главная

Мой святой отец


В Воронеже живет дочь священномученика Уара, в миру Петра Шмарина, епископа Липецкого, причисленного к лику святых

Священномученик Уар (Шмарин), епископ Липецкий, был причислен к лику святых спустя 62 года после гибели – 20 августа 2000 года, на Юбилейном Архиерейском соборе Русской православной церкви. Так что возраст его дочери Клавдии Петровны Шмариной – без малого век: 6 ноября ей исполнилось 97 лет.

Хотя, несмотря на годы, она полна энергии и оптимизма, легка на подъем, общительна и гостеприимна. С энтузиазмом откликнувшись на просьбу о встрече, показала свои «хоромы» – скромный домик в частном секторе за архитектурно-строительным университетом. И, перебирая фотоснимки из семейного архива, поведала удивительную и драматичную историю своей семьи.

Обещание, определившее судьбу

Петр Шмарин стал священником случайно. Если только что-либо происходит случайно в нашем мире... Родился в бедной и многодетной – 13 детей – крестьянской семье в селе Ново-Ситовка Избердиевского района Тамбовской губернии. Когда ему было всего два года, семья лишилась кормильца, так что уже с юных лет пришлось познать взрослую жизнь, помогать матери. Вот тут-то и определилась линия его судьбы: пас гусей у местного батюшки, тот обратил внимание на не по возрасту смышленого ребенка и предложил его матери отдать сына в гимназию. Все расходы пастырь взял на себя – взамен на обещание стать священником. А Петр обещание сдержал – успешно окончил тамбовскую гимназию и духовную семинарию.

Потом женился, был рукоположен в сан диакона и направлен служить в Саратовскую епархию. Там-то, в селе Колояре Вольского уезда, родились трое детей – Мария, Николай и Клавдия.

– В 1910 году папе предложили отправиться для служения церкви в Америку или Финляндию – на выбор, – рассказывает Клавдия Петровна, раскладывая, как пасьянс, слегка пожелтевшие фотографии. – Он поначалу и хотел уехать за океан, но мама и бабушка воспротивились – из-за нас, детей. В конце концов выбор пал на один из островов Валаамского архипелага – Манчинсаари на Ладожском озере.

Петр Алексеевич служил в приходе неподалеку от Валаамского монастыря. От природы одаренный, он всю свою жизнь занимался самообразованием, был сведущ во всех вопросах, обсуждаемых как среди духовенства, так и в миру. А его обширные познания в области медицины позволяли даже немного врачевать – спасал от хвори и собственных детей, и крестьян из округи. Клавдия Петровна до сих пор вспоминает гордость дома еще в бытность в Финляндии – богатейшую библиотеку. К чтению отец приучал детей с особым пристрастием, тщательно подбирая книги для каждого возраста.

На Валааме в семье родились еще трое мальчиков. Приходского священника перевели под Выборг, а в Финляндию переехали родственники жены – мать, сестра с мужем и брат Николай Георгиевич, который стал директором гимназии. Казалось, семья обрела глубокие корни. Но вскоре в России грянула революция, дальнейшее пребывание в Финляндии стало опасным, и на общем совете решено было переехать в Петроград. Ехали налегке, взяв только самые необходимые детские вещи – отец Петр все надеялся, что удастся вернуться...

Жизнь или вера?

– В Петрограде нас встретили голод, разруха, комендантский час, вооруженные солдаты и матросы, – вспоминает Клавдия Петровна. – Настроения гуляли антиимперские, и отцу пришлось отправить нас с мамой в свою родную Ново-Ситовку. Конечно, он не знал, что расстается с женой навсегда: в 1918 году повсюду свирепствовал тиф, мы все переболели, но выжили, а маму, заразившуюся от кого-то из детей, спасти не удалось. Ее уже похоронили, когда он спешно приехал из Питера. Мне тогда было восемь лет.

Шестерых сирот на время забрала к себе в Лебедянь Липецкой губернии бабушка по материнской линии. Семья воссоединилась, когда отцу дали приход в селе Тютчево, расположенном в десяти километрах от Лебедяни: там он снял квартиру, а прихожане, успевшие полюбить своего нового священника и верившие ему безоглядно, подарили (чтобы детям было полегче) корову, помогали продуктами.

– Спокойная жизнь опять оказалась недолгой, судьба готовила новые испытания. В России начались гонения на церковнослужителей. Храмы превращались в склады, приходы утрачивали связь с епархиями – повсюду прокатилась волна арестов. Отца тоже несколько раз арестовывали. На допросах в ОГПУ от него требовали отказаться от сана, но отец каждый раз отвечал решительным отказом. В 1924 году его заключили в Лебедянскую тюрьму. Требования в обмен на свободу были прежними: снять сан. «Мы строим новое государство, – убеждали его, – а вы человек высокообразованный, нам такие люди нужны». Сулили хорошую, престижную работу, квартиру, достаток, но в ответ слышали одни и те же слова: «Во что верую – тому никогда не изменю».

Отца ненадолго оставили в покое, а 20 августа 1926 года священник Петр Шмарин постригся в монахи и с именем Уар получил сан епископа Липецкого.

Последняя встреча отца с детьми состоялась при весьма печальных обстоятельствах. В апреле 1935 года, во время Великого поста, липецкие власти задумали снять колокола с Христово-Рождественского храма. Начались массовые аресты священнослужителей. В июне по лжесвидельствам его арестовали, а в сентябре на заседании выездной сессии специальной коллегии Воронежского облсуда приговорили к восьми годам тюремного заключения. Когда епископа вывели попрощаться с семьей, родственники не сразу узнали его – так похудел и постарел он за время следствия.

– Но дух отца не был сломлен, и виновным он себя не признал, – вспоминает Клавдия Петровна. – Никогда не забуду его слов: «Дочка, не плачь. Так, как я страдаю, страдает почти все духовенство. Такое сейчас время. А ты живи и работай честно. Не держи в себе ни зла, ни мести».

Из мичуринской тюрьмы отец Петр в 1937 году был отправлен в Карагандинские лагеря. Оттуда писал письма брату Николаю, а тот делился новостями с родственниками. Бывший епископ был убит спустя год, вскоре после того, как из барака для политзаключенных его перевели к уголовникам. Уара (Шмарина) похоронили в общей могиле для заключенных. В журнале осужденных в графе с его фамилией значилось: «Умер от сердечной недостаточности».

Спустя десятилетия, в годы «перестройки», после указа о реабилитации жертв политических репрессий, его дочь обратилась с запросом сначала в Липецкий КГБ, затем в Липецкую областную прокуратуру. Переписка оказалась короткой. В течение недели Генеральный прокурор вышел с ходатайством в Верховный суд РСФСР о признании незаконным ареста епископа. Вскоре П.А.Шмарина полностью реабилитировали.

«К святому обращаюсь, как к отцу…»

– Клавдия Петровна, расскажите, как сложилась ваша судьба.
– Окончила химфак Полтавского института, три года практики провела в Воронеже. Затем переехала в Ленинград, работала, мечтала заняться научной деятельностью. Но мои разработки пылились на архивных полках, а мне так хотелось видеть конкретный результат. Поехала с экспедицией в Карело-Финскую ССР, где нашли большие залежи фионита. Там меня застала война. Потом была эвакуация в Мурманск, а затем – в Ленинград. Любимый человек погиб на фронте, и я так и не смогла забыть его и обзавестись семьей. Всю жизнь помогала родственникам – сестре и жене брата, погибшего в 42-м на фронте, – воспитывать четверых детей. В 50-х переехала в Воронеж, служила в военной организации. Стала даже активисткой уличкома. Мой добрый совет или разумная рекомендация не раз примиряли соседей.

– После того как отец пострадал за веру, не боялись репрессий?
– Почему же, боялась. Но веру сохранила. Когда до войны жила в Ленинграде, в городе была единственная действующая церковь в переулке Гусева, недалеко от Московского вокзала. Еще один храм большевики сохранили в пригороде, в Шувалово, куда я по великим православным праздникам ездила тайно.

– И крестик носили?
– Открыто – нет, в советские времена все верующие его прятали. Я, например, в подворотничок зашивала, и когда молилась Господу, держалась за него.

– О чем вы просите отца в своих молитвах?
– Иконку с ликом святого Уара мне подарил пару лет назад владыка Липецкий Никон. Церковь хоть и канонизировала отца, для меня он прежде всего близкий, родной человек. И если я ему молюсь, то всегда извиняюсь, что обращаюсь к нему не как к святому, а как к отцу. Иногда прошу укрепить мое здоровье и помочь в чем-либо родственникам.

– Может, поделитесь рецептом долголетия?
– А у меня его нет. Наверное, прожила столько лет благодаря тому, что всегда следовала заветам отца, да и характером пошла в него. Стараюсь стоять за справедливость, никогда не жалуюсь на судьбу и верю в лучшее – это и дает мне опору в жизни. Вера помогла мне пережить смерть мамы, троих братьев и отца, голод, войну, разруху, болезни... Отец завещал мне не поддаваться душевному унынию.
 

www.kommuna.ru

Газета «Коммуна», № 181 (24817) от 21.11.06

Сергей КРОЙЧИК.