главная

Отец небесный


Настоятель Знаменского храма отец Василий ещё недавно был больше известен как летчик-истребитель, капитан Задорожняк...

Когда над Знаменским храмом Пресвятой Богородицы, расположенном в селе Губари Борисоглебского района, пролетают самолёты, 45-летний отец Василий всегда прислушивается к звуку их моторов. В основном в этих местах летают свои — курсанты Борисоглебского училища истребительной авиации имени Чкалова. Двадцать лет назад над храмом — местом своей будущей работы — частенько пролетал и курсант Задорожняк, не подозревая о том, что через годы спустится с небес на землю, чтобы быть ближе к этим самым небесам...

      — Только не пишите, — просит отец Василий, пропуская нас внутрь необычайно светлого и просторного Знаменского храма, — что я, когда был лётчиком и летал на высоте 10 — 12 тысяч метров, был на это расстояние ближе к Богу, чем теперь. Это обычный журналистский штамп. Ведь когда Юрий Гагарин полетел в космос, у него потом долго выясняли, видел ли он там Бога. А к Богу не обязательно на такую высоту подниматься, он и на Земле в каждом из нас живёт...

      Отец Василий только что вернулся из дома, с Западной Украины, где осталось много его родственников. Он «западенец» — из Черновицкой области, родился в деревне по соседству с родиной Софии Ротару.
      Василий Задорожняк — священник не потомственный, хоть и родители были верующие (отец 50 лет отработал псаломщиком в церкви), и сам с детства ходить в церковь был приучен.

      — Ещё в школе я умел читать на церковнославянском языке, — вспоминает он. — Знал многие молитвы, но мечтал летать. В свободную минуту всё мастерил модельки самолётиков. А с восьмого класса пошёл в музыкальную школу — играл на трубе. И в армию попал служить в черновицкий военный оркестр. Но перед 7 ноября 1978 года, когда оркестр готовился к параду, маршируя по лётному полю львовского аэродрома, всё в одночасье переменилось. Тогда я впервые увидел истребитель СУ-24, даже удалось посидеть в его кабине, и дальнейшая судьба была решена...

      Василий написал сразу в четыре лётных училища СССР, а про себя решил, что будет поступать туда, откуда раньше всех придёт ответ. Первый пришёл из Борисоглебска, остальные письма запоздали ровно на сутки, и парень поехал поступать. Медкомиссию прошёл легко, с экзаменами тоже расправился быстро, и в 1979 году стал курсантом.

      Тогда-то он и начал в тренировочных полётах привыкать к близкому небу, которое раньше представлял себе лишь в молитвах. Крестик не носил, но, когда ездил в отпуск домой, обязательно ходил с отцом в церковь, а возвращаясь в кабину истребителя, перед каждым полётом вспоминал Бога и молился ему.

      В 1983-м, в последний год учёбы, Василий чуть было не предстал перед Всевышним, когда во время полёта отказал генератор переменного тока, но всё же ему удалось благополучно посадить машину. То ли Бог помог, то ли партбилет в кармане... Попробовал бы курсант, будущий лётчик-истребитель в те годы в КПСС не вступить — сразу бы летать перестал...

      Сколько потом было посадок теперь уже и не вспомнить. С 1983 по 1994 год довелось служить в Эстонии, Венгрии, на родной Украине. Одного налёта на МиГе-27 и вертолёте Ми-8 — более двух с половиной тысяч часов.

      В 1991 году отдал партбилет командиру и надел на шею крестик. Ничего — летать продолжил. После двадцати семи лет выслуги демобилизовался в звании капитана...

      — Жизнь переменилась, — говорит отец Василий. — Парк машин ветшал, и летать было небезопасно, керосина не хватало, в общем — перспектив не было никаких. С Божьей помощью надо было начинать жить по-новому...

      Вначале работал на стройках в Кировограде (от отца достались ему помимо всего прочего навыки маляра-штукатура и печника), занимался частным извозом... Пока без пассажиров ехал в машине всё время в полный голос молитвы читал — готовил себя к будущей жизни, которая уже без служения Богу не представлялась. Регулярно посещал церковь (когда ездил домой подменял отца-псаломщика) и в 2001 году был рукоположен в священники. Поступил в киевскую духовную семинарию...

      — Бог сам меня вёл по жизни, — утверждает настоятель. — Когда летал, тоже чувствовал себя на своём месте, хотя и был уверен, что к служению Богу рано или поздно приду...

      Некоторое время отец Василий служил настоятелем храма одного из приходов Кировоградской области, но знакомые приглашали переехать в Россию. Так в 2002 году военный пенсионер Задорожняк, он же священник отец Василий оказался в Губарях неподалёку от училища, давшего ему дорогу в небо...

      — Раньше я служил Вооружённым силам, теперь — силам небесным, — улыбается отец Василий. — Мой новый «главнокомандующий» спрашивает строже, чем прежний. Хотя часто я до сих пор летаю во сне. Впрочем, у лётчика и священника главное общее — небо. Будучи штурманом, при полётах я помогал найти дорогу лётчикам, а священник — тот же штурман. Только для прихожан...

      Прихожан в селе немного — двух сотен не наберётся. Но и те знают, что звук пролетающего в небе истребителя для настоятеля такая же благодать, как и колокольный звон...

 

30.11.2004

Леонид ШИФРИН