главная

Союз креста и скальпеля

Первые общества православных врачей в России стали создаваться с середины 1990-х годов. В 2007 году в Белгороде состоялась учредительная конференция Общества православных врачей России, а спустя 2 года ОПВР было зарегистрировано в Минюсте как общественная организация. Сейчас она имеет отделения в 43-х субъектах РФ. Возглавляет ОПВР председатель Отдела по церковной благотворительности и социальному служению РПЦ митрополит Воронежский и Борисоглебский Сергий. Подробнее о деятельности общества можно узнать на сайте: www.opvr.ru

Уважаемые читатели! Если у вас возникли вопросы по проблемам, которые выносят на обсуждение православные врачи, вы можете задать их по телефону: 61-99-99. Мы переадресуем ваши вопросы компетентным специалистам в области медицины, образования и социальной работы и опубликуем ответы в нашем еженедельнике.

Цена прогресса

Один из героев знаменитого романа Достоевского приходит к простой и страшной мысли: «Если Бога нет, то все дозволено». Медицина, уже давно стала светской наукой. Но не ушло ли из нее вместе с «церковными догмами» еще что-то важное?

Мы живем в эпоху высоких технологий, и порою, кажется, что сфера их применения безгранична. Использование стволовых клеток для омоложения организма, генетическая коррекция особенностей человека, клонирование... Так и хочется воскликнуть – до чего дошел прогресс! Вот только где гарантия, что новые возможности науки не превратятся в один из способов манипулирования человеческой жизнью? Между тем, здоровье все чаще трактуется как объект медицинских услуг, и как область человеческого права, которое включает в себя «право» на прекращение жизни в случае неизлечимой болезни, «право» распоряжаться жизнью своего ребенка... И все это на фоне роста так называемых социальных заболеваний (алкоголизма, наркомании, ВИЧ) и демографического кризиса.

Как противостоять трансформации медицины в коммерческую сферу, где страдание человека становится объектом извлечения прибыли? Как уменьшить риск возникновения социальных заболеваний? И где она, эта тонкая грань, отделяющая открытие, способное принести огромную пользу людям, от той темной сферы, где кончаются «границы дозволенного»? Обсуждению этих и других вопросов был посвящен II Всероссийский съезд православных врачей, состоявшийся 1-2 октября в Воронеже.

Медицина нуждается ...в лечении?

Организаторами форума стали Общество православных врачей России (ОПВР) и его воронежское отделение, отдел по церковной благотворительности и социальному служению Русской Православной Церкви, правительство области, Воронежская и Борисоглебская епархия и ВГМА. В работе съезда приняли участие представители 58-ми епархий, среди которых академики РАМН, ректоры медицинских вузов, руководители департаментов здравоохранения субъектов РФ, главврачи лечебных учреждений и священнослужители. Наш город был выбран для съезда не случайно. Как отметил главный терапевт РФ, академик РАМН Александр Чучалин, председательствовавший на форуме, «в Воронеже одно из самых сильных в России обществ православных врачей».
Одной из главных задач ОПВР является возвращение в отечественную медицину христианских ценностей, на которых она базировалась до революции. Пренебрежение к этим ценностям на фоне быстрого развития «общества потребления», по мнению участников форума, приводит к тому, что здравоохранение превращается в «технократическую сферу», где на смену идее служения больному приходят законы рынка и культ здорового бездуховного тела.
Помимо мировоззренческих проблем в центре обсуждения на съезде была практическая работа общества. А сделано уже немало. Во многих регионах (и у нас в том числе) начали действовать программы по борьбе с социальными заболеваниями, такие как «Общее дело» – проект, направленный на борьбу с алкоголизмом и наркоманией. Ведется просветительская деятельность, оказывается безвозмездная врачебная помощь населению, при больницах создаются храмы и молельные комнаты... Одна из таких комнат открылась прямо во время работы съезда – при ВГМА.

Руководитель Воронежского общества православных врачей, председатель медицинского отдела Воронежской Борисоглебской епархии Андрей Савченко:

– Мы стремимся привнести христианские ценности в среду врачей, чтобы те в свою очередь несли эти идеи людям, с которыми общаются в процессе работы. Ведь часто доктор становится первым человеком, который объясняет больному, что болезнь не случайна. Что она следствие его саморазрушающих действий.

Мы занимаемся научной деятельностью, осмысляя в историческом плане понятие милосердия. Изучаем проблемы насилия в обществе...

У нас нет своей системы здравоохранения, но мы помогаем людям получить помощь православных врачей. Усилиями общества была создана служба социального такси для людей с ограниченными возможностями. На базе ВГМА началось обучение сестер милосердия, а в семинарии ведется курс «Основы пастырской медицины». При этом мы не отгораживаемся от других конфессий. Напротив, стремимся, чтобы наши усилия суммировались и были направлены на благо человека.

«До сих пор лучшим диагностом считается патологоанатом...»

По мнению нашего собеседника – представителя Воронежской организации православных врачей, врача-патологоанатома, кандидата философских наук, Александра Шевченко, отказ медицины от духовных традиций христианства стал причиной теоретического кризиса, в котором она оказалась в конце XX века.

Александр Шевченко:

– Долгое время в основе обучения медика лежал труп. Кстати, до сих пор лучшим диагностом считается патологоанатом. Но в начале 1990-х стало очевидно, что схемы, которые были выработаны на вскрытии трупов и в экспериментах на мышках в реальной жизни просто не работают. Например, в США на пике использования антиаритмических препаратов (регулирующих сердечный ритм) было обнаружено, что они вызывают смерть! Применение этих препаратов привело к гибели 70000 американцев. Это больше, чем потери США во время Вьетнамской войны! Подобные явления заставили врачей задуматься об адекватности медицины, в которой нет места целостному представлению о человеке... Когда-то медицина отказалась от христианской антропологии, КОТОРАЯ ТРАКТОВАЛА личность как ОСНОВУ духовно-душевно-телесного существа ЧЕЛОВЕКА . В результате ей осталось только тело. И если медицина хочет развиваться дальше, она не может больше пренебрегать духовным аспектом в лечении человека.
– Александр Алексеевич, православные врачи выступают против абортов. Известно, что в нашей стране, была попытка их запретить после войны. Тогда это привело к гибели многих женщин в результате подпольных операций...
– Не нужно представлять взаимоотношения медицины и религии таким образом, что приходит поп и накладывает запреты. Православие не карательно. Если речь идет о том, что женщина умирает от патологии плода, как не сделать аборт? Это другое измерение. Но в большинстве случаев аборты делаются без медицинских показаний. Поэтому нужно говорить о том, что за абортом стоит убийство. При этом никто не посягает на свободу воли. Человек принимает решение сам. Главное, чтобы он осознавал, к каким последствиям это приведет.
– В последние годы не утихают споры по поводу стволовых клеток. Насколько правомерно их использование в медицине с вашей точки зрения?
– Мой научный руководитель академик Леонид Корочкин всю жизнь занимался изучением болезни Паркинсона, и смог, благодаря стволовым клеткам, сделать открытие, за которое был выдвинут на соискание Нобелевской премии. С моей точки зрения стволовые клетки – перспективный источник решения многих медицинских проблем. Но, я подчеркиваю – эти исследования не должны выходить за пределы этических норм. В частности, фетальная терапия, которая основана на использовании «абортивного материала» для выращивания этих клеток безнравственна...

Городской еженедельник полезной информации.
№ 41(243) 7-13 октября 2009 года (стр. 21)
 

Газета «Галерея Чижова»

Елена ЧЕРНЫХ