватит и не нужно тебе трудиться и беспокоиться, потому что прокормлюсь безбедно».

Господь говорит: «безумный! в сию ночь душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил?»

К сожалению, и в нашем народе, и у других народов - они не исключение, - когда есть достаток, есть во что одеться, когда есть стимул, как сейчас в Европе, в США, корпоративные интересы, когда есть возможность больше заработать, стимул скопить больше денег и купить лучшую машину или лучшую квартиру, многие заражаются этим. В 80-е годы прошлого столетия я нёс послушание своё в Швейцарии и был потрясён до глубины души. По роду послушания я объездил весь мир: всю Европу, Америки Южную и Северную, Африку, и видел - там, где народ живёт в нужде и в бедности, это Латинская Америка, Африка, Австралия, где бедные, это местные аборигены – они все верующие, они все живо верующие, пусть не православные, но они Бога ощущают. О православии они ничего не слышали, но они во Христа верят и миссия христианская там идёт успешно. А в таких странах, как США, Великое объединённое королевство Великобритании, Германия, Франция, Швейцария, вы заходите в воскресный день в любой кафедральный собор – там пусто. Это – музей, который полон праздношатающихся; где-то в уголке совершаются богослужения, 10-15 человек молятся, а остальные никто не молится. Но финансовое обеспечение церкви там было поставлено на широкую ногу - каждый человек обязан заявить, какого он вероисповедания, и финансовые органы отчисляют автоматически часть его доходов в пользу его конфессии, если он католик – католикам, если протестант – протестантам, только православных не поддерживают. И живут церкви безбедно, они миллионеры, они могут любую благотворительную программу реализовать, но заставить ходить людей в храм они не могут. Когда начались шатания по развалу Советского Союза, то приезжали всякие эмиссары, которые собирали представителей из Восточной Европы и давали им азы и уроки, потому что чувствовалось, что Советский Союз скоро развалится и вся эта система падёт и говорили, что нужна свобода слова, свобода выражения. Как-то я по наивности сказал, что у нас свободу-то ищут, но чаще другую свободу: ищут какие-то вещи, что-нибудь поесть получше, а о том, что быть нравственным человеком, не думают. Мне сказали: «Вы, господин епископ, неправильно понимаете свободу, которую несёт демократия Запада. Мы за то, чтобы каждый имел свою точку зрения и какие-то материальные ценности, мог что-то приобрести в этой жизни. А то, о чём Вы говорите, это совсем непонятные вещи».

Я говорю: «Вы – верующие, вы – паства, люди, понимающие, что такое духовное состояние человека». Мне ответили: «Об этом мы можем поговорить в частном порядке, нас это не интересует».

Мы с вами свидетели этого натиска на православную Россию: не дать возможности церкви, чтобы люди познали православие, чтобы люди познали истинного Бога; но, чтобы люди распылили своё внимание по ничего не значащим, ничего не стоящим маленьким потребностям. Кому-то нужно одно, кому-то нужно другое, кому-то - третье. Мы сейчас имеем так называемый «гламур», такая жизнь - броская, яркая, она сейчас всем нужна и необходима.

Пример нашей Воронежской области. В Москву в отдел церковной благотворительности обратилась семья: «Вот мы живёт чуть ли не в трущобах в Воронежской области и никому мы не нужны». Отдел церковной благотворительности направил нам запрос, чтобы мы нашли возможность и как-то помогли с жильём. Мы увидели, что они живут в нищенстве, влачат существование и предложили: «Давайте, мы договоримся с любым главой сельского района, они помогут приобрести вам дом, а вы поезжайте в деревню и основывайтесь там, заводите своё хозяйство. Мы поможем». И встретили самых настоящих врагов. Они сказали: «Да вы что?! Мы оттуда приехали, мы хотим в городе, в людях, чтобы наши дети были людьми, чтобы они проблем не знали, чтобы хребет не ломали, чтобы у них всё было, чтобы были обеспечены. Вот квартиру нам в городе добейтесь - это нам надо!» Вот менталитет людей, которые не хотят работать. Не хотят, благодаря своему труду честному, построить своё будущее. Если мы будем так рассуждать, у нас будущего не будет. Господь будет к вам обращаться, как к тому евангельскому безумцу и скажет: «Куда вы идёте, вот завтра катастрофа какая-нибудь будет. Сколько этих катастроф! Завтра несчастье случиться какое-нибудь. И то, что вы делаете, к чему оно?».
 
Нам необходимо понять значимость веры в Бога. Нам необходимо понять, что она даёт силы нравственные, что наша жизнь не кончается этой земной жизнью, что мы продолжаем жизнь вечную.

И надо не только тогда помнить, когда наши родственники умирают и особенно тогда, когда оканчивают жизнь самоубийством, тогда люди бегают, просят: ну отпойте! ну дайте! Но сами не хотим трудиться. Если благословляешь: «Утреннюю молитву каждый день читайте, а после этого сами поминайте своего родственника-самоубийцу».

Не хотят: они хотят, чтобы церковь молилась. А сами они хотят молиться? Да не хотят, думают, что церковь вымолит.

Всё дело в том, как человек лично относится к тому, что вокруг него совершается. Это не простые слова, это – очень значимая мировоззренческая точка зрения. Ничего не будет, если мы не стоим на ней, если мы не прихожане, а «захожане» - посмотрели: вроде умилительно, вроде хорошо, помолились и Господь за это должен что-то дать. Как студенты: забежал раз в год, свечку поставил, всё – пятёрка обеспечена. Не должно так жить, не должно быть таких рассуждений.

Я хотел бы, чтобы в дни Рождественского поста мы подумали над своим духовным состоянием, над отношением к нашей окружающей жизни, определили ценности на основе Евангельского учения, и чтобы всё нам было ясно. Тогда мы будем сильным народом, крепкими будут семьи, уважать будем друг друга, любить будем, помогать и Господь всегда будет с нами.

Храни вас всех Господь!
 

5 декабря, Покровский кафедральный собор