главная

Земляки. и лик Божественный сияет!


Наш земляк верхнемамонец Андрей Верхотин награжден патриархом Московским и Всея Руси Алексием II орденом Андрея Рублева III степени. Этой высокой чести он удостоен за свою иконописную деятельность.

– Интерес к древнерусским памятникам истории я почувствовал еще тогда, когда учился в Воронежском строительном институте, – рассказывает Андрей Николаевич. – Не случайно и то, что выбрал тему своей дипломной работы, связанную с древней планировкой городов-памятников: Ельца и Болхова. Когда собирал материал, то побывал в архивах Москвы, Ленинграда, Орла. Принимал участие в восстановлении разрушенных храмов, очищал старинные фрески. Вот тогда-то всем сердцем ощутил свою привязанность в древнерусской живописи.

Но до того как профессионально заняться живописью, Верхотин работает в Брянске преподавателем, а потом переезжает в Верхний Мамон и идет работать в Дом культуры.

– Но мне не хотелось устраняться от педагогической практики, – рассказывает Андрей Николаевич. – И потому я пришел к директору школы искусств Николаю Михайловичу Мочалову и предложил ему на общественных началах открыть художественное отделение. Он меня поддержал. Так в Верхнем Мамоне и появилось художественное отделение.

Верхотин воспитал много способных ребят. Их рисунки получали дипломы и призы на международных выставках в Японии и Москве, в Нижнем Новгороде и Воронеже.

– Но в душе я все больше и больше тянулся к иконе, – признается Андрей Николаевич. – Много читал духовной литературы, принял обряд крещения, обвенчался в храме с женой.

В тридцать семь лет он поступает на иконописное отделение при Московской духовной семинарии, получает благословение игумена Амвросия на занятие иконописью.

Одной из первых икон Андрея Верхотина была «Неупиваемая чаша», которая теперь находится в Иерусалиме. А первый его иконостас, написанный для Николо-Угрешского монастыря, освещал Святейший Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II.
За четырнадцать лет работы Андрей Верхотин написал около 500 икон (одних только икон Божией Матери около 250) и семь иконостасов – совместно со своей дочерью Тамарой. Еще в детстве она ставила на пианино маленькую иконку и пыталась сочинить духовную музыку. А с четырнадцати лет начала помогать отцу. Растирала краски, проклеивала доски, училась накладывать сусальное золото. Отец чувствовал, что дочь пойдет по его стопам. И он не ошибся.

Прилежание к иконописному делу, чтение богословской литературы позволили ей поступить в иконописную школу имени преподобного Алипия Печерского. Школа дала ей духовный багаж, мастерство иконописца. Ее студенческие работы уже привлекали внимание. А после окончания учебы Тамара приходит в мастерскую отца и сразу же включается в работу. Она выполняет отдельные заказы для монастырей, храмов, мирян. Ее работы привлекают своей непосредственностью, изысканностью цветовой палитры. За шесть лет практики из-под ее руки вышло уже около 150 икон.

Семье Верхотиных поступали заказы из многих стран мира, их мастерскую посещали делегации из Германии, бывали здесь известные актеры, общественные деятели и политики из Москвы и Воронежа. Их иконы имеются почти во всех странах Европы, в Америке и в Азии. Появившихся новых икон из-под руки Андрея Верхотина сейчас насчитывается с десяток. Главное место среди них занимает «Белоцерковская Святая Троица», которая находится в Москве, в Храме Христа Спасителя.

Верхнемамонский район.

www.kommuna.ru

http://www.kommuna.ru/newsview.asp?id=1175627751

Игорь ХАРИТОНОВ