главная

Главная опасность преподавания


В моем родном Казанском храме священник обратился к пастве с призывом писать письма в главное управление образования Воронежской области. Цель - поддержать введение основ православной культуры в воронежских школах. Еще предлагал зайти на сайт епархии и проголосовать там. Как прихожанин, почувствовал свой долг. Зашел на сайт и проголосовал за преподавание программы ОПК. А вместо письма - эта колонка.

Обеспокоила священнослужителей «негативная волна», развернутая против нововведения правозащитниками МПГ. Те приступили к действиям сразу после того, как в конце мая областная администрация и Воронежская епархия договорились о факультативном преподавании основ православной культуры. В СМИ замелькало имя правозащитницы Ольги Гнездиловой, ответственной за акции и сбор подписей против факультатива, которые будут направлены начальнику облобразования Якову Львовичу.

Когда я позвонил в МПГ, Ольга Гнездилова отсутствовала. Поговорил с пресс-секретарем движения Любовью Захаровой.

- Почему вы против? - спрашиваю.
- Потому что такое преподавание в школах нарушает Конституцию, в частности - статью о свободе вероисповедания.
- Чем же нарушается свобода вероисповедания?
- Это обязательный факультатив, значит, будет обязательное изучение Закона Божьего.
- А к вам обращались представители иных, кроме православной, конфессий? Говорили, что их свобода нарушается?
- Нет, мы сами на основании знания законов и Конституции приняли решение противодействовать внедрению программы ОПК.
- Вы с самой программой знакомы?
- Да.

Я тоже ознакомился с программой ОПК. Основана она на разработках учителя средней школы №19, где и апробирована в течение многих лет. Содержит программа обращение к русским и не только сказкам (от Пушкина и Андерсена до Бианки), рассказы о святых, о русских полководцах, толкование мест Евангелия, объяснения про ангелов и архангелов… Обязательного изучения Закона Божьего я в ней не обнаружил.

А хоть бы и так. Лично я бы ратовал за принудительное изучение Закона Божьего, если бы это не противоречило самому духу этого закона. Вот воронежская еврейская диаспора высказалась, что не против, а только за какое бы то ни было религиозное воспитание в школах. Но, разумеется, на добровольных началах.

Люди, так ведь по-другому религиозность и не прививается.

Отчего же активизировались правозащитники? Самое распространенное объяснение - надо отрабатывать гранты. Предъявлять деятельность спонсорам. Однако в данном случае, как и во многих других серьезных вещах, надо различать уровни. Есть орудия (в нашем случае, к счастью, не слишком добросовестные) и есть тот, кто их использует по попущению Господа. Тот, кому золотые купола слепят черный глаз. Надуманный выбор - изучать в школах основы православия или нет - подменяет единственно важный, данный нам Богом выбор между Добром и Злом.

Знаете, к какому я пришел недавно выводу? Психически здоровый человек заинтересован иметь дело именно с верующим человеком. Ибо это гарантирует, как минимум, порядочность. То есть не всем достает силы и желания быть христианином, но каждый предпочтет, чтобы другой вел себя с ним по-христиански. Говорил правду, предлагал помощь, наконец - любил.

Есть и иные люди. «Я не знаю, каков процент сумасшедших на данный час, но, если верить глазам и ушам - больше в несколько раз», - предупреждал Виктор Цой.

Сумасшедшим недоступна любовь. Однако она недоступна и неверующим. Точнее, можно быть верующим, но не найти в этой жизни любви, но тот, кто полюбил, уже не может быть неверующим. Кто любит, тот чувствует Бога.

Главная опасность для факультатива «Основы православной культуры» только одна. Если он будет преподаваться без любви.

Виктор Лиходзиевский
 

22 июня 2007 г., № 25

http://www.bereg.vrn.ru/article416.html