Вера и общество    

главная

Заставь молиться…


Воронежские правозащитники решительно протестуют против введения
в школьную программу предмета «Основы православной культуры».
Есть ли основания для этого?
 


Протестное заявление подписали и направили в различные средства массовой информации представители ассоциации «Голос», движения «Гроза», группы «Воронеж/Черноземье», Центра гражданских инициатив и ряда других гражданских организаций.

Чтобы заинтересовать журналистов, а через них и общественность, «подписанты» предали гласности «вопиющий» факт: Управление образования области, институт повышения квалификации педагогических работников и Воронежская и Борисоглебская епархия подписали договор о сотрудничестве!

Стало быть, «обязательное изучение одной из религий» – факт свершившийся.

«Данное нововведение нарушает статью 28 Конституции РФ о свободе вероисповеданий, – говорится в заявлении. – В результате этого соглашения тысячи воронежских школьников, независимо от их убеждений и вероисповедания, от взгляда родителей на религиозное или атеистическое воспитание с 1 сентября 2007 года, начиная со второго класса, будут обязаны посещать новый предмет – «Основы православной культуры».
Но, во-первых, в договорных отношениях три перечисленные «инстанции» состоят аж с 1992 года, а недавно соглашение о сотрудничестве продлено на очередные три года. Корректировке подвергнуты некоторые моменты, касающиеся подготовки соответствующих педагогов и степени информационно-прикладного обеспечения факультативного и учебного образовательного процесса со стороны епархии.

Во-вторых, при чем здесь статья 28 Конституции о свободе вероисповеданий, если договор не предусматривает «обязательного изучения одной из религий»: речь идет об основах православной культуры. Культуры, заметьте!

Православная культура – это сокровищница духовных ценностей нашего Отечества, достойная всеобщего внимания и уважения. Полагаю, протестовать против введения такого урока – это все равно, что возмущаться наличием в школьной программе русской литературы: не все у нас ученики русские, не у всех она – любимый предмет. Ну и что с того?

В-третьих, правозащитники почему-то не удосужились разобраться с очевидными вопросами: кто, как и в каком объеме будет осваивать основы православной культуры? По информации областного управления образования, со второго класса дети станут изучать эти самые основы факультативно. С седьмого класса они получат один час в неделю на культурологический предмет «Основы православной культуры». Учащиеся восьмых-одиннадцатых классов смогут вникнуть в различные аспекты православной культуры на уроках, проводимых в рамках так называемого элективного курса учебных дисциплин.

– Такой вариант «не есть догма», – говорит начальник областного управления образования Яков ЛЬВОВИЧ. – В его основе – дискуссионный опыт наших коллег из Белгородской, Калужской, Смоленской и других областей. Мы его переосмыслили коллегиально, с учетом мнения комитета по делам национальностей областной Общественной палаты – имеется совет из двух десятков уважаемых людей, в том числе ученых. Они, кстати, придают огромное значение созданию регионального учебника по основам православной культуры, ведь введение или не введение такого предмета – вопрос не федерального, а областного уровня.

Яков ЛЬВОВИЧ уверен, что благодаря уже проделанной и запланированной на ближайшее будущее работе, обучение детей основам православной культуры не будет иметь ничего общего с «оцерквлением» школ, а попытки некоторых правозащитников отождествить новый предмет с «Законом Божиим» продиктованы, скорее всего, желанием заработать себе политический капитал.

Конечно же, спекуляция на проблеме толерантности в обществе неуместна. Несколько лет назад на федеральном уровне решался вопрос о введении в школах «Основ мировых религий». Тогда правозащитники приложили все силы к тому, чтобы такое новшество не прошло. Главный мотив: если уделить одной из религий больше внимания, то дело может дойти до гражданских столкновений. Сейчас воронежская ассоциация «Голос» и другие организации обеспокоены тем, что дети некоренной национальности будут чувствовать себя чуть ли не изгоями, присутствуя на «чуждых» их вере уроках.

– Правозащитники напрасно противопоставляют одних детей другим, – говорит председатель Общественной палаты Воронежской области Борис ПРАСОЛОВ. – Наш комитет национальностей не склонен нагнетать страсти. Тем более что прорабатывается вопрос факультативного изучения основ культуры других религий. Исходить при этом нужно из количества учеников и подготовки педагогических кадров. Последнее требует определенного времени и денежных средств.

Основываясь на ложном посыле, что «Основы православной культуры» есть «Закон Божий», местные правозащитники лукаво утверждают в своем заявлении:

«Ученики будут вынуждены заучивать наизусть то, что им будет предложено епархией. В школах должен сохраниться светский характер образования. Мы согласны, что новому российскому обществу нужна нравственная платформа, вера, но каждый должен выбирать ее для себя сам, а не с помощью навязывания дополнительных школьных предметов».
Словосочетание «нравственная платформа» звучит, конечно же, весомо, но – не более того. Вспоминается прошлогодний пикет на Пушкинской площади в Москве. На него активисты движения «Российские радикалы» вышли с лозунгами «Патриархия, руки прочь от Конституции!», «Патриархия, не тронь наших детей!». В тот же день свою анти-акцию проводил Союз православных граждан. Руководитель сего объединения Кирилл ФРОЛОВ раскритиковал митингующих радикалов за то, что они пекутся о нравственности, а сами выступают за легализацию легких наркотиков и однополых браков.

Ни в коем случае не идентифицирую воронежских правозащитников со столичными радикалами, но, поскольку они проповедуют оба вышеназванных лозунга, хочу обратить их внимание на данные социологического опроса, проведенного в нашем областном центре институтом общественного мнения «Квалитас».

В Воронеже 78 процентов граждан считают себя верующими, 17 процентов – неверующими, остальные 5 процентов затруднились с ответом. Верующее население исповедует (в процентах): православие – 98,2, католичество – 0,4, ислам – 0,4, протестантизм – 0,4, буддизм – 0, другое – 0,2; затруднились с ответом 0,4 процента респондентов.

Большинство верующих и неверующих воронежцев (78 процентов) не имеют ничего против того, чтобы школьники усвоили основы православной культуры. Из них 40 процентов считают, что этот предмет нужно преподавать в числе обязательных дисциплин, а 38 процентов приветствуют факультативное преподавание.

То, что общественный совет при областном управлении образования высказался за дифференцированный подход в обучении подрастающего поколения названным основам, соответствует «народным чаяниям». Правда, опрошенные горожане (26 процентов) высказывают обоснованное, скорее всего, беспокойство: а вдруг при введении курса «Основы православной культуры» будут допущены «перегибы»? Чрезмерное рвение должностных лиц неуместно даже несмотря на то, что российский президент благосклонно относится к Русской православной церкви и чтим ею.

Не претендуя на «истину в последней инстанции», привожу заключительную цитату из заявления воронежских правозащитников:

«Мы просим отказаться от введения основ православной культуры в качестве обязательного предмета в общеобразовательных школах Воронежской области».
Ваше слово, уважаемые читатели?

P.S.
Как стало известно «Коммуне», в дополнение ко всему воронежские правозащитники призвали общественные организации региона совместно выступить против введения в школьную программу обязательного предмета «Основы православной культуры». Вот уж люди расстарались! На ум приходит старая поговорка с религиозным, кстати, уклоном: «Заставь… Богу молиться, он и лоб расшибет».

 

Газета «Коммуна», № 84(24921)

Николай СТАРЫХ