Официальная информация Воронежского
епархиального управления

главная

в связи с газетными публикациями и сообщениями некоторых телекомпаний
вокруг семьи Луцкевич

3 октября у стен одной из древнейших святынь Воронежско-Липецкой епархии Свято-Алексиево-Акатова монастыря произошла беспрецендентная провокационная акция, организованная семьей священника Георгия Луцкевича.

Для увещевания митингующих более трехсот священнослужителей епархии вынуждены были покинуть места своего служения и прибыть к покоям Владыки Митрополита. Собравшиеся священнослужители совершили молитву о вразумлении устроителей этой позорной для православноверующих акции. Но слова назидания и молитвенное обращение не возымели действия, напротив, вызвали скандальную реакцию с оскорблениями в адрес «недругов» семье Луцкевич. Попытка оттеснить пикетчиков, наступавших на духовенство с нецензурными словами, стала сигналом для разыгранного спектакля о насилии над «беззащитными женщинами» и «хрупким юношей» (сыном Луцкевичей), который истерично вопя и поливая грязью клириков, ударил священника камерой по голове, не забывая снимать событие на видео в нужном ракурсе.

Заранее ангажированные семьей Луцкевич журналисты расписали эти события, как «дикую расправу над инакомыслящими». Но чем была вызвана акция пикетирования с заказной прессой?

Ответ дает сама жена Георгия Луцкевича в своем интервью газете «Воронежский курьер»: «Сразу после перевода мужа в другую церковь я объявила о начале голодовки». Дело не в том, что перевели, а перевели, по словам Светланы Васильевны, «в один из самых бедных приходов Воронежской области - Михайло-Архангельский храм поселка Репное». Окормлять «бедный» и находящийся в городской черте Воронежа приход священник Георгий Луцкевич в качестве настоятеля (!) - был не намерен.

Борьба семейства Луцкевичей за «доходные места» началась еще раньше событий, происшедших 3 октября. Жена священника Георгия Луцкевича Светлана Васильевна заявила: нас не устраивает сельский приход для моего зятя (трижды запрещавшегося в служении), мало денег, нам нужны деньги. Уберите одного, поставьте нашего. Прекратите строительство кафедрального собора, а деньги дайте нам, купите для нашей семьи автобус, трех автомобилей нам мало, и мы хотим организовывать турпоездки и т.д. все в таком духе. Естественно, что эти несуразные претензии, не были удовлетворены. (Надо заметить, что сам зять Светланы Васильевны никаких просьб или недовольств не высказывал). Но самое обескураживающее в том, что о.Николай, зять Луцкевичей, написал в епархиальное управление письмо, где он извиняется за действия своей скандально известной тещи С.В. Луцкевич и говорит, что запрещал своей жене и детям учавствовать в этой провокации, но всем командует в семье не он сам, а теща.

Тогда Луцкевич выступила с обличительной статьей в светской прессе. При чем выступила не от своего лица, а от лица сельских священников, которые якобы бедствуют на приходах в то время, как в Воронеже возводятся, по мнению Светланы Васильевны, ненужные (?!) храмы; и применила усвоенный прием набирания политических дивидендов: обвинения в коррупции, авторитаризме, гигантомании и т.п. Классический прием давления и шантажа для достижения своих личных целей.

В ответ на обвинение С.В. Луцкевич в прессе священнослужители епархии отреагировали незамедлительно, единогласно выступив с коллективным обращением, в котором единодушно засвидетельствовали ложность заявлений, содержащихся в статье.

Более того, сама С.В. Луцкевич, ссылаясь на корреспондента, призналась, что лживый заголовок статьи был навязан центральной редакцией газеты, при этом от автора публикации требовали не только жесткого заголовка, но и жесткого комментария по отношению к Церкви. Итог - полная дезинформация читателя, дискредитация газеты, перевранные факты.

Светлана Луцкевич была приглашена на заседание епархиального совета, но кроме безудержного крика и вызывающего поведения, не прозвучало ни одного факта, способного подтвердить достоверность обвинений, выдвинутых ею через газету "Коммерсант-Черноземье" против духовенства. Эти факты она не могла бы и привести, поскольку их просто не существует.

Взывая к христианской совести и уповая на Милосердие Божие, члены епархиального совета обратились к С.В. Луцкевич с призывом к раскаянию в учиненной клевете, лжи и угрозах. "В случае упорства и нераскаянности, - говорилось в обращении, - будет иметь место суждение о пребывании С.В. Луцкевич в ограде церковной в соответствии с канонами Православной Церкви". После этого С.В. Луцкевич направила в адрес епархиального управления письмо, где свидетельствовала о том, что факты, содержащиеся в публикации и заглавие статьи были искажены редакцией газеты, а она сожалеет о происшедшем.

Шантаж не подействовал. Ради сохранения мира церковного Владыка Митрополит перевел отца Георгия Луцкевича в пригородный храм, где поле для интриг и собирания сплетен сужается. Надо заметить, что сам Георгий Луцкевич на епархиальный совет не явился ни разу, сколько его не приглашали.

Журналистам нужен скандальный сюжет о Русской Православной Церкви, которую многие из них очень не любят, поэтому никому и в голову не пришло обратиться в епархиальное управление и ознакомиться с личным делом священника Георгия Луцкевича: как складывались ранее его отношения с управляющими епархией, с настоятелями храмов, где он служил и со своими сослуживцами. И так ли бескорыстна благотворительность четы Луцкевич, или это способ привлекать сторонников, лично преданных им.

Семья Луцкевич много лет известна всей епархии своей скандальной «славой», и этот случай уже далеко не первый и не единичный. С первых дней своего священнического служения с 1967 г. отец Георгий находился в постоянном конфликте с правящими Преосвященными, клириками и мирянами практически всех приходов, где он служил, вносил в церковную жизнь раздор, нестроения, не гнушаясь наветов и ложных обвинений. Об этом свидетельствуют многочисленные документы его личного дела, которое начинается негативной характеристикой, направленной архиепископом Воронежским и Липецким Михаилом (Чубом) Патриаршему местоблюстителю Митрополиту Крутицкому и Коломенскому Пимену (будущему Всероссийскому Патриарху) 16 ноября 1970 года. В ней отражена недостойная христианина деятельность по разжиганию вражды среди собратьев и постоянное тщеславное стремление занять лучший для себя приход.

Если учесть, что это было время тяжелейшего атеистического произвола и уничтожения Церкви, подобного рода поступки (доносы в советскую прессу и органы власти) могут быть охарактеризованы как подлость по отношению к собратьям-священникам и предательство Церкви.

Последние двадцать лет духовенство смирялось с бесчинствами священника Георгия и его супруги, многодневные запои, матерщину в храме, надеясь на то, что с Божией помощью наступят изменения к лучшему. Поскольку же клевета и интриги стали нормой жизни и поведения семьи Луцкевич, которая использует ложь и шантаж для решения своих личных проблем и давления на Церковь ради выгодных для себя решений, не остается ничего, кроме принятия самых строгих канонических прещений.

Духовенство Воронежско-Липецкой епархии, уже неоднократно проявляло братское единение и сплоченность. Невзирая на давление извне и развернутую кампанию по дискредитации Церкви, обратилось к Его Высокопреосвященству митрополиту Воронежскому и Липецкому Мефодию с просьбой очистить епархию от скверны и оградить Церковь от смуты и разделения, отлучить протоиерея Георгия Луцкевича и С.В. Луцкевич от общения Церковного.