Я сердечно поздравляю всех вас с нынешним воскресным днём. Сегодня
год с того времени, как мы перенесли мощи святителя Митрофана из
Покровского кафедрального собора в новый Благовещенский кафедральный
собор. И этот год был годом милости для нас с вами. Мы ожидаем, что
в следующем году 16-17 сентября приедет Святейший Патриарх Кирилл и
освятит полным чином наш новый собор, который освящен малым чином,
мы там уже служим и ожидаем Патриарха, чтобы он освятил собор полным
чином, чтобы благодать Святого Духа сошла на это святое место.
Мы с вами сегодня слышали Евангельское чтение - оно относится
непосредственно к каждому из нас. Мы живём в трудное время, сложное,
тяжёлое, но наша вина состоит в том, что мы наших детей не воспитали
в страхе Божием, не воспитали послушание церковное, не привили
нравственную ответственность перед Богом, перед обществом, перед
государством, не внушили, что такое патриотизм, что такое Отечество
и как его нужно любить и ценить. И сейчас пожинаем эти плоды, потому
что в погоне за богатой жизнью человек не брезгует ничем: нужно быть
проституткой – становится проституткой; нужно убивать – убивает;
нужно ходить по трупам – ходит. И никаких нравственных угрызений –
ничего.
Евангельское чтение как раз говорит о таких людях. Построил большие
житницы, был богатым и вдруг – урожай. Это самое большое богатство
было во времена Христа, потому что ничего, практически, больше не
производили. И этот урожай сделал человека сказочно богатым. Он стал
думать: «А что я с ним буду делать? Я буду пировать. Я сломаю то,
что недавно построил, и построю более вместимые помещения и скажу
своей душе: душа, ешь, пей, веселись, тебе на много лет этого хватит
и не нужно тебе трудиться и беспокоиться, потому что прокормлюсь
безбедно».
Господь говорит: «безумный! в сию ночь душу твою возьмут у тебя;
кому же достанется то, что ты заготовил?»
К сожалению, и в нашем народе, и у других народов - они не
исключение, - когда есть достаток, есть во что одеться, когда есть
стимул, как сейчас в Европе, в США, корпоративные интересы, когда
есть возможность больше заработать, стимул скопить больше денег и
купить лучшую машину или лучшую квартиру, многие заражаются этим. В
80-е годы прошлого столетия я нёс послушание своё в Швейцарии и был
потрясён до глубины души. По роду послушания я объездил весь мир:
всю Европу, Америки Южную и Северную, Африку, и видел - там, где
народ живёт в нужде и в бедности, это Латинская Америка, Африка,
Австралия, где бедные, это местные аборигены – они все верующие, они
все живо верующие, пусть не православные, но они Бога ощущают. О
православии они ничего не слышали, но они во Христа верят и миссия
христианская там идёт успешно. А в таких странах, как США, Великое
объединённое королевство Великобритании, Германия, Франция,
Швейцария, вы заходите в воскресный день в любой кафедральный собор
– там пусто. Это – музей, который полон праздношатающихся; где-то в
уголке совершаются богослужения, 10-15 человек молятся, а остальные
никто не молится. Но финансовое обеспечение церкви там было
поставлено на широкую ногу - каждый человек обязан заявить, какого
он вероисповедания, и финансовые органы отчисляют автоматически
часть его доходов в пользу его конфессии, если он католик –
католикам, если протестант – протестантам, только православных не
поддерживают. И живут церкви безбедно, они миллионеры, они могут
любую благотворительную программу реализовать, но заставить ходить
людей в храм они не могут. Когда начались шатания по развалу
Советского Союза, то приезжали всякие эмиссары, которые собирали
представителей из Восточной Европы и давали им азы и уроки, потому
что чувствовалось, что Советский Союз скоро развалится и вся эта
система падёт и говорили, что нужна свобода слова, свобода
выражения. Как-то я по наивности сказал, что у нас свободу-то ищут,
но чаще другую свободу: ищут какие-то вещи, что-нибудь поесть
получше, а о том, что быть нравственным человеком, не думают. Мне
сказали: «Вы, господин епископ, неправильно понимаете свободу,
которую несёт демократия Запада. Мы за то, чтобы каждый имел свою
точку зрения и какие-то материальные ценности, мог что-то приобрести
в этой жизни. А то, о чём Вы говорите, это совсем непонятные вещи».
Я говорю: «Вы – верующие, вы – паства, люди, понимающие, что такое
духовное состояние человека». Мне ответили: «Об этом мы можем
поговорить в частном порядке, нас это не интересует».
Мы с вами свидетели этого натиска на православную Россию: не дать
возможности церкви, чтобы люди познали православие, чтобы люди
познали истинного Бога; но, чтобы люди распылили своё внимание по
ничего не значащим, ничего не стоящим маленьким потребностям.
Кому-то нужно одно, кому-то нужно другое, кому-то - третье. Мы
сейчас имеем так называемый «гламур», такая жизнь - броская, яркая,
она сейчас всем нужна и необходима.
Пример нашей Воронежской области. В Москву в отдел церковной
благотворительности обратилась семья: «Вот мы живёт чуть ли не в
трущобах в Воронежской области и никому мы не нужны». Отдел
церковной благотворительности направил нам запрос, чтобы мы нашли
возможность и как-то помогли с жильём. Мы увидели, что они живут в
нищенстве, влачат существование и предложили: «Давайте, мы
договоримся с любым главой сельского района, они помогут приобрести
вам дом, а вы поезжайте в деревню и основывайтесь там, заводите своё
хозяйство. Мы поможем». И встретили самых настоящих врагов. Они
сказали: «Да вы что?! Мы оттуда приехали, мы хотим в городе, в
людях, чтобы наши дети были людьми, чтобы они проблем не знали,
чтобы хребет не ломали, чтобы у них всё было, чтобы были обеспечены.
Вот квартиру нам в городе добейтесь - это нам надо!» Вот менталитет
людей, которые не хотят работать. Не хотят, благодаря своему труду
честному, построить своё будущее. Если мы будем так рассуждать, у
нас будущего не будет. Господь будет к вам обращаться, как к тому
евангельскому безумцу и скажет: «Куда вы идёте, вот завтра
катастрофа какая-нибудь будет. Сколько этих катастроф! Завтра
несчастье случиться какое-нибудь. И то, что вы делаете, к чему
оно?».
Нам необходимо понять значимость веры в Бога. Нам необходимо понять,
что она даёт силы нравственные, что наша жизнь не кончается этой
земной жизнью, что мы продолжаем жизнь вечную.
И надо не только тогда помнить, когда наши родственники умирают и
особенно тогда, когда оканчивают жизнь самоубийством, тогда люди
бегают, просят: ну отпойте! ну дайте! Но сами не хотим трудиться.
Если благословляешь: «Утреннюю молитву каждый день читайте, а после
этого сами поминайте своего родственника-самоубийцу».
Не хотят: они хотят, чтобы церковь молилась. А сами они хотят
молиться? Да не хотят, думают, что церковь вымолит.
Всё дело в том, как человек лично относится к тому, что вокруг него
совершается. Это не простые слова, это – очень значимая
мировоззренческая точка зрения. Ничего не будет, если мы не стоим на
ней, если мы не прихожане, а «захожане» - посмотрели: вроде
умилительно, вроде хорошо, помолились и Господь за это должен что-то
дать. Как студенты: забежал раз в год, свечку поставил, всё –
пятёрка обеспечена. Не должно так жить, не должно быть таких
рассуждений.
Я хотел бы, чтобы в дни Рождественского поста мы подумали над своим
духовным состоянием, над отношением к нашей окружающей жизни,
определили ценности на основе Евангельского учения, и чтобы всё нам
было ясно. Тогда мы будем сильным народом, крепкими будут семьи,
уважать будем друг друга, любить будем, помогать и Господь всегда
будет с нами.
Храни вас всех Господь!
|