главная

Пассия


Слово «пассия» происходит от латинского «passio», что значит - «страдание» (по церковно-славянски - «страсть»). Так называются особые службы, совершаемые Великим постом. Пассии названы так потому, что их чин составлен из песнопений Страстной седмицы, чтения евангельских повествований о Страстях Христовых, а так же иногда акафиста Страстям Господним или Кресту и поучения о спасительном значении искупительных страданий Спасителя.

В Русской Православной Церкви пассии впервые появляются в XVII веке на юго-западе Руси, а в 1702 году чин пассии был впервые напечатан в Киево-Печерской лавре, как прибавление к богослужебному Уставу. Свт. Иннокентий, архиепископ Херсонский и Таврический, составил службу с акафистом Божественным Страстям Христовым, пассия в Православной Церкви является церковным последованием, богослужебным чином.

В современной богослужебной практике Русской Православной Церкви распространён обычай совершать пассии в четыре воскресных дня Великого поста.

Перед великой вечерней посреди храма поставляется большое Распятие. Во время пения стихир отверзаются Царские врата и из алтаря выносится Святое Евангелие, которое полагается на аналое перед Крестом. Затем следует чтение акафиста и Евангельского повествования о Страстях Христовых. В завершение читается молитва, и духовенство, и молящиеся прикладываются ко Кресту.

Пассия, как молитвенное памятование о страданиях Спасителя, предваряющее несколько раз в течение Великого поста священные воспоминания Великой Пятницы, вместе со всеми другими церковными Богослужениями ведёт нас через поприще Святой Четыредесятницы к седмице Страстей Христовых и Его Славному Воскресению.

Начало вечерни обычное. После Свете Тихий бывает вход ради великого прокимна Дал еси достояние боящимся Тебе Господи. На стиховне, на Слава, и ныне или на И ныне, поется стихира Великого Пятка: Тебе, одеющагося. Во время пения этой стихиры отверзаются царские врата и из алтаря выносится Святое Евангелие.

Затем следует акафист Страстям Христовым. Во время чтения акафиста диакон непрерывно кадит Крест, а на 11-м икосе обычно совершается малое каждение.

Прокимен, глас 4-й: Разделиша ризы Моя себе, и о одежди Моей меташа жребий, Стих: Боже, Боже Мой! Вонми Ми, вскую оставил Мя еси?

Перед чтением Евангелия хор поет: Слава Страстем Твоим, Господи!

По прочтении Евангелия: Слава долготерпению Твоему, Господи!Затем (умилительным распевом) поется Днесь висит на Древе.

Далее следует малая сугубая ектения Помилуй нас, Боже, затем возглас Яко Милостив и Человеколюбец Бог еси, и иерей коленопреклоненно читает молитву.

Затем хор поет стихиру Великой Субботы: Приидите, ублажим.

Предстоятель с амвона благословляет народ Евангелием и уносит его в алтарь. Священнослужители прикладываются к престолу. Царские врата затворяются. Молящиеся прикладываются ко Кресту.

Вечерня оканчивается по обычному чину вечера Недель Святой Четыредесятницы: по Ныне отпущаеши - пение великопостных тропарей, и далее по чину. Отпуст обычный.